Известность пришла к актрисе после роли в фильме Тима Бёртона
На пресс-конференцию исполнительница главной роли в «Тропах» Миа Васиковска, известная по заглавной роли в фильме «Алиса в стране чудес» Тима Бёртона, пришла в компании Робин Дэвидсон, которая в 1970-е годы на верблюдах прошла более 1500 миль по пустыням Австралии, о чём написала статью в журнал National Geographic, а затем и книгу-бестселлер. В «Тропах» дикой природы столько, что от неторопливого ритма движения песков и раскалённого ветра погружаешься в транс. Австралийские пейзажи показаны с большой любовью, а иной раз — с почти левитановской живописностью. Съёмочная группа проехала сотни километров в поисках натуры.
Фильм «Тропы» очень похож на картины National Geographic.
Актриса впервые в своей карьере сыграла на родине - в Австралии
Посреди этой унылой красоты и действует героиня Васиковски, молодая девушка, затеявшая переход по австралийской пустыне. Мотивация героини - потому что может. И силы для этого странного желания - пересечь «сковородку» - ей хватит на всё: и на то, чтобы терпеть солнечные ожоги и колючки, ранящие её нежные стопы. Смирения в этом фильме будет много: девять месяцев она бесплатно проработает на подлеца, убирая за верблюдами и учась обращаться с этими клыкастыми чудовищами (клыки у них действительно страшные). Затем хозяин ранчо её обманет, и она пойдет работать к ловчему, поражаясь жестокости его команды — но цель окажется для неё важнее. Она будет долго выносить присутствие назойливого фотографа, который навещал Дэвидсон на протяжении всего её пути (Адам Драйвер, сериал «Девчонки». И даже полюбит его, несмотря на все его недостатки.
Безграничного смирения и приятия окружающей действительности хватит у героини Васиковски даже на жестокость, даже на поступление собственными принципами. «Нельзя бить животных, которые тебе доверяют», «Нельзя убивать животных»: девочка из цивилизации, попадая в место, где жизнь настоящая, находит эти постулаты нежизненными. Она, подобно Спасителю, удаляется в пустыню прочь от людей. Разница лишь в том, что она не готовится принять свою судьбу и навсегда изменить окружающий мир, а с точностью до наоборот: впустить в свою жизнь как можно больше жизни вселенской, сделать так, что она сама, её будущее изменились бесповоротно. Вообще, евангелических параллелей в фильме достаточно, и сильнейшая из всех - эпизод, когда Робин в самый напряжённый и опасный момент своего путешествия теряет компас, подаренный ей любимым отцом, искателем золота и приключений - «Отец, для чего ты оставил меня?!».
На вечерней премьере актриса и Робин Дэвидсон были в одной цветовой гамме
В конечном же итоге это кино, как и все показанные пока фильмы конкурса Венецианского фестиваля этого года, - о человеческом в человеке: в «Гравитации» - это воля, в «Джо» - мужественность и отцовство, в «Ночных движениях» - противостояние гуманизма и гуманности. В «Тропах» это человеческое — «от биологии». Картина рассказывает о взаимоотношениях даже не Робин Дэвидсон и негостеприимного австралийского континента, а о природе в людях и людях в природе. Робин приходится убивать человеческое и в себе, и вокруг себя. В начале фильма она во время экскурсии - это подчёркивается особо - рассказывает, что верблюды завезены в Австралию человеком, и теперь на материке самая большая их популяция — а ближе к концу ей придётся убить одичавшего верблюда, который угрожал её жизни. Она путешествует по территории, на которой травят динго, также появившихся и расплодившихся благодаря людям — в результате токсичным стрихнином наедается собака Робин, и той приходится добить её из ружья. Пустыня словно не даёт выхода тому в ней, что является «слишком человеческим».
Как не дают из-за её спутника-фотографа проводника аборигены, истинные дети природы, - живущие с ней в более тесной связи, чем белые. Сама же она в одиночку получает провожатого, который плохо говорит по-английски, но учит её законам полудиким-полулюдским — и Робин, даже оставшись в одиночестве, не решается их преступить. Например, освежевать убитого кенгуру - дело мужское, табуированное для женщины.
Освежевать убитого кенгуру - дело мужское, табуированное для женщины.
Действительно, «Тропы» - фильм чрезвычайно женский, вернее, о женщине, о её фундаментальной, доведённой до символа роли, которую так и хочется ввести в психоаналитический дуализм «приятие-проникновение», «смирение-подчинение». Такое путешествие, которое совершила Робин, под силу только женщине. Когда она под палящим солнцем, обнажённая, идёт по песку, она не покоритель неизведанного, а часть породившей её великой силы матери-природы, и, только подчинившись ей, она способна исполнить поставленную перед собой задачу, об которую обломали зубы самые мужественные исследователи Австралии.
И, конечно, это фильм про Миу Васиковску, которая воспринимает эту историю как очень личную. На пресс-конференции она заявила, что для неё это первый за шесть лет фильм, который был снят в Австралии, на её родине. А ей всего 23 года. «Это в каком-то смысле поворотный момент в моей карьере», - сказала она. Как пел БГ, «...чтобы стоять, я должен держаться корней».