6.1
Лауреат Каннского кинофестиваля, номинант на «Золотой глобус» и «Оскар», шедевр ливанского режиссёра Надин Лабаки. А между тем, это прекрасно рассказанная и показанная история мальчика, который сбежал из семьи и пытается выжить в трущобах нищего Бейрута. А потом совершает отчаянный поступок - подаёт в суд на своих родителей за то, что они родили его на свет. Профессиональных актёров здесь нет – почти все играют самих себя в предлагаемых обстоятельствах. Исполнитель главной роли – сирийский беженец, и даже самые страшные эпизоды из фильма в сравнении с событиями его реальной жизни кажутся приторной сказкой.
5.9
Возможно, это один из самых личных фильмов блестящего испанского автора – Педро Альмодовара. Стареющий режиссёр подозрительно похож на самого Альмодовара, а Антонио Бандерас играет его настолько проникновенно, что даже получил за эту роль Золотую пальмовую ветвь в Каннах. Солнечные воспоминания о нищем детстве, обожаемой матери (её роль исполняет Пенелопа Крус), первых переживаниях страсти и болезненных расставаниях показаны без излишней цветастости и экспрессивности, но всё равно очень ярко и выпукло. Так, что зритель в какой-то момент начинает проживать их как свои собственные.
Эта почти 3-часовая криминальная драма Мартина Скорсезе - одно из самых значительных и монументальных его произведений. Прототипом главного героя стал некий Фрэнк Ширан по прозвищу «Ирландец», долгое время бывший связующим звеном между верхушкой профсоюза и мафией. Скорсезе подошёл к созданию своей гангстерской эпопеи основательно, на ключевые роли он избрал Роберта Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши, а на растопку сюжета пустил книгу Чарльза Брандта «Я слышал, ты красишь дома» (на бандитском сленге звучит, как «Слыхал, ты киллер»). Этот фильм, вышедший усилиями сервиса Netflix, обсуждался по всему миру, побуждая невольно соотносить историю американской организованной преступности 50-х годов с настоящим положением дел.
6.8
Есть стойкое ощущение, что «Зелёная книга» был достижением 2018, но в России картина вышла в следующем году и тогда же она заслужила сразу три «Оскара». Так, что формально комедийная драма о том, как вышибала-итальянец Тони сопровождает в концертном туре чернокожего музыканта Дона Чилда, стала украшением именно 2019 года. Фильм Питера Фаррелли – невероятно обаятельная история, где расовые предрассудки меркнут перед искренней человеческой симпатией. Правда, для этого героям придётся провести вместе не один день и пережить множество не всегда приятных приключений.
5.6
Грех
Mostro
2018
/ Исторический фильм, Драма, Биографический фильм
/ Россия
Биографический фильм Андрея Кончаловского о Микеланджело Буонарроти - крупное сложнопостановочное произведение. Он снят целиком в Италии, на итальянском языке и под явным влиянием итальянского кинематографа, от неореализма до Феллини, Висконти и Пазолини. Главную роль режиссёр доверил непрофессиональному актёру Альбето Тестоне, от которого в итоге невозможно оторваться. Эффект погружения здесь полный: для съёмок была выстроена декорация Сикстинской капеллы в натуральную величину, а добыча мрамора снималась, разумеется, в Карраре. Правда, Микеланджело представлен как личность с целым букетом пороков, он невероятно скуп, хитёр, льстив, честолюбив и вдобавок терроризирует своих учеников. Но гениям, по Кончаловскому, дозволено ещё и не такое.
6.7
В 2019 году скандинавский режиссёр Ханс Петтер Муланд показал сразу две свои картины, первая – триллер «Снегоуборщик», вторая – семейная драма «Угоняя лошадей» с непревзойдённым Стелланом Скарсгардом. Потеряв жену, Тронд Сандер добровольно изгнал себя в одну из заснеженных деревушек неподалеку от Осло. Но там героя настигают воспоминания о трагических событиях юности - времени, когда он был безмерно счастлив, а потом так же одинок. Камера оператора Расмуса Видебака (на Берлинале его отметили «Серебряным медведем» за выдающиеся художественные достижения) показывает мир героя как череду мгновений, каждое из которых по-своему неповторимо.
6.4
Перед выходом этого фильма Кейт Бланшетт объявила, что она, пожалуй, не будет больше сниматься в кино. С её ролью в «Бернадетт» - одноимённой экранизацией бестселлера Марии Семпл - это точно никак не связано. Работать с таким талантливым режиссёром, как Ричард Линклейтер, по её словам, было одним удовольствием. Бланшет сыграла в его фильме женщину, переживающую глубокий личностный кризис. По похожей картине «Ешь, молись, люби» мы уже знаем, что в такие моменты обманчиво слабый пол обычно решает бросить всё и начать новую жизнь, чего бы это ни стоило.
6.4
Пётр Тодоровский снял ностальгическую картину, навеянную воспоминаниями о своём детстве. А действие её происходит в Одессе 70-х, во время эпидемии холеры, которая сделала её на время закрытым городом. Блестящие актёры Ирина Розанова, Евгений Цыганов, Леонид Ярмольник, Ксения Раппопорт и Евгения Брик в его фильме стали членами одной большой семьи еврейского происхождения, где есть всё – и взаимные обиды, и крайнее доверие друг к другу. Правда, потом фильм вдруг даёт сильный крен в сторону наметившейся любовной линии, но и это – выглядит очень узнаваемо и по сути, невинно.
7.3
Скандинавская драма, которая грозит перерасти в триллер, но всё же остаётся трагедией. Анна, успешный юрист по делам несовершеннолетних, соблазняет юного сына своего мужа от первого брака. Запретные отношения довольно быстро начинают угрожать её респектабельному семейству. И тогда Дама червей искусно применяет навыки манипулирования, отточенные за годы работы в профессии. Картина намеренно дезориентирует зрителя, заставляя его не раз сменить гнев на милость, и наоборот. Это злое и умное кино датско-египетского режиссёра Май эль-Туки бросает вызов лицемерию и эгоизму современного общества.
Участие в Венецианском кинофестивале и пять номинаций на «Золотой глобус» и, как итог, награда актрисе Лоре Дерн за лучшую женскую роль второго плана. Она конечно, хороша, но главный дуэт здесь, конечно же, у Адама Драйвера и Скарлетт Йоханссон. Светский режиссёр Ноа Баумбак, в поле зрения которого всегда интеллектуалы и творческие личности, взял их на роли театрального режиссёра и актрисы, которые по совместительству ещё и муж с женой. Но речь в фильме пойдёт не об их плодотворном союзе, а о том, как они будут оформлять развод и делить своего ребенка. Картину охотно сравнивают с другой известной попыткой поговорить на тему отношений в браке и после него – «Крамер против Крамера».
6.5
Алексей Федорченко – один из самых интересных и талантливых современных российских режиссёров. Его «Война Анны» - уникальная и экспериментальная картина, где всё экранное пространство сужается до печной трубы, где прячется от фашистов маленькая девочка. Здесь нет скачущих танков, взрывающихся гранат и размноженных на компьютере солдат, война – это, когда ребёнок отчаянно цепляется за жизнь, стараясь, посреди голода, хаоса и ненависти не потерять человеческое достоинство. «Война Анны» позиционировался как лучший фильм 2018 года, но у нас входил в 2019-м ограниченным прокатом.
7.6
Фильм постоянного гостя Каннского конкурса, одного из ведущих мексиканских режиссёров Карлоса Рейгадаса, автора радикального «После мрака свет», ждали шесть лет. Наконец, в 2018 году Рейгадас привёз «Наше время» в Венецию, правда, ничего за него не получил. Рассказывает он про мужа и жену, живущих на своём ранчо без супружеской близости, но компенсирующих свободные отношения взаимным доверием. Причём, играют их сам Рейгадас и его жена Наталия Лопес. Героиня влюбляется в приезжего американца, а её супруг пытается мягко контролировать их отношения. Но страсти внутри этого интеллектуального семейства разгораются со страшной силой.