Альберт Филозов родился в 1937 году в Свердловске. В начале 50-х ему, профессиональному токарю, повезло устроиться на учёбу в Школу-студию МХАТ, а после её окончания он поступил в Театр Станиславского, где ему, совсем молодому актёру, сразу доверили дублировать роли Евгения Леонова, артиста с большим опытом и труднейшими для исполнения образами. Сделав «перерыв» на службу в армии, Филозов вернулся в Станиславского и остался там до 1990 года. В конце 60-х он начинает сниматься в кино, и теперь о нём постепенно начала узнавать вся страна. В Филозове было что-то такое, из-за чего ему предлагали роли особого характера. Ясно, что протагонистов в советское время он на экране воплощать не мог. Слишком свободное и умное лицо, слишком отчётливо держит дистанцию, слишком много тайны в лице. В театре это можно было смягчить пластикой, театр не даёт крупного плана. В кино личность спрятать в кадре гораздо сложнее.
Альберт Филозов в фильме «Расмус-бродяга»
Поэтому Филозову предпочитали давать роли иностранных граждан, которым все эти качества можно простить. Знаковая роль - Оскар Перекати-Поле в постановке по Астрид Линдгрен «Расмус-бродяга». Оскар ведёт жизнь, которую совершенно невозможно было бы вообразить в стране, где была статья за тунеядство. Он – свободный странник, бард, интеллигентный хиппи, общение с которым даёт Расмусу куда больше, чем все школы родной Швеции и уж тем более – приют, откуда он сбежал. Или взять другую его замечательную роль – глава семейства Бэнксов в «Мэри Поппинс, до свидания!». Настоящий англичанин в кадре, чопорный, умный, трезвый, но и, если приглядеться, готовый впустить в свою жизнь и такое чудо, как волшебную няню. Отстранённый, строгий, корректный. Мистер Бэнкс появляется в кадре не так часто, но зритель сразу усваивает, и что за семья у Бэнкса, и какой человек сам Бэнкс, и сколько всего осталось за кадром повествования, между тем как об этом можно было бы говорить долго.
Альберт Филозов в фильме «Мэри Поппинс, до свидания!»
С другой стороны, в это же время Филозов сыграл рефлексирующего аптекаря Панина, лучшего друга Циолковского в фильме «Взлёт». Мечтатель, который променял размышления о природе атома на стабильную мещанскую жизнь и призывает к этому «наивного» Циолковского. Филозов добился того, чтобы каждая несбывшаяся мечта отражалась в лице Панина. Чтобы его было жалко, хотя сам Панин считает, что он живёт правильно, а Циолковский просто издевается над собой и своей семьёй – последнее не лишено справедливости, отчего образ Панина становится ещё интереснее.
Немецкий террорист в «Тегеране-43», вожак анархистов в «Ленине в Париже», король Артур в «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» - везде Филозов был несколько аутсайдером, при этом идеально вписываясь в контекст произведения, создавая дополнительные смыслы. В 1989 году он вместе с Иосифом Райхельгаузом и Любовью Полищук основывает театр «Школа современной пьесы», где и играл до конца своих дней, занимается преподаванием. Вообще, хотя Филозов снимался очень много (более 100 ролей в кино), главные свои силы он всегда отдавал театру. На спектакли с его участием люди специально ходили, чтобы посмотреть на игру одного из лучших актёров своего поколения. В 2007 году Филозов поставил свой первый и единственный спектакль – «2×2=5» по пьесе молодого драматурга Ксении Степанычевой.
Альберт Филозов в фильме «Безъ вины виноватые»
В последние годы жизни Филозов изо всех сил боролся с раком, но никогда не отменял спектаклей и не переставал играть в кино и сериалах. Последняя его роль на экране – в комедии «Ёлки 1914». У него там не так много реплик. Но когда его герой наклоняется к персонажу Ивана Урганта и тихо произносит: «Это родовое гнездо наши деды по прутику свили, понимаете?» - в сцене сразу возникает напряжённая чеховская атмосфера, которую Филозов не раз создавал на театральных подмостках. Это – мастерство высочайшего уровня. Таким Альберт Филозов запомнится тем, кто его знал, и тем, кто открыл для себя этого артиста слишком поздно, когда его не стало.