Информация о фильме
Известная актриса однажды замечает странные перемены в поведении своей 12-летней дочери. Врачи считают, что причина кроется в психологических проблемах. Однако мать решает пригласить священника, который подозревает, что девочка одержима дьяволом…
Год:
1973
Страна:
США
Жанр:
Ужасы
Режиссер:
Продюсер:
Композитор:
Сценарист:
Монтажер:
Оператор:
Художник-постановщик:
Хронометраж:
122 мин.
Бюджет:
$ 12 000 000
Сборы в США:
$ 232 671 011
Сборы в мире:
$ 441 071 011
Мировая премьера:
26 октября 2010
Релиз на DVD:
26 октября 2010
Отзывы о фильме
100% фильм понравился
27.09.2015 19:18
Все кроме ужаса
Классический фильм ужасов Уильямов: Фридкина, выступившего режиссером и Блэтти, автора сценария и продюсера картины, я бы отнес к тому типу фильмов, что могут считаться откровением лишь в течении относительно краткого периода времени после выхода. Сегодня, в 21-м веке, я с большим удивлением гляжу на список титулов картины, который содержит такие сильные зва... читать дальшеКлассический фильм ужасов Уильямов: Фридкина, выступившего режиссером и Блэтти, автора сценария и продюсера картины, я бы отнес к тому типу фильмов, что могут считаться откровением лишь в течении относительно краткого периода времени после выхода. Сегодня, в 21-м веке, я с большим удивлением гляжу на список титулов картины, который содержит такие сильные звания вроде "самый страшный фильм всех времен". Нет, не знаю, что видели в "Экзорцисте" зрители в 1973 году и даже десятилетие спустя, но в наше время трудно определить картину Фридкина вообще, как фильм ужасов. В самом "тяжелом" случае - мистический триллер. При этом, хочу быть понятым правильно, я не говорю, что "Экзорцист" плохое кино, нет, просто не страшное. Соответственно не приходится говорить о рекомендациях фанатам жанра, разве что любителям изучать эволюцию хоррора. Действие в картине, в противовес современной модели развития сюжета "с места в карьер", развивается столь не спешно, что успеваешь поймать себя на мысли "а случится тут вообще что-нибудь?" Невольно, отсмотрев полчаса и так и не поняв, где же будет собственно начинаться кошмар, я лично вспомнил злодея Силву из "Координат Скайфолл", который соизволил впервые появиться на экране никак не ранее, чем через час от начала фильма. Однако, в конце-концов, злой демон таки овладел маленькой девочкой, Риган МакНил (Линда Блэр) и сюжет пошел ожидаемым путем к обряду изгнания. Сам обряд и вообще технические детали проявлений одержимости Риган сняты, надо сознаться, крайне искуссно. Устаревшие техники создания специальных эффектов лишний раз о себе не напоминают. Впечатляет работа гримеров: для роли экзорциста Ланкастера Меррина сорокачетырехлетнего Макса фон Зюдова превратили в почтенного старика и это не было тем случаем, когда вы с первой секунды понимаете, что перед вами грим, а не реальные морщины и седина. Порадовали кудесники микрофона и пультов: от скрипа полов и до рычания демона - звуковое наполнение картины отлично сочетается с картинкой и эффектно ее дополняет. Хочется отметить добрым словом звуковую дорожку, только надо добавить, что в отличие от современного кино, она не сопровождает все действие безотрывно. Впрочем эта ненавязчивость музыкального фона идет даже на пользу. Иногда полезно смотреть кино без явных триггеров, каковые теперь используются повсеместно и заранее выдают характер ситуации. Ах, ну вот заиграла напряженная музыка, сейчас что-то случится... Отмечая высокий уровень исполнения технической части, хотелось бы похвалить и актеров. Особенно исполнительницу роли Крисс МакНил, матери Риган, актриса Эллен Берстин на редкость естественно передала эволюцию чувств женщины, чья тревога под гнетом ухудшающегося состояния дочери превращается в черное отчаянье. И вторая актерская работа, которая оставила очень приятное впечатление - исполнитель роли священника-психиатра Дэмиена Карраса, Джейсон Миллер. Работа Миллера, с точки зрения раскрытия драматического таланта, пожалуй, в картине лучшая. Противоречивый персонаж, священник с квалификацией врача, объединяет в себе противоположные мировоззрения: пути веры и научного познания. При этом вера Карраса переживает испытание, Дэмиен сомневается в себе. Не даром его попытка помочь Крисс в начале - банальное предложение вновь идти по врачам. Глубины этому сложному образу добавляет личная трагедия, мать Дэмиена умирает и ее последние слова, плод больного рассудка - это проклятия и отречение от сына. В общем: сценарий, актерская работа, специальные эффекты, грим, звук, монтаж - все отлично. Не страшно совершенно, но все остальное замечательно. Плохо ли это? Да нет, прошло время, изменились зрительские запросы - это никак не обесценивает классической работы. "Экзорцист" себя в историю вписал: множество наград, включая два Оскара, статус культовый, коммерческий успех выше всяких ожиданий, что на этом фоне мы, со своим брюзжанием о том, что нас не пугают сорокалетние ужастики?..