«Филомена» пронзительна сюжетом. Уволившийся с «Би-Би-Си» из-за депрессии и кризиса жанра политобозреватель Мартин Сиксмит (Стив Куган) против предписания врачей пытается писать книгу по истории России. Случайно его знакомят с Филоменой, недалёкой, но непосредственной и очень искренней старушкой из Ирландии (Джуди Денч), которая рассказывает ему свою историю. В юности она, сирота, жила в католическом монастыре в качестве воспитанницы и бесплатной рабочей силы, платя монахиням стиркой и уборкой за стол и кров. Один вечер, одна встреча, одна короткая любовь — и вот ее объявляют грешницей. Молодая жертва бытовой религиозности и подчинения фанатичным принципам, она видит своего прижитого во грехе сына Энтони по часу в день. Пока за ним не приезжают усыновители — и Энтони отбирают у Филомены. Спустя пятьдесят лет она отправляется на поиски, в которых ей помогает Сиксмит — она считает, что врать всем про отсутствие у неё сына это больший грех, чем прелюбодеяние.
Трейлер «Филомены» на английском языке
От преступлений против человеческих законов, которые совершает в этом фильме католическая церковь, кровь стынет в жилах, хотя фильм при этом чрезвычайно смешной. Звезда интеллектуального британского юмора, Стив Куган тащит комедийную составляющую так, что слёзы проступают уже от его игры. Куган — мастер игры с тем, что в английском называется understatement, на русский можно перевести как подтекст: смущённые интонации англичанина из upper-middle-класса, ироничные бровки домиком, уморительная серьёзность — словом, всё, за что можно любить юмор с Альбиона, в нём есть. И его Сиксмит — решительно-мягкий правдолюб, полный сострадания, моральных принципов и журналистского цинизма — образцовый комедийный персонаж.
Кадр из фильма «Филомена»
Впрочем, Куган-Сиксмит не главный в этом фильме. Актёр заявил на пресс-конференции, что функцией его и его героя было, скорее, подсластить пилюлю, и когда он начинал кривляться вволю, Фрирзу приходилось его одёргивать. Он здесь как чичероне, проводник зрителя, который будет отождествлять себя с персонажем — на подобного Сиксмиту зрителя и рассчитана картина. Он попадает в мир Филомены в исполнении блистательной Джуди Денч.
Её героиня — это мягкая улыбка, мягкая обложка дамского романа, и кто-то даже скажет - «мягкий мозг» (хоть по-своему она неглупа). Но по сравнению даже с Сиксмитом, её помощником, не говоря уж о тех, кто мучал её в течение жизни, она до шока прекрасна. Честная как хлеб, со старомодным неприятием снобизма («Будь добр с людьми, которых встречаешь на пути к вершине, потому что ты можешь встретить их, когда пойдешь обратно») и очень простым приятием «девиаций и отклонений», она благодарит горничных в гостинице, и говорит каждому встречному, что он один на миллион. Она наивна, и может сказать испаноязычному официанту, что «у нас в Британии вместо мексиканцев индусы», но сделать это так, что он улыбнётся.
Герои Джуди Денч и Стива Кугана - настоящие антиподы
Сиксмит и Филомена постоянно противостоят друг другу: он богатый образованный атеист-эрудит, она — бедная ирландка-сирота с крестьянской верой. Но сюжет не был бы сюжетом, если бы с его течением персонажи не менялись. Для Сиксмита произошедшая история становится прекрасным уроком гуманности, и в конце концов он даже готов помогать Филомене не ради написания хорошей статьи, полной жареных фактов, а для того, чтобы справедливость восторжествовала. Но Филомена и тут его переиграла. Ей нужна не справедливость, а более жизненное — правда. И в финале героиня Денч совершает, возможно, самое большое чудо, доступное человеку. Она не просто примеряется с судьбой, не просто принимает факт наличия в природе и её жизни злых людей. Возможно, её душа не так велика, чтобы в ней осталось место внешнему злу. Поэтому она прощает их, тех, кто обманывал её, издевался над ней и совершил, возможно, самое страшное преступление — отобрал у неё сына. И в этот момент наступает катарсис и текут слезы. Герой Кугана не хочет и не может понять случившегося, потому что для этого надо войти в шкуру Филомены. И сиксмиты в зале плачут из-за того, что подобное величие души лучше наблюдать в других людях. Сама Джуди Денч на вопрос, смогла бы она повторить подвиг своей героини, ответила так:
Первый "светлый" фильм кинофестиваля - и на данный момент единственный, сумевший вызвать настолько бурные эмоции, что журналисты реагировали громче, чем зрители у красной дорожки, по слухам, имеет хорошие перспективы в конкурсе Мостры. Наверное, потому, что рассказывает презираемую Сиксмитом «простую человеческую историю». А ведь история Филомены произошла на самом деле, при этом она не была ни первой, ни последней в череде других полудобровольных узниц монастырей. Судьба стала отправной точкой для истории Сиксмита, реально существующего журналиста, который даже написал несколько книг по истории России. И, возможно, главная мысль фильма состоит в том, что одна без другой эти истории не смогли бы существовать: без великой души нет содержания, без практичного цинизма нет формы.