Кто
Квентин Тарантино. Режиссёр, сценарист, актёр
Основные награды
Каннский МКФ, «Золотая пальмовая ветвь»
Лауреат – «Криминальное чтиво», 1994
Номинант – «Доказательство смерти», 2007
«Бесславные ублюдки», 2009
Берлинский МКФ, «Золотой медведь»
Номинант – «Джеки Браун», 1998
Римский МКФ
Приз за вклад в кинематограф – 2012
«Сандэнс», МКФ
Гран-при жюри
Номинант - «Бешеные псы», 1992
Трейлер фильма «Бешеные псы»
«Оскар»
Лауреат – «Криминальное чтиво» («Лучший оригинальный сценарий», приз совместно с Роджером Эвери), 1995
«Джанго освобождённый» («Лучший оригинальный сценарий»), 2013
Номинант - «Криминальное чтиво» («Лучший режиссёр»), 1995
«Бесславные ублюдки» («Лучший оригинальный сценарий», «Лучший режиссёр»), 2010
«Золотой глобус»
Лауреат - «Криминальное чтиво» («Лучший оригинальный сценарий»), 1995
«Джанго освобождённый» («Лучший сценарий»), 2013
Номинант - «Криминальное чтиво» («Лучший режиссёр»), 1995
«Бесславные ублюдки» («Лучший сценарий», «Лучший режиссёр»), 2010
«Джанго освобождённый» («Лучший режиссёр»), 2013
«Омерзительная восьмёрка» («Лучший сценарий»), 2016
Трейлер фильма «Настоящая любовь»
Жизнь до кино
Квентин Джером Тарантино родился 27 марта 1963 года в Ноксвилле, штат Тенесси. Его национальные корни включают итальянскую, английскую и ирландскую кровь. Его будущая мать Конни МакХью вышла замуж за начинающего актёра Тони Тарантино в Лос-Анжелесе, но брак был недолгий. Первого ребёнка, Квентина, она рожала дома, в Тенесси. Ей было всего 16 лет. Кинематографическое будущее малыша было предопределено тем, что имя ему было дано в честь персонажа популярного телесериала «Дымок из ствола». Квентин утверждает, что он ни разу не виделся с отцом, никогда не знал его и никогда им не интересовался. Когда Квентину было 3 года, Конни вернулась обратно в Лос-Анжелес. Вскоре она вышла замуж второй раз – за музыканта Кёртиса. Кёртис обожал кино и постоянно ходил туда вместе с маленьким Квентином, причём фильмы, в основном, были «для взрослых». Когда Квентину было 10, Конни развелась во второй раз, и третий её муж опять, по удивительному совпадению, оказался любителем кино, а Квентин опять с удовольствием составлял ему компанию. Словом, к подростковому периоду Квентин уже был сложившимся и всеядным синефилом, а поскольку энергии у мальчика было хоть отбавляй, он стал активно играть в любительских пьесах и писать маленькие сценарии.
Трейлер фильма «Прирождённые убийцы»
Образование
Вступив в юношеский возраст Тарантино записался на актёрские курсы, которые оплачивал, вкалывая где угодно за любые деньги, причём дольше всего он проработал в видеопрокате на Манхэттен Бич – пять лет Тарантино советовал людям свои любимые фильмы, пока не придумал способа делать это более эффективно. В это же время Тарантино снял любительский полнометражный фильм «День рождения лучшего друга», но во время монтажа случился пожар и уцелели только фрагменты этой картины, где Тарантино сам исполнил одну из главных ролей. Смонтированный из этих кусочков фильм можно увидеть на ретроспективах или специальных показах – либо посмотреть снятый несколько лет спустя после этого хит «Настоящая любовь». Тарантино усовершенствовал сценарий «Дня рождения» и продал права на постановку, чтобы заработать деньги на свой полноценный дебют в кино.
Трейлер фильма «Криминальное чтиво»
Творчество
Название фильма, как утверждает Тарантино, было придумано, когда будущий режиссёр работал в прокате и предложил клиенту взять фильм «До свидания, дети» (Au Revoir Les Enfants) Луи Маля. Клиент возмущённо ответил, что он «doesn't want to see no reservoir dogs». К этому остаётся добавить, что в США действительно принято называть зарубежные фильмы на языке оригинала, так что в поступке Тарантино ничего провокационного не было.
Тарантино с самого начала хотел, чтобы в малобюджетном фильме (всего 30 тысяч долларов на всё), который он собирался снимать на 16-мм камеру, сыграли самые лучшие и харизматичные актёры. Для этого ему, никому не известному молодому автору, нужно было привлечь в фильм настоящую звезду, а потом уже на этого «живца» ловить остальных. Такой звездой стал Харви Кейтель, которого весь мир знал по гангстерским фильмам Мартина Скорсезе. Когда Кейтель согласился сниматься, его авторитет привлёк Тима Рота, Майкла Мэдсена и Стива Бушеми, которые к тому времени уже прославились в независимом кино. Одну из ролей Тарантино взял себе. Но список звёзд, которым он предлагал сыграть в «Бешеных псах», впечатляет: Джеймс Вудс, Джордж Клуни, Кристофер Уокен, Деннис Хоппер и Дэвид Духовны могли сыграть в этом фильме. И каждый из них впоследствии жалел, что не сделал этого. Впрочем, Уокен потом произнёс впечатляющий монолог в «Криминальном чтиве».
Участие Кейтеля, который предложил стать ещё и продюсером фильма, привлекло и инвесторов, бюджет вырос до 1,5 млн долларов, что было всё равно слишком мало, но всё равно превращало замысел Тарантино в более или менее реальный проект. Фильм снимали в бывшем морге, среди огромного количества старых гробов. Даже квартиру мистера Оранжевого снимали там же, просто переделав под неё часть помещения. Денег не хватало катастрофически, так что актёры играли в своей собственной одежде, особенно выделялся эксклюзивный костюм Кейтеля марки Agnès B. Кадиллак Майкла Мэдсена «играл» машину его персонажа, мистера Блондина. Гримёр работал бесплатно. Ненавидящий «продакт плейсмент» Тарантино при этом использовал в фильме либо выдуманные, либо уже не существующие к тому моменту бренды.
Фильм был снят за 35 дней, потом Тарантино долго спорил со студией Miramax о правках в монтаже и количестве, в котором в диалогах употреблялось слово fuck. В итоге, кстати, оно звучит 272 раза. То, что было дальше, известно уже хорошо: триумф на «Сандэнсе» и в Каннах, международный успех, высочайшие оценки критики. Мечта сбылась. Остаётся только добавить, что, как принято считать, именно при продвижении «Бешеных псов» впервые были использованы характер-постеры, которые сегодня стали неотъемлемой частью кампаний многих блокбастеров. Фильм не просто приобрёл культовый статус, но оказал огромное влияние на весь кинематограф, полностью изменив представления о гангстерском кино. Тарантино сам стал звездой, у него сразу появились фанаты, а известные актёры, отказавшиеся от съёмок в «Бешеных псах»
Ещё до «Бешеных псов» и «Реальной любви» Тарантино написал два мини-сценария. Чтобы они не пропали, он после выхода полнометражного дебюта придумал ещё одну, третью, историю для большого фильма, где каждую из новелл должен был снимать другой режиссёр, а сам Тарантино должен был быть либо продюсером, либо режиссёром одной из новелл. Постепенно стало ясно, что никому он эту работу не доверит, будет снимать сам. Поскольку он писал окончательную версию сценария в Амстердаме, он внёс в сюжет ряд диалогов, посвящённых голландской культуре. В окончательный вариант фильма вошли не все. Зато синефилы с придыханием обсуждают то, что в местном видеопрокате за Тарантино до сих пор числится неоплаченный счёт в 150 долларов. Бюджет на этот раз вырос до 8 млн долларов, что вовсе не означало, будто производство фильма будет масштабным. 5 млн ушло на зарплаты актёрам, на фильм осталось всего 3 млн, но и за эти деньги Тарантино снял кино, которое многие считают важнейшей картиной за несколько десятилетий.
Если «Бешеные псы» можно считать прорывом, то «Криминальное чтиво» - это безоговорочный триумф. Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» и стал редким примером единодушного восторга профессионального и массового зрителя. Это энциклопедия любимых фильмов Тарантино, которая талантливее всех их в совокупности. Торжество стиля, искромётные диалоги, которые сразу разошлись на цитаты, и отношение персонажей к жизни как к сюжету в боевике. Своя – копейка, чужая – полушка, лишь бы было ярко и интересно.
Трейлер фильма «Четыре комнаты»
Всё, что у Тарантино следует за «Криминальным чтивом», - повод для постоянных споров его поклонников. Если первые две картины практически всеми признаются эпохальными, то каждая новая вызывает волну полемики по поводу её художественных достоинств и зрительского потенциала. И каждая такая дискуссия заканчивается признанием простого факта: ничего сравнимого с «Криминальным чтивом» Тарантино больше не снял. Говорят, сам режиссёр в ответ на эту претензию остроумно парирует: «А кто снял?»
Среди всех постпалпфикшновских картин одна, впрочем, практически всеми признаётся наименее удачной. Речь о третьей работе Тарантино (не считая новеллы в фильме «Четыре комнаты»), «Джеки Браун», сделанной как оммаж популярным в юности Тарантино фильмам направления Blaxploitation, т.е. картин, сделанным в США чёрными для чёрных. По-настоящему качественных работ в этой «волне» не было, но она повлияла на американский кинематограф, а Тарантино с удовольствием использовал и использует приёмы из этих фильмов у себя.
Трейлер фильма «Джеки Браун»
Стоит отметить, что слава Тарантино в 90-е не ограничивалась названными фильмами. Так, по его сценарию был снят один из самых жестоких фильмов в истории «Прирождённые убийцы». А ещё Тарантино подружился с молодым режиссёром Робертом Родригесом и с тех пор они стали работать вместе. Сначала Тарантино сыграл маленькую, но яркую роль в ультрахите «Десперадо». Потом они с Родригесом сделали «Четыре комнаты». А в комедийном трэш-боевике «От заката до рассвета» Тарантино не только сыграл большую роль, но также написал для него сценарий и участвовал в продюсировании. На этом сотрудничество с Родригесом не закончилось. В новом тысячелетии Тарантино был вторым режиссёром «Города грехов», но самый провокационный совместный проект Родригеса и Тарантино – это трёхчасовая стилизация «Грайндхаус», для которой каждый из них снял по полнометражному фильму, да ещё авторы создали трейлеры к несуществующим фильмам, которые крутились во время «сеанса» «Грайндхауса». Многие считают, что эти трейлеры куда удачнее полнометражных картин внутри этого диковатого альманаха.
Трейлер фильма «Убить Билла»
Две части «Убить Билла», «Бесславные ублюдки», «Джанго освобождённый» - всё это стилизации, или пародии, соответственно, японских боевиков о единоборствах, военных фильмов и вестернов – с примесью других жанров и просто ассоциаций, возникающих у Тарантино во время написания сценариев. У каждого фильма есть армия фанатов, но в них сделан куда больший акцент на визуальную составляющую, чем на диалоги, самую сильную сторону таланта Тарантино. В результате вряд ли кто-то может вспомнить больше двух-трёх реплик из каждой названной картины, а за счёт этого и образы персонажей там несколько смазаны, в памяти остаются лишь некоторые из них – в противовес героям «Криминального чтива», каждый из которых словно сошёл с экрана и начал после фильма самостоятельную жизнь.
Действующие лица камерной драмы в театральном стиле «Омерзительная восьмёрка» (название фильма – не количество персонажей, а номер полнометражной работы в послужном списке Тарантино) созданы с учётом всех предыдущих ошибок Тарантино, а диалоги вновь заняли важнейшее место в сюжете. Тарантино отнёсся к ним настолько внимательно, что даже устроил специальную публичную читку сценария перед широкой аудиторией в зале на 1500 мест. И сценарий прошёл проверку на разговорную часть, героям Тарантино вернулся объём, они снова стали личностями, а не масками. Вернее, личностями, носящими маску, снять которую – задача зрителя. Подробнее о фильме можно прочесть в нашей рецензии. Для Тарантино этот фильм – возвращение к истокам, хотя самой кассовой его картиной пока остаётся вариация на тему «Джанго».
Трейлер фильма «Город грехов»
Личная жизнь
Для себя лично Тарантино выделяет возраст в 60 лет как важный рубеж. Во-первых, он к этому моменту планирует снять девятый и десятый фильмы и уйти из киноиндустрии, посвятив себя литературе. Во-вторых, до этого он вряд ли женится. Периодически о различных связях Тарантино становится известно публике, самый знаменитый его роман – с Софией Коппола. Ещё были актрисы Мира Сорвино, Кэти Гриффин и Маргарет Чо, а также канадская писательница Лиэнн МакДугал. Детей у Тарантино нет. Он неверующий, хотя несколько раз говорил, что верит в реинкарнацию.
Трейлер фильма «Доказательство смерти»
Почерк
Основа стиля Тарантино – стилизация или пародия. Выбирая в качестве основного какой-либо жанр (гангстерский триллер, военный фильм, вестерн и т.д.), Тарантино насыщает его цитатами из фильмов прошлого, а также добавляет элементы других жанров, делая это в юмористическом ключе. Это относится к сценам насилия, которых обычно много в его фильмах и которое намеренно эстетизируется. Тарантино предпочитает сложную композицию сюжета, где вместо единой линии – сплетающиеся друг с другом новеллы, причём не обязательно в прямой хронологии. Развёрнутые флэшбеки – важнейшая составляющая фильмов Тарантино. Также Тарантино любит длинные кадры со сложным внутрикадровым монтажом – обычно это сцены с «проходами» персонажей. В большинстве своих фильмов Тарантино играет маленькие роли, либо, как в «Омерзительной восьмёрке», читает закадровый текст, открыто присутствуя в фильме. Большое внимание Тарантино уделяет афористичным диалогам и разработке персонажей так, чтобы казалось, будто свою роль в сюжете они оценивают куда меньше, чем вкус только что съеденной картошки или фабулу давно просмотренного фильма. Таким смещением Тарантино «оживляет» действие и делает его непредсказуемым, смешным и реалистичным. «Снижая» пафос повествования, Тарантино тем не менее постоянно говорит о смерти, но в том же инфантильном ключе, что и обо всех остальных вопросах. Так, Винсент Вега, гламурный гангстер из «Криминального чтива», мастер танца, соблазнения и убийства, оказывается жертвой самых примитивных потребностей: его застают сидящим на унитазе и совершенно беззащитным в этот момент. Тарантино предпочитает работать с одними и теми же актёрами, и многие из них переходят из фильма в фильм, став своеобразными талисманами режиссёра. Важную функцию в языке фильмов Тарантино выполняют саундтреки, которые в итоге иногда становятся не менее популярными, чем сами фильмы.
Трейлер фильма «Бесславные ублюдки»
Факты или мифы
Свою студию Квентин Тарантино назвал A Band Apart в честь фильма Жан-Люка Годара «Банда аутсайдеров». Для выпуска саундтреков к своим фильмам он основал также A Band Apart Records.
Во все свои сценарии Тарантино вставляет полицейского детектива по фамилии Сканьетти. А потом удаляет сцены с его участием из финальной версии.
Хотя в своих фильмах Тарантино постоянно показывает насилие и наркотики, в жизни он горячий противник и того, и другого.
В 2004 году Тарантино был президентом жюри Каннского МКФ и вручил «Золотую пальмовую ветвь» публицистическому документальному фильму «Фаренгейт 9/11». Хотя сам позже признавал, что его любимой картиной конкурса был корейский «Олдбой».
Тарантино называет Уму Турман своей музой. Но снял её всего в двух фильмах: «Криминальное чтиво» и «Убить Билла».
Оставаясь активным поклонником кино на плёнке, Тарантино не только продолжает снимать фильмы старым способом, но даже купил свой любимый кинотеатр New Beverly Cinema с условием, что там будут показывать картины на 35-мм проекторе. «Омерзительную восьмёрку» он снял в формате Ultra Panavision 70, в котором создавались самые дорогие блокбастеры 50-60-х годов ХХ века.
Обожает компьютерные игры, особенно серию Half-Life.
Тарантино часто просят назвать любимые фильмы и режиссёров. Он любит сыпать названиями, но некоторые имена присутствуют почти всегда: Ховард Хоукс, Мартин Скорсезе, Брайан Де Пальма, Жан-Люк Годар и Серджио Леоне. Говорят, чтобы проверить девушку, с которой он хочет начать отношения, он показывает ей «Рио Браво» и смотрит на реакцию.
В течение многих лет Тарантино старается в обязательном порядке включать в актёрский ансамбль кого-нибудь из фильма «Злые улицы».
У Тарантино две сестры и один брат.
Трейлер фильма «Джанго освобождённый»
Цифры
К сентябрю 2015 года мировые сборы всех фильмов Тарантино составляли около 1 млрд 400 млн долларов.
Чаще всего Тарантино снимал Сэмюэла Ф. Джексона – в 6 фильмах из 8.
У Тарантино одна «Золотая пальмовая ветвь», один «Оскар» и два «Золотых глобуса».
Режиссёрская карьера Тарантино включает 12 названий, из которых 8 - полнометражные фильмы.
Бюджет «Криминального чтива» - приблизительно 8 млн долларов (из них 5 - на зарплаты актёрам), мировые сборы - 213 млн.
Слово «fuck» звучит в «Криминальном чтиве» 265 раз.
Трейлер фильма «Омерзительная восьмёрка»