ФИЛЬМЫ О ВЬЕТНАМСКОЙ ВОЙНЕ
Чувство растерянности - вот, пожалуй, объединяющая черта «вьетнамских» фильмов. И дело не в том, что вьетконговцы показываются с пониманием и сочувствием; просто жестокость и затянутость бойни выглядят чем-то необязательным, абсурдным; жизни уходят в ничто ради неведомой цели. Каждый вдумчивый режиссёр находил к теме свой подход: Френсис Форд Коппола запечатлел сомнамбулический кошмар («Апокалипсис сегодня»), Оливер Стоун - натуралистичный солдатский быт («Взвод»), Майкл Чимино - мелодраму о тоске по родному дому («Охотник на оленей»), Стэнли Кубрик - хладнокровную картину о постепенной утрате человечности («Цельнометаллическая оболочка»). По жанру это военные фильмы, по настроению - антивоенные высказывания с разной степенью прямоты.
ЭХО ВЬЕТНАМА
Фильмы о ветеранах Вьетнама - не военное кино, а в основном психологические драмы. Спорный вопрос, за чем наблюдать страшнее, - роковыми тяготами на поле боя или за тем, как они продолжают преследовать солдат в мирной жизни. Среди хрестоматийных примеров второго случая - «Таксист» Мартина Скорсезе, «Рождённый четвёртого июля» Оливера Стоуна, «Возвращение домой» Хэла Эшби, «Форрест Гамп» Роберта Земекиса. Отдельно стоит выделить киносерию «Рэмбо» - если первая часть является жестоким боевиком о травле ветерана и его мести, то сиквел, хоть и разворачивается в Индокитае, где гибнет несметное число персонажей, кажется по сравнению с ней увеселительным блокбастером.
«Рэмбо» в рубрике «Рассекреченные материалы»
ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА: ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД
Не все сохранили серьёзную мину. Чтобы с юмором отнестись к отголоскам войны во Вьетнаме, потребовалась пара десятилетий выдержки. Уолтер Собчак в «Большом Лебовски», которого сыграл Джон Гудман, - ветеран Вьетнама с посттравматическим синдромом, но его поведение вызывает один смех; братья Коэн сознательно ввели его в сюжет для комизма; зацикленность и неадекватность Собчака - повод для шуток, пусть и остроумных. А в «Криминальном чтиве» чуть ли не самая знаменитая сцена - как раз о вьетнамском ветеране. Кто видел фильм Тарантино, не может не помнить эпизод с Кристофером Уокеном и душещипательный рассказ о том, где он хранил часы во время войны. Возможно, лучшим доказательством того, что ужас перед Вьетнамской войной кинематографом преодолён, является уморительный фрагмент из комедии «Солдаты неудачи». Героя Бена Стиллера расстреливают точно как персонажа Уиллема Дефо в «Взводе», с картинно распростёртыми руками, - только нарочито долго, весело и глупо. С той же вероятностью это может означать совсем другое: лучшие фильмы о Вьетнамской войне уже признаны классикой. Вряд ли стоит ждать новых - остаётся пародировать и переосмысливать.