«Ветер крепчает» - картина биографическая, хоть и анимационная
К примеру, героем и образцом для подражания Хорикоси выбирает себе итальянского конструктора — герцога Капрони. Появление этого персонажа, кстати, вызвало ожидаемую реакцию у местных журналистов. Для Дзиро Джованни Капрони — инженерный бог, не Молох, а скорее Аполлон. Он является ему во сне и учит жизни — в буквальном смысле. Именно он цитирует Поля Валери: «Ветер крепчает — постараемся выжить» - эта фраза помогает главному герою творить, действовать с неизбежно трагическим финалом. В общем, посыл такой: будем жить!
Капрони произносит в фильме еще один афоризм, необходимый для понимания замысла Миядзаки. Итальянец говорит Дзиро, что эти прекрасные птицы из рифленого алюминия, которых тот видит в снах и мечтах полетят на войну, где принесут людям смерть и боль. «Но я предпочитаю мир, в котором есть египетские пирамиды, тому, где их нет». Красота больше смерти.
Трейлер фильма «Ветер крепчает»
Миядзаки, несмотря на колоссальный прокатный успех своей картины на родине, где она собрала $80 млн., получил за неё упрёки и от левых - с формулировкой «Оправдание милитаризма», и от правых - «Умаление заслуг». Сам же он при создании «Ветра» вдохновлялся цитатой из самого Хорикоси - «Я просто хотел создать что-то красивое». И красивого в картине много. Мэтр арт-анимации потрясающе экспрессивными приёмами передает чудовищные и прекрасные явления, сопровождающие жизнь героев. От землетрясения бросает в дрожь, ветер вызывает рябь на воде, которая становится катализатором любовной истории и вызывает тревожное томление у зрителя, а коронное место студии «Гибли» - небо — неизменно манит, вне зависимости от того, затянуто ли оно тучами, дымом пожарищ или наполнено стремящимися к солнцу летательными аппаратами.
Кадр из мультфильма «Ветер крепчает»
Милитаристская Япония — не самый радостный период истории этой страны, редко вдохновляющий кинематографистов, — показана с большой любовью и аккуратностью, а главное — с неожиданного ракурса. У Миядзаки своё отношение к войне. У Миядзаки вообще своё отношение ко всему, и картину следует рассматривать именно как манифест души японского волшебника. Хотя бы потому что его Хорикоси — это в очень большой степени он сам. Отец Миядзаки был хозяином одного из заводов, производивших A6M Zero, а мать умерла от туберкулёза. Свою студию «Гибли» Миядзаки назвал в честь самолёта Капрони.
В системе ценностей Миядзаки Дзиро Хорикоси — безусловный герой, глашатай вынесенного в заглавие фильма эпиграфа, который призывает жить, несмотря ни на что, жить творчески, деятельно, страстно, пусть даже это жизнь взаймы. Жить мечтой, даже если мечта может обернуться кошмаром - ведь и кошмар может быть красивым.
«Ветер крепчает» - заключительная картина Хаяо Миядзаки.
«Ветер крепчает» - картина красивая, трогательная, волшебная и чрезвычайно неоднозначная. Миядзаки незачем врать и стесняться: «Ветер крепчает» - его последняя картина, о чем президент «Гибли» Кодзи Хосино объявил на пресс-конференции. Больше мэтр не будет заниматься кино. А значит, к этому фильму стоит присмотреться получше. Рюноскэ Акутагава сто лет назад утверждал в порыве эстетской антигуманности, что единая строчка Бодлера может стоить больше человеческой жизни. Миядзаки раскрывает образ своего персонажа не так бесчеловечно: его Дзиро поэт долгого кропотливого труда, безнадежной любви и, прежде всего, он поэт результата. Дзиро - творец красоты, ведь уродливые самолеты, как известно, не летают. И его не надо прощать или оправдывать — он не виновен, как не виновен условный кузнец, этакий Хатори Ханзо из «Убить Билла», от металлургической поэмы которого - смертоносной катаны — хочется плакать восторженными слезами.
Оружие не убивает, убивают люди.