Кадр из фильма «Мы, которые молоды». Автор сценария Далтон Трамбо
Далтон Трамбо за свои убеждения пострадал достаточно. Он сидел в тюрьме, его публично поливали грязью, лишили возможности работать в профессии. Его характер от всего этого так испортился, что Трамбо чуть не потерял свою семью, да и друзей у него было не слишком много. От всего этого сегодня остались только несколько фильмов, которые до сих пор пересматривают миллионы зрителей. Но забывать о том, каким человеком был Трамбо и за что он пострадал, всё же не стоит.
Кадр из фильма «Китти Фойль». Автор сценария Далтон Трамбо
Трамбо родился 9 декабря 1905 в Колорадо. Уже в школе он начал писать для стенгазеты, потом делал то же в университете, а после окончания стал профессионально заниматься журналистикой. Параллельно он писал рассказы и повести, от которых отказывались все издательства, но Трамбо это не останавливало. Он был трудоголиком, так что мог работать почти круглосуточно, что он большую часть жизни и делал.
Кадр из фильма «Парень по имени Джо». Автор сценария Далтон Трамбо
В 30-х старания Трамбо увенчались успехом. Он стал публиковаться в крупных изданиях уровня Vanity Fair, получил ставку в Hollywood Spectator, а уже оттуда ушёл редактором в Warner Bros. Он и во время учёбы с удовольствием писал рецензии, так что критиком он был уже опытным, да и писательский талант Трамбо отмечали уже на уровне национальных премий, в частности, его книга «Джонни взял ружьё» стала бестселлером и переведена на множество языков, включая русский, как замечательное антимилитаристское произведение. В конце жизни Трамбо экранизирует эту книгу и получит за неё приз в Каннах.
Кадр из фильма «Джонни взял ружьё». Автор сценария Далтон Трамбо
Из редактора Трамбо быстро превращается в самого востребованного автора сценариев своего времени – и одного из самых высокооплачиваемых. Его ежегодный доход составляет 80 000 долларов, по тем временам огромные деньги. Так, новый «Форд» в 1937 году стоил 850 долларов. Трамбо исправляет чужие сценарии и создаёт свои. В 1941 году он получает свою первую номинацию на «Оскар» - за адаптированный сценарий фильма «Китти Фойль», его фильмография за пять лет работы уже насчитывает два десятка фильмов. Его имя не всегда даже есть в титрах, но весь Голливуд знает, что раз Трамбо приложил руку к работе над фильмом, значит, всё в порядке: должно получиться что-то стоящее.
Кадр из фильма «Римские каникулы». Автор сценария Далтон Трамбо
Ещё в тридцатые годы Трамбо увлекается политикой и дружит с коммунистами. В партию он, правда, вступит только в 1943 году, в разгар войны. Будучи пацифистом, Трамбо резко отрицательно относился к возможности вступления США во Вторую мировую войну, и хотя во время войны он проявил себя патриотом, он не скрывал сочувствия и интереса к СССР, понимая, в какой ситуации оказалась обескровленная войной страна. В 1946 году Трамбо выпустил статью, написанную от лица советского гражданина. В статье утверждалось, что для СССР сегодня Запад и США в первую очередь представляют реальную угрозу, и это мнение шло вразрез с популярными в США «страшилками» о возможной экспансии СССР на Запад.
Афиша фильма «Храбрец». Автор сценария Далтон Трамбо
Статья вызвала большой скандал, и против Трамбо и других голливудских кинематографистов, сочувствующих СССР и объявивших себя коммунистами, началась травля. С этого начинается фильм «Трамбо». Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности фактически объявила ему войну. Она уже подвергла массированной атаке таких известных людей как Чарльз Чаплин и Бертольд Брехт, но с середины сороковых она начала систематическое преследование деятелей культуры. Трамбо стал одной из первых жертв её деятельности, которую сегодня вспоминают как «охоту на ведьм». С 1947 года Трамбо и его менее известных коллег стали вызывать на слушания и требовать публично признать, что они ведут скрытую прокоммунистическую пропаганду через фильмы. Трамбо свою вину не признал. Многие сдались и отреклись от своих убеждений.
Кадр из фильма «Исход». Автор сценария Далтон Трамбо
После ряда унизительных допросов Трамбо в 1950 году был посажен в тюрьму на несколько месяцев, но самое страшное было то, что, выйдя на свободу, он обнаружил, что ни одна студия не хочет с ним работать. Все боялись маккартистов и не хотели подставляться. Чтобы свести концы с концами, Трамбо вновь берётся за редактуру сценариев, анонимно, за копейки, так, чтобы никто не знал. Постепенно он вновь втягивается в написание сценариев для фильмов, но в титрах всегда указываются другие люди. Трамбо даже лично не появляется в офисах студий, чтобы никто не заподозрил, что он работает. На заработанные деньги он содержит дом и семью с тремя детьми, а также помогает тем из своих коллег, которые тоже оказались в «чёрном списке» и не могут работать. Пишет он чаще всего прямо в ванне, лежа там со своей печатной машинкой и с сигаретой в зубах. Именно такой памятник Трамбо поставят после его смерти.
Кадр из фильма «Спартак». Автор сценария Далтон Трамбо
По иронии судьбы, именно в годы запрета Трамбо получает два «Оскара» - за сценарии фильмов «Римские каникулы» и «Храбрец». В титрах его нет, «Оскар» вручается другим людям. Только в 1960 году выходит сначала «Исход» с его именем в титрах, а потом создатели «Спартака» публично объявляют, что сценарий фильма написан Трамбо. Считается, что на этом «охота на ведьм» в Голливуде заканчивается, но Трамбо прекрасно знал, что закончилась она только для него. Многих других кинематографистов по-прежнему не пускали в Голливуд. Трамбо боролся и за их права тоже, оставаясь коммунистом. Для него это, кстати, означало очень простую вещь: каждый человек имеет право на уважение к его жизни, его собственности и его идеям. По сути, для Трамбо быть американцем, живущим по Конституции, и быть коммунистом означало одно и то же.
Кадр из фильма «Мотылёк». Автор сценария Далтон Трамбо
Трамбо умер 10 сентября 1976 года признанным ветераном Голливуда, кинематографистом с мировой известностью, абсолютным классиком – и актуальным художником, что доказывают его последние работы, прежде всего, «Мотылёк». Его жизнь и борьба воспеты в статьях, книгах и фильмах. В мартирологе кинематографа ему выделено особое место, которое у него уже никто никогда не отнимет.
Трейлер фильма «Трамбо»