«Крепкий орешек» (1988)
За спиной Брюса Уиллиса фотоизображение города. Кадр из фильма «Крепкий орешек»
Киносерия «Крепкий орешек» по-прежнему пользуется огромным успехом у публики. Четвёртый фильм франшизы заработал в мировом прокате более $300 млн при бюджете $92 млн. Неудивительно, что продюсеры уже объявили о начале работы над шестой лентой. Детали сюжета пока не раскрываются. Тем не менее, в историю голливудского кино пока вошёл лишь первый фильм серии, вышедший на экраны в 1988 году. Напомним, что «Крепкий орешек» Джона Мактирнана попал в десятку самых кассовых проектов 1988 года, был удостоен четырёх номинаций на премию «Оскар».
На сегодняшний день «Крепкий орешек» - единственный фильм серии, который входит в список 250 лучших картин, по мнению пользователей крупнейшей кинобазы IMDB. В боевике Мактирнана несколько запоминающихся сцен, но мы расскажем о самой зрелищной - взрыве небоскрёба.
Кинематографисты взрывают небоскрёб
Афиша фильма «Крепкий орешек»
Большая часть сцен фильма снималась в настоящем небоскрёбе Fox Plaza. По вполне очевидным причинам кинематографисты не имели экономической возможности портить столь дорогостоящее чужое имущество, поэтому производить мощные взрывы на площадке им было запрещено. Подобное положение дел нисколько не испугало выдающегося супервайзера Ричарда Эдлунда, который в своё время сотворил магические эффекты для картины «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981).
Под его руководством команда специалистов по макетам построила для «Крепкого орешка» в уменьшенном масштабе точную копию верхней части Fоx Plaza, которую и взорвали. Впоследствии изображение взрыва совместили при помощи оптического принтера со съёмкой настоящего небоскрёба, крыша которого в этих кадрах слегка освещалась гирляндами и слабыми пиротехническими эффектами. Кроме того, настоящий вертолёт также никто не взрывал, кинематографисты ограничились уничтожением уменьшенной радиоуправляемой копии.
Ролик о съёмках сцены взрыва крыши небоскрёба. Фильм Мактирнана - единственный проект киносерии, в активе которого есть номинации на премию «Оскар».
«Терминатор 2: Судный день» (1991)
Все механические терминаторы были спроектированы и изготовлены под руководством Стэна Уинстона
Фантастический боевик «Терминатор 2: Судный день» Джеймса Кэмерона относится к числу фильмов, бесповоротно изменивших подход к кинопроизводству. Картина совершила революцию не столько в плане технологий, сколько в отношении Голливуда к компьютерной графике. Руководители крупных студий увидели, что не только традиционные спецэффекты, но и цифровые дают результат и способны поразить искушённую развлечениями публику. «Терминатор 2: Судный день» стал первым фильмом в истории кино с визуальными эффектами, добавленными в съёмочный материал при помощи композитинга на компьютере, а не машины оптической печати.
Идущий сквозь огонь Т-1000
Компьютерная модель T-1000. Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»
Одной из самых знаменитых сцен картины по праву считается демонстрация терминатора модели T-1000, когда тот проходит сквозь стену огня. Компьютерные эффекты для фильма Джеймса Кэмерона создавали художники студии ILM. За время работы над проектом небольшой штат студии вырос в шесть раз. На тот момент коммерческого программного обеспечения для производства графики практически не было, поэтому весь необходимый софт разрабатывался внутри студии. Кадры трансформации металлического терминатора T-1000 в полицейского (Роберт Патрик изначально планировалось снять при помощи программируемой системы для управления движением камеры, но в конечном итоге актёра снимали без использования компьютеризированного крана.
Требуемый ракурс и фаза движения Роберта Патрика, игравшего T-1000 в облике полицейского, были пойманы ближе к двадцатому дублю.
Модель T-1000 строилась и анимировалась в графике, при этом аниматоры опирались на материал видеосъёмки актёра с площадки. Игру Роберта Патрика дополнительно снимали с двух видеокамер. Плюс ко всему актёр прошёл через процедуру трёхмерного сканирования. В настоящий момент все эти технологии применяются практически на любом крупном проекте, но в начале 90-х подобные производственные стадии относились к числу наиболее технически «продвинутых». Трёхмерная модель анимировалась по ключевым кадрам. Аниматорам было важно совместить движения «ртутного» терминатора с человеческим персонажем, в которого он трансформировался. Позднее на модель наносилась текстура металла. Стоит отметить, что программистами был написан шейдер (программа построения теней - прим. авт), учитывавший необходимые отражения и блики. На заключительном этапе специалисты добавили в кадры эффект размытого движения, дым, марево от огня и плёночное зерно.
Трейлер фильма «Терминатор 2: Судный день»
«Матрица» (1999)
Сцена перестрелки снималась в лобби. Съёмка велась с повышенной частотой. Кадр из фильма «Матрица»
В 1999 году на мировые экраны вышла «Матрица» Вачовски, возможно, лучший фантастический фильм 90-х, в котором визуальные эффекты прекрасно дополняли историю и определили тренд в их развитии на несколько лет вперёд. Удивительно, но малоизвестные на тот момент Вачовски обошли великого Джорджа Лукаса, выпустившего в том же году «Звездные войны: Эпизод I - Скрытая угроза». Проект Лукаса не стал стилеобразующим фильмом в отличие от «Матрицы».
Проект Вачовски является одним из первых фильмов, где окружающий героев мир в таком количестве сцен воссоздавался на компьютере с использованием фотографий. В настоящий момент это очень распространённая техника, именуемая camera projection (проекция с камеры). Но больше всего лента запомнилась эффектом «заморозки» времени или bullet-time.
Тринити зависает в воздухе
Эффект bullet-time в действии. Кадр из фильма «Матрица».
В открывающей фильм сцене в мотеле героиня Тринити дерётся с полицейскими. В ходе поединка она подпрыгивает и зависает в воздухе, после чего камера облетает персонажей на 180 градусов. Этот визуальный эффект с заморозкой времени и облётом камеры будет использоваться в фильме несколько раз. Актёров для подобных кадров снимали в зелёном павильоне, закрепляя их в подвешенном состоянии при помощи системы тросов.
Ролик, который знакомит со съёмками первой сцены, в которой Тринити противостоят полицейские и агенты Матрицы.
По периметру площадки специалисты размещали 122 плёночных фотоаппарата Canon. Сцена предварительно превизуализировалась на компьютере, чтобы кинематографисты понимали, где следует размещать фотокамеры и с каким интервалом по времени они должны снимать. Режиссёрам предлагалось на выбор три варианта скорости съёмки. Позднее полученные снимки оцифровывались и правились в компьютерной программе, потому что картинка была неоднородной по свету из-за крохотной разницы в экспозиции. После доработки фотографий, их монтировали вместе и при проигрывании с нужной режиссёрам скоростью, получалось движение с облётом актёра. Благодаря программе специалисты имели возможность ускорять или наоборот замедлять движение. Помимо этого точка фокусировки камер также свободна перемещалась, как при обычной съёмке на камеру. То есть кинематографисты могли начать сцену с Нео или Тринити в качестве объекта фокусировки, после переместить камеру на кого-то другого и в конце вновь вернуться к героям.
Трейлер фильма «Матрица»
«Начало» (2010)
Некоторые сцены фильма снимались в декорациях на кардановом подвесе. Кадр с площадки фильма «Начало»
Фантастический триллер «Начало» - один из самых личных и новаторских фильмов Кристофера Нолана. Режиссёру была предоставлена возможность снять столь необычную ленту после невероятного успеха «Тёмного рыцаря», заработавшего в мировом прокате более $1 млрд. По признанию постановщика, в картине «Начало» ему удалось воплотить то, что всегда его увлекало - влияние воображения, интерес к архитектуре и к структурированию повествования. Визуальные эффекты для фильма, отмеченные премией «Оскар», создали специалисты британской студии Double Negative. Картина примечательна виртуозным сочетанием физических и цифровых эффектов. В этой статей мы расскажем о создании зрелищной сцены в Париже.
Париж сворачивается в трубочку
Город на заднем плане сгенерирован на компьютере. Кадр из фильма «Начало»
За три месяца до начала основных съёмок группа специалистов по визуальным эффектам отправилась в Париж собирать данные о будущей натурной площадке. На протяжении пяти дней они фотографировали и сканировали четыре квартала района Рив Гош (Rive Gauche). В Париже сотрудники Double Negative имели доступ к подъёмникам для съёмки с максимально возможной высоты. Помимо этого команда «скаутов» воспользовалась цифровыми камерами Canon 1DS Mark II для получения более 500 гигабайт фотоматериала с разрешением 4K. Впоследствии сделанные снимки пригодились при воссоздании города на компьютере. Фотографии проецировались прямо на геометрию зданий, при этом необходимая текстура имела разрешение до 16K.
Автомобили и пешеходы также представляли собой компьютерные модели, анимированные при помощи инструмента для симуляции толпы.
Схожие технологии применяются в десятках кинофильмов, где требуется многочисленная массовка. Одним из первых был «Властелин колец» (2001). Кадры с главными героями, ступающими по мостовой, а потом поднимающимися под углом 90 градусов по образовавшейся плоскости, снимались в павильоне во вращающейся конструкции, которую установили на карданов подвес (универсальная шарнирная опора - прим. авт.). Парижские улочки были воссозданы опять же на компьютере. Кроме того, в нескольких кадрах требовалось подменить актёрам руки и ноги, потому что они оказывались перекрыты элементами подвижной конструкции.
Трейлер фильма «Начало»