«Киностудия имени Кира Булычёва» существует уже больше трёх лет. Основной концепцией киностудии является формирование позитивного образа будущего. Через кинематограф, через произведения Кира Булычёва в первую очередь и других авторов мы формируем позитивную повестку. Мы не «портим» будущее. Мы показываем человека будущего со знаком «плюс», формируем некую повестку позитивного. У нас же дефицит в стране на позитивный образ будущего. Вот мы посредством киноиндустрии и кинопроизводства это перекрываем.
Что такое киновселенная «Хронос»?
Киновселенная «Хронос» — это уникальный проект российской, независимой от западных или каких-то других стран киновселенной. Она основана на произведениях Кира Булычёва. Кир Булычёв был очень плодовитый автор: 398 произведений, из которых мы выбрали 56 и сплели киновселенную, где есть трансфер героев, пасхалки, и всё выстраивается на человеке, а не на технологиях. Она бьётся на несколько циклов: «Белое зеркало», «Институт экспертизы», «Космофлот». Очень крутая модель. Мы начали два года назад. Вышли в кинопрокат и на платформы с первым релизом, который назывался «Хронос» (₽12,6 млн). Сейчас, 24 ноября (2024 года. — Здесь и далее в скобках прим. Фильм Про), мы выходим с фильмом «Мама». Это четвёртый эпизод киновселенной. В День мамы, в Год семьи. Ждём всех на премьеру. Это классное кино. Фокус-группы показывают, что 70% целевой аудитории, а это 18–27 (лет), звонят после просмотра маме.
Но начинали вы не с полных метров, а с короткометражного кино?
Да, совершенно верно. С первым фильмом нас поддержал Серёжа Пускепалис. Он сыграл главную роль в экранизации произведения «Можно попросить Нину?». Фильм мы назвали «Временная связь». И с ним произошли некие чудеса. Мы пошли в съёмки в марте, в апреле смонтировали, а 5 мая нам позвонил телеканал СТС и попросил срочно поставить фильм в эфир 8 мая. Ночью позвонил руководитель СТС и сказал: «Пожалуйста, дайте на 9 мая в прайм-тайм повтор поставить».
И этот фильм длиной в 27 минут сломал формат телевидения, потому что короткий метр, средний короткий метр ещё не был ни разу показан на телеканале СТС. После чего мы задумались о создании формата альманаха. Сняли ещё две новеллы, абсолютно независимые, полноценные истории, и вышли в прокат, объединив их в альманах «Хронос». Сегодня же мы работаем с полнометражными цельными историями, которые, конечно, друг с другом пересекаются. Неизбежный секрет успеха киновселенной в том, что вы можете познакомиться с эпизодом пятым, шестым, десятым, двенадцатым, и вам ужасно интересно будет пересматривать предыдущие. Потому что вы увидите такое количество пасхалок и взаимосвязей, что это неминуемо поднимет ваш интерес к проекту в 10 раз.
Нет, у нас нет прав на Алису Селезнёву. Но у нас есть права на Кору. Кора — это Алиса, которой 22 года. У автора есть цикл про агента интергалактической полиции Кору, и мы основываемся на нём. Это сложившийся крутой персонаж, но мы пока не ставим задачу его эксплуатировать. Потому что у Булычёва, поверьте, таких персонажей нераскрытых, не показанных зрителям, нераспознанных, где-то 15. Мы знаем, кого выводить в первую очередь на экраны: новые лица, новые герои, свежие интерпретации старых, написанных произведений. Булычёв после успеха в экранизациях начал писать произведения более сценарно. И для нас как обладателей большого опциона произведений, не составляет сложности их быстро адаптировать: в анимации, при помощи искусственного интеллекта, в сериалах, в полнометражных фильмах или в новеллах.
Как именно ИИ помогает вам адаптировать произведения Булычёва?
Сейчас мы работаем при помощи искусственного интеллекта в двух направлениях: анимация и сериал. Мы не боимся нейросетей, у нас их целых восемь. За ориентир мы взяли цикл «Чёрное зеркало». Мы посмотрели: классная история, очень круто смотрится, всё здорово, а давайте теперь на позитивную сторону перейдём. Мы сделали это в «Хроносе», у нас есть цикл произведений для экранизации, который называется «Белое зеркало». Он подсвечивает технологии и показывает, насколько они могут служить на благо человеку.
Но если ваша киновселенная сплошь про доброту и позитив, кто в ней выступает в качестве антагонистов? В чём конфликт?
В нашем мире нет зла, нет антагонистов. У нас главный герой является антагонистом. В каждом из наших фильмов главному герою всегда надо сделать выбор. И зритель сопричастен к этому, он также делает для себя этот выбор. В фильме «Поломка на линии» я до сих пор не могу сделать для себя однозначный, точный выбор. Я каждый раз его смотрю и думаю, как бы я поступил. И вот так это кино живёт и в зрителях, и в нас.
У нас нет никаких творческих связей, но мы очень хотим объединиться и сплести киновселенные. Это круто, большое спасибо ребятам, что обращают внимание на Кира Булычёва как автора. Любые экранизации, упоминания автора нам только в плюс как «Киностудии имени Кира Булычёва», чьё название нам официально присвоила Кира Алексеевна Сошинская, вдова писателя.
Для нас кино — это самый эффективный инструмент социального инжиниринга. Образы — это примеры поведения, и в кино их нужно осознанно закладывать в первую очередь для детской и для школьной аудитории, отвечая на вопрос: «Как этот фильм сделает мир лучше?».
Как ваши фильмы делают мир лучше в контексте школьной аудитории?
Мы, автономная некоммерческая организация, входим в национальные проекты России. Называемся мы Центром развития киноиндустрии «Киностудия имени Кира Булычёва». И, работая на площадках, мы понимаем, что не все компетенции бэкстейджа как-то зафиксированы. Например, непонятен уровень вторых режиссёров. Поэтому мы придумали образовательную программу и систему тестирования для того, чтобы контрактовать. Мы хотим снять 50 эпизодов. Представьте, сколько времени и сколько людей — вся киноиндустрия практически пройдёт через наши проекты так или иначе. И поэтому мы сделали некое тестирование, при котором мы понимали, на каком уровне мы специалисты. Если мы целимся в категорию А, то и команда должна быть подобрана категории А. Также и оплачиваться.
Но мы увидели проблематику, пообщавшись с министерствами, с Администрацией президента, с депутатами, со школьниками: нет школьного контента. Мы сразу же открыли филиал киностудии в «Артеке», подключили детей возраста 12–16, и они наши эксперты по сценариям, гэгам и шуткам. Дети — наши фокус-группы. Сейчас за лето ежемесячно 4,5 тысячи детей проходило через наши фокус-группы. И мы создаём вместе с детьми кино для детей. Не диснеевский формат, не путайте, не семейное кино. А кино для 12–14-летних детей, которым сейчас нужно сделать выбор, кем они станут, в какой стране они будут жить. Задавая им вопрос «А как бы вы хотели?», мы вместе с детьми формируем образ будущего. Они формируют наши фильмы, говоря о своих проблемах. И в нашем кино мы эти проблемы прорабатываем и решаем. Таким образом в этом году совместно с «Артеком», с детьми, мы сняли 16 фильмов. Это средний метр: то, что укладывается в 45-минутную историю одного влога, чтобы удобно было посмотреть. Но никто нам не мешает соединять эти фильмы и выходить в прокат альманахами, что мы, собственно, и будем делать в 2025 году.
Дети настолько иногда вовлекаются, что у нас был прецедент. Мы сняли проект в марте совместно с детьми, причём с новых территорий, с Луганской, Донецкой областей, и они настолько смело пошли в этот проект, быстро изучили роли, что мы сняли полный метр («Красные ленты», ₽1,9 млн). В марте придумали, сняли, увели на пост-продакшен в апреле, и 9 мая этот фильм вышел во всероссийский кинопрокат по Пушкинской карте.
И выводил нас прокатчик, но мы остались недовольны его работой, потому что мы понимали, что надо взаимодействовать со школами, а прокатчик не хотел. Школьники идут в кинотеатры, нужно с ними взаимодействовать. Мы готовы отдавать кинотеатрам 80% или даже 90% с проката.
Санкт-Петербургский Международный Контент Форум стал для нас смелым шагом. Мы заявились как прокатчики. До этого мы не занимались прокатом, лишь продакшеном. У нас были прямые договора с кинотеатрами, мы отдавали им контент и отдаём. Но сейчас мы хотим понимать и работать с кинотеатрами, развивать киноиндустрию, развивать кинопрокат тем, что давать бóльшую долю кассы кинотеатрам, мотивировать и убеждать их в том, что социально-гуманитарный контент, ещё и хорошо сделанный, имеет место в кинопрокате.
Он будет дебютным проектом для нас как дистрибьютора. Будет 100 кинотеатров или 2 100 кинотеатров — сейчас зависит исключительно от нашей команды, от того, насколько мы сможем договориться с кинотеатрами. Мы заходим в эту воду и будем формировать пакет. На сегодняшний день у нас в пакете более 12 полнометражных фильмов собственного производства. Пакет по среднему метру — то, что может встать в утренний кинопрокат — насчитывает больше 20. И каждый месяц мы выпускаем по одному фильму. План по производству такой: в 2025 году мы должны выпустить порядка 28 фильмов, в 2026 — порядка 60, и выйти на производство около 90 фильмов в 2027–2028. Я говорю сейчас про школьную киноиндустрию. Фильмы из киновселенной «Хронос» — суммарно один-два мощных релиза в год должно быть.
Мы распланировали свою киновселенную на 5 лет вперёд. Мы знаем, что мы будем делать, что-то раньше экранизируем, что-то позже, но мы выстроили себе план и знаем, какое произведение для чего нужно.
Мы не говорим, что мы должны заменить кого-то на рынке или не надо снимать то, что есть. Три недели назад в «Артеке» передо мной сидело 400 детей, и я спросил у них: «Кто ваши герои из кино?». Пошёл Гарри Поттер и остальные. Все зарубежные, герои комиксов. Я спросил, кто из сегодняшних российских киногероев вашего возраста является вашим кумиром и на кого вы хотите быть похожими? Кто для вас авторитет? И пошли блогеры: А6, А8, А4 и так далее. Пошли мультики, пошло аниме. Это проблема. Я в 12 лет учился ухаживать за девочками у Петрова и Васечкина.
Мерило успеха — это отклик аудитории. В нашем случае это количество зрителей, которые увидели наш проект. Скажем так, у нас есть много маркеров, которые мы закладываем. Вот был замечательный наш друг Владимир Гуркин, который написал «Любовь и голуби», и его фразы разлетелись в народ. Поэтому мы, сценаристы, тоже ставим задачу писать фразы, гэги так, чтобы они выходили из наших проектов и могли измерить этот успех. Самое главное — это подражание нашим героям. Майор Гром — классный герой, но он не наш. Он живёт на чердаке, у него нет семьи. Мы заменили аттракцион, который дает Marvel или DC с помощью крутейшей графики и других эффектов, на смыслы и очень глубокие вопросы. И это не артхаус.
Можно ли в таком случае сказать, что по сравнению со «Сто лет тому вперёд» ваше кино более авторское?
Когда мы начинали съёмки «Мамы» (или вообще заходим в любой фильм), мы отвечаем на три вопроса. О чём глубоко задумается наш зритель? Что он осознает после просмотра фильма до конца жизни? И какой пример из этого фильма он возьмёт и применит в реальности? Когда мы единогласно отвечаем на все вопросы положительно, мы уходим в производство. Сегодня то время, когда кино как самый эффективный способ донесения смыслов должно работать на укрепление и развитие общества.