Киносерия «Парк Юрского периода» отлично знакома всем любителям приключенческого кино. Одна из самых популярных голливудских франшиз своим успехом обязана не только режиссёрскому и продюсерскому таланту Стивена Спилберга, но и феноменальной работе мастеров по спецэффектам, которым удалось создать убедительных динозавров для большого экрана. В этой статье мы отправимся за производственные кулисы этой легендарной трилогии, чтобы рассказать и показать, как появились на свет «киношные» динозавры.
«Начинка»: Как создавались зрелищные сцены в киноцикле «Парк Юрского периода»
«Парк Юрского периода» (1993)
Первый фильм киносерии
«Парк Юрского периода» о нерадивых учёных и путешественниках, встречающих расторопных динозавров на живописном острове посреди океана, был снят по мотивам одноимённого романа Майкла Крайтона. Благодаря увлекательному сюжету и, без преувеличения, феноменальным спецэффектам, картина
Стивена Спилберга стала международным суперхитом.
«Парк Юрского периода» заработал в мировом прокате более $900 млн, став на некоторое время самой кассовой кинолентой в истории кино.
В фильме «Парк Юрского периода» девять минут хронометража с аниматронными куклами динозавров и шесть минут — с анимированными на компьютере моделями доисторических существ. Качество выполненной художниками по спецэффектам работы было настолько высоким, что картину отметили премией «Оскар» в номинации «Лучшие визуальные эффекты».
Трейлер фильма «Парк Юрского периода»Тираннозавр под проливным дождём Кукла тираннозавра, созданная Стэном Уинстоном, для фильма «Парк Юрского периода»
Модель плотоядного динозавра была изготовлена в натуральную величину. Аниматронная кукла возвышалась почти на семь метров, в длину она достигала двенадцати метров и весила свыше восьми тонн. Разработкой роботизированной бутафории занимались десятки специалистов под руководством
Стэна Уинстона, создавшие ранее Терминаторов и Королеву Чужих для фильмов
Джеймса Кэмерона. Кукла была установлена на гидравлическую платформу и приводилась в действие дистанционно через уменьшенную телеметрическую модель динозавра, которую при помощи специальных датчиков-потенциометров подключили к пульту управления.
Аниматронная кукла тираннозавра из фильма «Парк Юрского периода» совершала до 50 различных движений
Проливной дождь придал не только мрачное настроение кадрам, но и осложнил работу группе художников Стэна Уинстона. Дело в том, что шкура куклы не была рассчитана на столь высокую влажность. Вспененная резина впитывала жидкость, которая увеличивала вес конструкции. По ночам бутафорию старались высушить горячим воздухом, но по утрам всё равно требовалось перенастраивать гидравлику. Механический динозавр клацал зубами и широко открывал пасть только на крупных планах. В погоню за одним из героев была отправлена анимированная на компьютере модель. Эту задачу выполнили трёхмерщики студии ILM.
Ролик о процессе создания скульптуры динозавра для фильма «Парк Юрского периода». Исходное видео взято с сайта Youtube, канал StanWinstonSchool.«Парк Юрского периода 2: Затерянный мир» (1997)
Феноменальный успех первого фильма не оставил времени на раздумья по поводу съёмок продолжения. Сиквел, вышедший на экраны спустя четыре года, был сделан творческой командой первой картины. Вот только в этот раз число динозавров было увеличено с 7 до 13, а времени на их разработку Стэну Уинстону выделили существенно меньше. Несмотря на возросшее давление, инженеры и художники справились и спроектировали ещё более совершенные модели доисторических существ. Приобретённый на предыдущем проекте опыт подтолкнул специалистов к работе преимущественно с гидравлическими моделями, управляемыми телеметрически, а не через кабели. Кроме того, в этот раз мастера построили тираннозавров не с головы до хвоста, а от кончика массивной морды до середины туловища. Дело в том, что в полноразмерных куклах не было необходимости, так как их показывали только на крупных и средних планах.
Атака на трейлерГерои Джеффа Голдблюма и Джулианны Мур бегали по площадке фильма «Парк Юрского периода 2: Затерянный мир» с куклой динозавра
Максимального накала экшн достигает ближе к финалу, когда тираннозавры атакуют трейлер с людьми и спихивают тот с обрыва в пропасть. Как и в первом фильме, действие разворачивается под проливным дождём. В этот раз шкура динозавров была обработана силиконом, чтобы модели ящеров не впитывали жидкость чересчур быстро. Кроме того, тираннозавров поставили не на гидравлическую базу, а на тележку для большей мобильности. Куклы динозавров были достаточно прочными, чтобы они могли своими мордами разворотить корпус фургона. В одном из кадров доисторическое чудовище хватало за ногу человека. В действительности каскадёра зацепили за трос, который был пропущен через пасть тираннозавра.
Сцена репетировалась, но при этом движения кукол не были запрограммированы, чтобы оператор мог в любой момент выключить бутафорию, если бы что-то пошло не так, как планировалось.
Сцена с фургоном снималась в павильоне с использованием аниматронной куклы динозавра. Кадр из фильма «Парк Юрского периода 2: Затерянный мир»
Эпизод целиком снимался в студийном павильоне, где был воссоздан необходимый природный ландшафт. В фильме есть кадры с героями, которые зацепившись за трос, вывалились из фургона, и повисли над пропастью. Актёры висели над синими матами на высоте не более двух метров. Им пришлось намокнуть под поливальными машинами и слегка напрячь мышцы, чтобы не упасть с каната. Пугающая до чёртиков пропасть и окружающий ландшафт были добавлены в кадры средствами цифрового композитинга. По итогам годам
«Парк Юрского периода 2: Затерянный мир» был номинирован на премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.
Ролик о создании фильма «Парк Юрского периода 2: Затерянный мир»«Парк Юрского периода 3» (2001)
Третий фильм киносерии
«Парк Юрского периода 3» снял в качестве режиссёра
Джо Джонстон (
«Первый мститель», поскольку Стивен Спилберг решил ограничиться функциями продюсера. Кинолента не произвела большого фурора в кинопрокате по сравнению с предшественниками, но окупилась и даже принесла прибыль. Что касается динозавров, они стали ещё убедительней, так как компьютерные технологии успели шагнуть вперёд.
СамолётВ фильме «Парк Юрского периода 3» появляются как анимированные на компьютере, так и аниматронные куклы динозавров
После крушения самолёта в джунглях, герои подвергаются нападению огромного спинозавра, который в третьем фильме сыграл роль самого опасного хищника. Сцену снимали в павильоне, где художники сумели убедительно воссоздать растительность джунглей. Кадры атаки динозавра самолёта c пассажирами представляют собой ювелирное сочетание компьютерной анимации студии ILM и аниматроники Стена Уинстона. Инженеры и художники создали аниматронную куклу высотой 13,5 метров, которая приводилась в движение гидравликой мощностью 1000 лошадиных сил. Для кадров со сдавливающей фюзеляж лапой была изготовлена полноразмерная конечность динозавра.
На площадке куклой спинозавра управляли четыре оператора.
Трейлер фильма «Парк Юрского периода 3»Четвёртый фильм киносерии выйдет на мировые экраны летом 2015 года. Картину снимет Колин Треворроу. Это будет оригинальная история, а не ремейк или перезапуск франшизы.