Мэтт Дэймон в фильме «Мистическая пицца»
Очень быстро, всего через четыре года, он получил большую роль – в фильме «Школьные узы». Почти главную. Но его партнёр по фильму и почти ровесник Брендан Фрейзер в этой картине играет гораздо ярче и глубже: его герой сталкивается с американским бытовым антисемитизмом и переживает глубокую трагедию, не без участия юноши в исполнении Дэймона. Среди других актёров фильма – Бен Аффлек, и здесь требуется отмотать время чуть-чуть назад, в детство Мэтта Дэймона.
С Бенджамином Гизой Аффлеком Мэттью Пейдж Дэймон познакомился, когда ему было 8 лет и он жил с матерью и братом Кайлом. Дэймон и Аффлек – очень далёкие родственники, но это не имело никакого значения, потому что они просто превратились в лучших друзей и остаются таковыми до сих пор. Дэймон неплохо учился в школе, но, как он сам вспоминает, у него были большие проблемы с самоопределением, он чувствовал себя одиноким и от нечего делать разыгрывал дома по ролям им же придуманные сюжеты. Из этого выросли его желание быть актёром – и умение придумывать истории. Выполняя одно из заданий в Гарварде, молодой студент Дэймон написал сценарий «Умницы Уилла Хантинга», пусть и в упрощённой форме. На пробы к «Мистической пицце» Дэймон и Аффлек ходили оба, но взяли только Дэймона. Но Аффлека это не сильно обескуражило, он к тому времени уже сыграл в нескольких фильмах и был вполне уверен в своих силах.
«В не-борновских фильмах я стараюсь уступать в каждом бою, в который ввязываюсь. Так устроены сценарии, которые я выбираю. Пожалуй, я оприходовал уже достаточно плохих парней, выработал свой лимит по этой части. А если без шуток, сыграть что-то новое, даже сцену, в которой бьёшь не ты, а тебя, - это любопытно» (из эксклюзивного интервью Мэтта Дэймона «Фильм Про» 6 июня 2013 года)
В середине 90-х Дэймон получил роль в фильме крупнобюджетном фильме «Мужество в бою». У него роль второго плана, но важная для сюжета и очень выигрышная для актёра. Она стоила того, чтобы ради неё за три месяца сбросить 18 кг веса, исхудать до неузнаваемости так, чтобы потом полтора года восстанавливаться и молиться, чтобы сердце выдержало такую нагрузку. Дэймона заметили критики, его похвалила газета The Washington Post, и тут они с Аффлеком решили, что пора сделать серьёзный шаг. Они показали «Уилла Хантинга» паре хороших людей, посоветовались с Кевином Смитом и Робом Райнером и серьёзно доработали сценарий, чтобы можно было из него сделать полный метр. Они хотели сами режиссировать фильм и играть в нём роли. Стали давать сценарий продюсерам, но те были непреклонны. Доверить двоим малоизвестным актёрам такой проект было просто глупо, хотя сценарий принимали благосклонно.
Мэтт Дэймон в фильме «Мужество в бою»
«Везёт - однажды, а всё остальное время ты должен работать, должен быть невероятно креативным, чтобы удержаться на гребне успеха» (из эксклюзивного интервью Мэтта Дэймона)«Фильм Про» 10 августа 2013 года
В итоге договорились на следующем. Ставить фильм было доверено Гасу ван Сенту, который как раз тогда находился на коммерческом пике своей карьеры. А свои роли Дэймон и Аффлек отыграли блестяще, и Мэтт Дэймон получил даже получил актёрскую номинацию на «Оскар». Но дело было даже не в этом, он и Аффлек стали обладателями «Золотого глобуса» и «Оскара» за лучший оригинальный сценарий, что сразу вознесло их на вершину американского киноолимпа. Фильм стал прокатным хитом, Робин Уильямс получил «Оскар» за роль второго плана, а в благодарность Кевину Смиту Дэймон и Аффлек впоследствии спародировали «Уилла Хантинга» в комедии «Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар».
Трейлер фильма «Умница Уилл Хантинг»
Это, впрочем, было потом, а пока Дэймон и Аффлек стали вовсю сниматься вместе, используя появившийся неожиданно трамплин. Они чувствовали, что уже и так слишком много времени потратили зря. Дэймон мог, например, получить роль у ван Сента в «Умереть за» и прославиться ещё раньше, или сыграть в «Первобытном страхе», или оказаться звездой фильма «Быстрый и мёртвый». Но всё это было в прошлом. А пока Дэймона снял в небольшой, но значимой роли Спилберг в «Спасти рядового Райана», после чего была скандальная и богохульная комедия «Догма» всё того же Кевина Смита.
«Когда меня пригласили сниматься в «Отступниках» Скорсезе, я сказал режиссёру: «Знаешь, мне так надоели все эти одноклеточные характеры, крутые парни, которые цедят сквозь зубы, что готовы всех порвать. Я не смогу изобразить здесь чего-то нового. Мартин, позволь мне быть по другую сторону — я хочу проиграть в каждой драке, где буду участвовать» (из эксклюзивного интервью Мэтта Дэймона «Фильм Про» 6 июня 2013 года)
Карьеры Дэймона и Аффлека шли рядом, но всё же Дэймон был на шаг впереди, потому что принимал более интересные решения. Аффлек получил роли в блокбастерах «Перл Харбор» и «Сорвиголова». Дэймон, снявшись в «Талантливом мистере Рипли», продолжил развивать творческий союз с ван Сентом, он снялся у него в «Найти Форрестера» и в одной из самых радикальных его работ «Джерри». В этом фильме он играл в паре с Кейси Аффлеком, младшим братом Бена. Их герои брели по пустыне в течение всего фильма, изнывая от жары, падая, вставая – или не вставая, оставаясь лежать на жаре и умирать. Хит «Сандэнса», эта картина раскрывала огромный нерастраченный драматический талант Дэймона, далеко выходящий за пределы традиционного американского сторителлинга.
Трейлер фильма «Идентификация Борна»
Трейлер фильма «Джерри»
При этом Дэймон не забывал и о коммерческой стороне своей профессии. Он получил две роли, которые превратили его в суперзвезду на многие годы вперёд. Это место в ансамбле «друзей Оушена», героев невероятно популярной авантюрной комедии с участием огромного количества уже состоявшихся суперзвёзд. И это роль Джейсона Борна, интеллектуального конкурента Бонда, героя целого шпионского киносериала, сборы фильмов о котором давно перевалили миллиардную отметку. Он также мог позволить себе сняться в проходной коммерческой комедии «Застрял в тебе», которая тоже неплохо собрала в кинотеатре.
«Мы, актёры, всегда стремимся помочь режиссёрам, в том смысле, что мы приносим им наши идеи, миллионы идей. Но режиссура – это работа, которую может выполнять одновременно только один человек. Только так она вообще может состояться. Получается, что, вроде бы, это партнёрство, но в то же время и диктатура. Благожелательная диктатура. И она должна оставаться таковой» (из эксклюзивного интервью Мэтта Дэймона «Фильм Про» 6 июня 2013 года)
При этом Дэймон всё равно понимал, какие его роли действительно останутся в истории кино, а он серьёзно решил остаться там большим актёром. Поэтому, искушённый сотрудничеством с ван Сентом, в дальнейшем мог себе позволить выбирать роли у больших авторов. Пусть «Братья Гримм» не лучшая работа Терри Гиллиама, но играть у него очень почётно. «Ложное искушение» Роберта де Ниро – затянутый и не самый интересный фильм, но ведь это де Ниро! «Отступники» Мартина Скорсезе, «Че» и «Заражение» Стивена Содерберга – Дэймон становился украшением каждого из этих фильмов, даже если ему доставались не самые главные роли. Все знали, что стоит Дэймону появиться в кадре, как там возникает тайна. Кто знает, что выкинет этот парень с непроницаемым лицом и хорошей физической формой? Коэны позвали его в «Железную хватку», Клинт Иствуд снял его в двух картинах подряд, «Непокорённый» и «Потустороннее».
Трейлер фильма «Отступники»
Делая исключения для небольших, но забавных работ вроде озвучивания мультиков или локальных фильмов типа «Мы купили зоопарк», Дэймон, семейный человек и один из самых узнаваемых актёров в мире, больше не разменивался по мелочам. Не хватало только времени. Вместе с Джоном Красински он написал сценарий «Земли обетованной», чтобы самому его срежиссировать, но, как он рассказал в интервью автору этих строк, понял, что не успевает втиснуть работу над фильмом в свой график. И вновь вспомнил про своего друга ван Сента, который придал публицистическому сценарию изящества и глубины, о чём с восхищением поведал Дэймон. Показав, кстати, себя человеком, тонко чувствующим и понимающим киноязык и драматургию, чего не скажешь о большинстве известных актёров.
«Я заметил, что многое из того, что делал Гас, я тоже планировал снимать именно так. Однако у него были блестящие находки, которые никогда бы не пришли в мою голову. Они и делают Гаса тем самым Гасом ван Сентом» - (из эксклюзивного интервью Мэтта Дэймона «Фильм Про» 6 июня 2013 года)
Сложнейшая и одна из лучших ролей Дэймона – в фильме Содерберга «За канделябрами», где он играет любовника известного музыканта. Главной звездой фильма был Майкл Дуглас, для которого фильм стал подлинным бенефисом, но Дэймон, превратившийся на экране в женственного и капризного гомосексуалиста, тоже не может не удивлять: казалось, что все грани его таланта более или менее известны публике, но здесь перевоплощение было поистине шокирующим.
Трейлер фильма «За канделябрами»
Сейчас у Дэймона «фантастический» период. Главные роли в фильмах «Элизиум» (об этом фильме Дэймон тоже дал нам интервью), «Интерстеллар» и «Марсианин» показывают, что Дэймон решил развивать свой талант со скоростью света и что на Земле для этого слишком тесно. А вот Луна, Марс или что-нибудь ещё более отдалённое для этого подходят куда лучше. В крайнем случае это должно быть нечто сверхмасштабное, как работа у китайского классика Чжана Имоу: мистический блокбастер «Великая стена» с Дэймоном в главной роли выйдет в 2016 году. Дэймон к своим 45 годам успел слишком много, и он, вероятно, всё же отважится на режиссуру. А также заработает себе актёрский «Оскар» или добьётся ещё чего-нибудь такого, о чём одинокий мальчик из неполной семьи не мог и мечтать. Рядом будут его семья и друг Бен, успевший за последние десять лет добиться роли Бэтмена и сыграть в нескольких отличных авторских фильмах. Дэймон при этом будет сохранять свою знаменитую невозмутимость, а мы – гадать, что же за ней в действительности скрывается, кроме огромного таланта, неординарного интеллекта и отчётливо проявляемой интеллигентности.
Трейлер фильма «Марсианин»