10 июля на экраны выходит большой бенефис Михаила Пореченкова - фильм «Поддубный». Историю о легендарном русском атлете исполнитель главной роли видит как путешествие души, и смотреть на жизнь образца русской мужественности так может только Пореченков - актёр, ближе прочих приблизившийся к воплощению настоящего русского героя.
Разумеется, прорывной ролью Пореченкова стал сотрудник ФСБ Лёха Николаев в сериале
«Агент национальной безопасности». Михаил до сих пор гордится этой работой - тот самый случай, когда зрительская и актёрская любовь к герою совпадают и длятся годами.
«Агент национальной безопасности»
Говоря о начале своего большого пути через сериалы, Михаил проводит параллели с
Брюсом Уиллисом. Тот тоже стартовал с роли в многосерийном детективе «Агентство "Лунный свет"», и быстро привлёк авторов больших фильмов. Сравнение смелое на поверхности, но верное по сути - оба актёра явили необычайные типажи. Нестандартными в них оказались самые узнаваемые мужские качества, которые были бы клишированными, не будь их герои исполнены юмором.
Агент Лёха, как и детектив Аддисон, будто лавируют среди сложных обстоятельств. Они никогда не забывают о своём деле и своих близких, выходят из воды сухими, однако в экстремальных ситуациях будто подмигивают зрителю и разделяют с ним свой азарт. Их реакция на события - человеческое удивление, идущее из глубины души. Сталкиваясь с несовершенством мира, они стараются принять его как естественный ход событий, однако в итоге своим вкладом они направляют его в нужное русло.
«9 рота»
Едва прикрытый мятеж в душе в сочетании с иронией над самими собой и в то же время - с твёрдостью решений - такие герои попадают зрителю в сердце. Они будто такие же, как мы, только знают, что к сложным решениям путь идёт через гармонию и принятие, а не только через меткие выстрелы.
Внимательный зритель ещё по «Лёхе» - как коротко называли сериал в российских домах - мог заметить неочевидную неординарность Пореченкова. Его харизма неуловима, неброска и при попытке описать словами оборачивается загадкой. Типажная внешность диктует роли в боевиках, на которые он с радостью идёт. Однако его роли берут чем-то другим, не тем, чем обычно вызывают симпатию герои таких лент.
Пореченков отвергает рефлексирующие типажи из «кино не для всех» - они ему кажутся не сложными, а малодушными. Сам он стремится к простоте и ясности, что - как прозрачная поверхность воды - неожиданно делает его личность и роли глубокими. Его герои будто что-то важное понимают про жизнь и рассказывают это не словами, а своими путём, при этом не теряя баланса.
«Ликвидация»
С одной стороны, он увлечён простыми мужскими «игрушками» - в его коллекции под дюжину единиц разнообразного оружия. С другой - он спокоен и не является «сорвиголовой» - самыми опасными событиями с ним были автомобильные аварии. С одной стороны, юность его прошла в прибалтийском стройбате, где он крепко стоял за себя и в итоге был изгнан за слишком смелые реакции. С другой - его приход в актёрство был связан с духовным становлением - во время молитвы в церкви они с отцом - бывшим моряком и в то же время поэтом - получили знак. Михаил его понял, как повод изменить жизнь и начать новую карьеру.
«День Д»
Армейское начало карьеры дало ему опыт для «милитаристских» ролей - это не только силовик Лёха, но и прапорщик Дыгало в
«9 роте», майор в
«Ликвидации», ВДВшник Иван в
«Дне Д». Михаил чётко уверен, что мужчина - это тот, кто защищает - хоть свою грядку в огороде - и не колеблется в этом.
В «Агента» Пореченкова позвал
Александр Капица - единоличный основоположник российских сериалов, создавший
«Улицы разбитых фонарей». На роль Михаила одобрила, разумеется, женская часть съёмочной группы - они единогласно выбрали его из всех кандидатов. Пореченков воспользовался возможностью, благо в 90-е кинороли почти у всех случались раз в несколько лет.
Его учитель по Ленинградскому институту Вениамин Фильштинский дал совет: «Будь всегда готов к предложению», что во многом определило открытость Пореченкова к смене театра на кино.
«День Д»
В карьере Пореченкова была режиссёрская работа - боевик
«День Д», дань уважения фильмам «пацанской» молодости Михаила, а именно
«Коммандо» со
Шварцнеггером. Это было исключением для Пореченкова - он придерживается ярко патриотических взглядов. Лента получила неоднозначные отзывы не из-за качества материала, а из-за того, что переведённые иностранные типажи некорректно срослись с российским пространством - это был эксперимент со слишком очевидным для Пореченкова «мускулистым» и брутальным типажом героя боевика. Это ещё раз подтвердило, что амплуа Михаила тоньше и глубже, и, если оставить от него только поверхностные качества - чего-то будет не хватать. Поэтому одни из самых узнаваемых сцен - его свидания с дочерью (её сыграла дочь актёра Варвара), которую он по сюжету спасает из плена.
«Убить Сталина»
Ещё одной говорящей работой Пореченкова была роль в сериале
«Убить Сталина». Он сыграл немецкого диверсанта, который сам разрабатывает и исполняет покушение на советского генералиссимуса. Несмотря на то, что сценарий был прописан заранее, Пореченков специально нашёл для себя прототип - реального немца, уроженца Петербурга, который организовал диверсионный отряд «Брандербург-800». В фильме Пореченков носит бледно-голубые контактные линзы, делающие взгляд героя ледяным - так явно сложнее и интереснее зрителю через безжалостные поступки героя разглядеть те мотивации, которые в нём полюбил сам актёр. Для артиста сыграть злодея и прожить часть его жизни, полюбив - не редкость, однако по этой роли ощущается игра Пореченкова в самом прямом смысле. Он понял, что его диверсант искренне верит в то, что Сталин отнял у него его землю, и в какой-то мере любопытно - разглядит ли это зритель.
«Крейцерова соната»
Большая часть работы Пореченкова прошла в театре - в МХТ. Его друг
Константин Хабенский, ещё один выпускник Фильштинского, как-то подчеркнул, что вдвоём с Михаилом они вошли в историю, много лет играя «Белую гвардию». Белый офицер (разумеется, военная роль) Мышлаевский в исполнении Пореченкова - исполненный чести патриот без лишних сантиментов, при этом сохраняющий те воландовские, неоднозначные черты, которыми его наделил Булгаков. В «Крейцеровой сонате» Пореченков своей игрой меняет Позднышева. Он балансирует героя, определяющего для себя, что есть истинная преданность, делая его гораздо более симпатичным и прямолинейным.
В отличие от толстовского героя, сам для себя Пореченков всё уже давно определил - как в себе, так и в женщинах он видит главными качествами ту самую верность, но также и щедрость. По его мнению, только человек делящийся может претендовать на то, чтобы быть настоящим мужчиной.
Об артисте традиционно очень много говорит выбор роли в «Гамлете». В театральной постановке Пореченков играл Полония, придворного, который сам вырабатывает свой кодекс поведения. Он стремится к той самой простоте и ясности, и это - одновременно осознанный и естественный стратегический выбор:
В таком кодексе нет наигранности и просчёта. Его обладатель скромен, осторожен и в меру честолюбив. В то же время такой образ никак не умаляет многоступенчатость личности, лишь убирает её с виду. Михаил Пореченков как-то подчеркивал, что в России не любят героев - вероятно поэтому его простые на язык и неуловимо харизматичные мужчины прошли через эти годы, окутанные народной любовью.