7.3
Жить
2011
/ Драма
/ Россия
Неизвестно, что страшнее: когда погибшие близкие люди приходят домой как ни в чём не бывало или когда ты становишься свидетелем их гибели. В случае с фильмом «Жить» второе точно выглядит более жутко. Сцена, в которой героиня через окошко вынуждена смотреть, как её любимого насмерть забивают подонки в вагоне электрички, - кошмар похуже любого «Фредди Крюгера». И когда юноша возвращается к ней весь в бинтах, с трупным запахом и белой кожей, она не столько пугается, сколько старается верить в чудо.
7.2
Невеста
2017
/ Ужасы, Триллер
/ Россия
Непонятно, кто и зачем придумал этот ужасный обычай: наряжать мёртвых родственников в костюмы и фотографировать их так, словно они живые. Подрисовывать поверх век глаза, чтобы они казались открытыми, хотя обмануть никого было нельзя. И хотя эти самые фотографии, пожалуй, являются самым страшным образом в этом фильме, налицо стремление создателей (режиссёр Святослав Подгаевский до этого снял картину «Пиковая дама: Черный обряд») производить хорроры на международном уровне.
6.0
Дизлайк
2016
/ Ужасы, Комедия, Триллер
/ Россия
Спустя многие годы после мистического хоррора «Мёртвые дочери» Павел Руминов решил снять первый настоящий российский слэшер. То есть фильм про маньяка, который убивает жертв холодным оружием. Чтобы добиться непременной для классики жанра ситуации, в которой группа людей оказался в замкнутом пространстве и постепенно редеет, Руминов придумал ход с блогерами-«миллионниками», которых собрали в загородном особняке для рекламной акции. И в результате умерщвляют одного за другим на радость их онлайн-хейтерам.
Киновед по образованию, Николай Лебедев («Экипаж», «Легенда №17») снимал эту картину так, словно писал эссе на тему «Каким был бы «Психо», если бы его снимали в России» или «Слэшер в русской глубинке». На самом деле, слэшер по-русски – это когда все убийства спрятаны, маньяка не видно, а самое главное – разобраться, кто кого в действительности любит. Тогда и личность убийцы будет не так важна.
7.2
Один из мрачнейших и жёсточайших фильмов в истории Российского кино. Нервный, тёмный, безжалостный. Алексей Мизгирёв, который и до этого не был романтиком, теперь довёл происходящее до крайности. Главный герой – капитан армии, который не чувствует физической боли, полностью погружён в свои страдания по умершей дочери, его мучают странные галлюцинации. При этом ему каким-то образом нужно найти и доставить в часть двоих дезертиров, причём один из них уже наделал дел, а со вторым самое страшное случится чуть позже. Это лучшие роли Олега Василькова и Азамата Нигманова в кино, да и лучший фильм Алексея Мизгирёва тоже.
7.3
Юленька
2008
/ Триллер, Ужасы, Драма
/ Россия
Трудно было ожидать от Александра Стриженова, что он снимет самый настоящий фильм ужасов. Экранный образ Стриженова, актёра и телеведущего, – румяный и приветливый сибарит, режиссёр Стриженов – это комедии, среди которых начало комедийной франшизы «Любовь-морковь». Между тем «Юленька» понравился даже многим строгим зрителям, которые оценили риск Стриженова попробовать себя на новой почве, такой зыбкой в русском кинематографе.
5.4
Молодой режиссёр Павел Руминов во время работы над «Мёртвыми дочерями» неоднократно давал интервью, в которых, между прочим, провозглашал себя новым Стэнли Кубриком. Провокация сработала: фильм посмотрело в кино более 300 тысяч зрителей. Для сравнения: японский хоррор «Один пропущенный звонок» собрал в залах 217 тысяч человек, а Руминов в этой работе ориентировался именно на японские «ужастики». Даже его манера ручной съёмки более характерна именно для японских представителей жанра.
6.9
Детсадовская страшилка про Пиковую даму стала для режиссёра Святослава Подгаевского поводом «поиграть» с инструментарием зарубежных мистических фильмов ужасов. Зрителя пугают телекинезом, одержимостью, маленькими девочками-призраками, страшным фоновым шумом, ложными следами и другими известными трюками. Часть зрителей осудили картину за вторичность и отсутствие оригинальных идей, но были и те, что приветствовали эту интеграцию в мировую субкультуру и отмечали, что фильм всё же вполне способен пугать даже знатоков хоррора.
7.0
Фильм снят как бы на мобильный телефон: дескать, мама перед шопинг-туром в Финляндию подарила сыну-подростку смартфон с хорошей камерой. Поэтому мы сразу начинаем воспринимать фильм как представитель популярного направления found footage, а чуть позже – как пародию на него. Смотреть на финский каннибализм смешно и совсем не страшно, что вовсе не отменяет причастности этой картины к жанру ужасов.
7.3
Жесть
2006
/ Криминал, Ужасы, Триллер
/ Россия
Стоит покинуть пределы Москвы, как начинается сплошной зомби-апокалипсис. По крайней мере, в этом уверены создатели фильма «Жесть», которые населили пригороды столицы огромным количеством маньяков, некоторые из которых, кажется, всё-таки зомби. Публика фильм не приняла, но сегодня он интересен тем, что для подобного жанра в нём собран потрясающий актёрский ансамбль: Алёна Бабенко, Михаил Ефремов, Анатолий Белый, Гоша Куценко, Рената Литвинова, Алексей Серебряков и Сергей Шакуров.
7.5
Когда фильм появился, стало понятно, что это и есть настоящий российский хоррор. Зло персонифицировано (офицер милиции), иррационально, всемогуще. От него невозможно спастись. Более того, образный ряд фильма отталкивается от структуры Евангелия и наводит на мысль о том, что капитан Журов – то ли Иуда, то ли сам дьявол, который убивает Мессию, оскверняет Магдалину и т.д. Пожалуй, самый страшный и цельный фильм в этой подборке.
Фильм сразу стал культовым хотя бы потому, что мало какая картина настолько чётко разделяет аудиторию на тех, кто всерьёз считает её лучшим российским фильмом XXI века, и тех, кто смело ставит ей один балл из десяти в своём личном рейтинге. Имея в своём распоряжении лишь любовь к жанру и микроскопический бюджет любительского фильма, авторы создали нечто настолько странное и концептуальные, что фильм с тех пор обязательно входит во все авторские подборки главных российских «ужастиков».
6.7
Московское метро – территория мифа, загадочный подземный мир, о котором мы знаем только самое малое, покорно следуя по освещённым туннелям. Но самое интересное и самое страшное начинается там, где света нет. Там живёт Путевой обходчик, от которого будет трудно спастись, не зная закоулков этих гигантских катакомб. Реакция российской публики на фильм была неоднозначной. Он провалился в прокате и получил низкие оценки критиков. Но знатоки жанра приветствовали его как интересную попытку, в которой ошибки могут быть даже интереснее достоинств.
5.3
На первый взгляд – роуд-муви-триллер, которому место в другой подборке. Но ситуация здесь слишком фантастична, да и путь главного героя, простодушного водителя грузовика, обычным не назовёшь. Скорее похоже на схождение в ад, где каждая встреченная химера как будто отщипывает от протагониста по кусочку. К финалу от него остаётся лишь обрубок, лишённый памяти, сознания и вообще всего человеческого. Как и та реальность, в которой он оказался.
Первая полнометражная лента основателя некрореализма Евгения Юфита сохранила и преумножила его разработки того, что на Западе, вероятно, назвали бы интеллектуальным хоррором-перфомансом в русле зомби-апокалипсиса. Только всё это своё, выстраданное, далёкое от Джорджа Ромеро и Сэма Рэйми, словно бы до Юфита вообще не было никаких хорроров, да и никакого кино – тоже.