«Матрица: Перезагрузка» (2003)
Мировая премьера фантастического боевика «Матрица: Перезагрузка» состоялась на Каннском кинофестивале в мае 2003 года. Продолжение «Матрицы», успевшей обрести культовый статус среди поклонников кино, ждали многие. В итоге сиквел стал мировым суперхитом, заработав в кинопрокате $742 млн при бюджете $150 млн. Но Американская киноакадемия проигнорировала амбициозную работу Вачовски, не выдвинув картину на премию «Оскар» ни по одной из многочисленных технических категорий. Тем не менее, проект не остался без внимания профессиональных коллег по цеху визуальных эффектов. Лента была удостоена двух премии VES Award, которые ежегодно вручает Сообщество профессионалов визуальных эффектов.
Трейлер фильма «Матрица: Перезагрузка»
Столкновение грузовиков
Во время съёмок погони с участием агента кинематографисты опрокинули 14 автомобилей. Кадр из фильма «Матрица: Перезагрузка»
В заключительной части фильма зритель становится свидетелем головокружительной погони по автостраде. Съёмки этих сцен прошли на закрытом участке шоссе в Австралии. Кинематографисты построили магистраль протяжённостью 2,5 километра для решения своих творческих задач. Концерн General Motors предоставил более трёхсот автомобилей, тридцать восемь из которых прошли специальную подготовку для выполнения трюков.
Шестнадцатиминутный эпизод погони снимался на протяжении трёх месяцев, при этом все кадры прошли предварительную превизуализацию на компьютере, чтобы каскадёры, сидевшие за рулём, знали свой маршрут и каждый манёвр. Разумеется, из соображений безопасности многие автомобили были убраны со встречной полосы и добавлены позднее средствами компьютерной графики.
Эпизод столкновения был полностью сгенерирован на компьютере. Кадр из фильма «Матрица: Перезагрузка»
В кульминационный момент погони тягач с Морфеусом и мастером ключей на крыше фуры сталкивается с другим грузовиком. На съёмочной площадке кинематографисты столкнули две полноразмерные кабины при помощи лебёдки и механизма с мотором мощностью 500 лошадиных сил. Но в окончательный монтаж вошла лишь одна секунда съёмочного материала. Основные кадры аварии с последующим взрывом и спасением героев Нео были сгенерированы на компьютере.
Для того, чтобы воплотить все задумки режиссёров и супервайзера фильма, специалисты по визуальным эффектам просмотрели массу видеоматериалов различных столкновений автомобилей. Тем не менее, создатели не стремились добиться 100% реализма, наоборот, они намеренно выбрали стилизацию. Супервайзер картины хотел, чтобы грузовики врезались друг в друга и сливались, как Инь и Янь. В общей сложности на визуальные эффекты картины было потрачено около $100 млн.
Ролик о создании эпизода с лобовым столкновением грузовиков.
«Пираты Карибского моря: На краю Света» (2007)
Третий фильм популярной киносерии о приключениях капитана Джека Воробья и его шайки пиратов выступил в кинопрокате практически на уровне второй картины. Мировые кассовые сборы ленты «Пираты Карибского моря: На краю Света» составили $963 млн, что позволило создателям вернуть вложенные $300 млн в производство триквела. Несмотря на возросшее число зрелищных сцен, третья картина лишь ограничилась номинацией на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, в то время как «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» получили заветную статуэтку. Тем не менее, в триквеле есть как минимум одна сцена, не только запомнившаяся любителям кино, но и совершившая прорыв в области создания компьютерной графики. Речь идёт о финальном морском сражении во время шторма.
Трейлер фильма «Пираты Карибского моря: На краю Света»
Водоворот
Трёхмерщики старались симулировать каждую волну с учётом параметров скорости вращения воды. Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: На краю Света»
Бурные воды океана, образующие гигантскую воронку, оказались для реализации наиболее сложным эффектом в техническом плане. Эпизод целиком создавался в недрах студии ILM, у специалистов которой большой опыт в области симуляции воды. В прошлом они работали над «Идеальным штормом» и «Посейдоном» - картинами, удостоенными номинации на премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Трёхмерщики изменили методику симуляции, разработка которой заняла длительное время. Вместо имитации поверхности воды и добавления пузырей и волн, они разбивали водный массив на отдельные компоненты для дальнейшей проработки с учётом законов физики.
В фильме порядка 2000 планов с компьютерной графикой. Некоторых героев создавали средствами грима. Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: На краю Света»
Подобная методика означала большие вычислительные процессы и объём данных, зато океан получался на редкость правдоподобным. Для симуляции воды специалисты студии разработали новый программный инструмент Physbam. Воронка, достигавшая в диаметре трёх километров, по словам супервайзер фильма Джона Нолла, напоминала усложнённый вариант смыва в туалете.
Ролик студии ILM о создании эффектов для фильма «Пираты Карибского моря: На краю Света».
«Робин Гуд» (2010)
Сэр Ридли Скотт не отказался от идеи снять ещё один фильм, события которого разворачиваются в средневековье, несмотря на прохладный приём «Царства небесного» (2005). Напомним, что дорогостоящий эпик о крестоносцах заработал в мировом прокате $211 млн при производственном бюджете $130 млн. «Робин Гуд» о благородном лучнике, объявленном вне закона, был снят с не меньшим размахом. Высадка французов у берегов Ла-Манша и последующее сражение - самый зрелищный эпизод картины.
Дублированный трейлер фильма «Робин Гуд»
Высадка
Сцену атаки снимали с 12 камер. Кадр из фильма «Робин Гуд»
При создании армады кораблей и армии солдат трёхмершики британской студии MPC воспользовались собственным софтом Alice для генерации массовки, которая «бултыхалась» в прибрежных водах. Эту же программу они использовали при работе над картиной «Царство небесное». Цифровые солдаты и лошади взаимодействовали с водой, симулированной в программе FlowLine. Обороняющиеся английские лучники и кавалерия также умножались посредством Alice и анимированных цифровых дублёров.
Студия MPC преимущественно полагалась на существующую MoCap-библиотеку, но в дополнение к ней всё же была проведена двухнедельная mocap-сессия на Pinewood, чтобы записать ещё анимационные клипы гребущих и выгружающихся солдат и коней. Тем не менее, в кадрах высадки и атаки есть настоящие, а не компьютерные статисты. Известно, что в съёмках приняли участие 130 наездников.
Ролик о создании эпической битвы для фильма «Робин Гуд».
Продолжение следует.