В новом выпуске «Начинки» разбирается зрелищный ролик научно-фантастического фильма «Гравитация». Картину снял Альфонсо Куарон, в послужном списке которого «Гарри Поттер: Узник Азкабана» и «Дитя человеческое». Визуальные эффекты к этому фильму создавались на протяжении двух лет художниками студии Framestore CFC, удостоенной премии «Оскар» за фэнтези «Золотой компас».
«Начинка»: Из чего сделан фильм «Гравитация»
Здравствуйте, это «Начинка». Сегодня на покадровом отсмотре в нашей видеолаборатории
очень зрелищный ролик научно-фантастической картины
«Гравитация» с
Сандрой Буллок и
Джорджем Клуни в главных ролях.
Такие проекты, как «Гравитация», принято называть долгостроями, ведь весь творческий процесс, от утверждения сценария до завершения монтажно-тонировочного периода, растянулся на срок более четырёх лет, в том числе два года ушло на создание спецэффектов. И сегодня мы внимательно изучим по кадрам первого трейлера, что нам приготовили специалисты по эффектам за эти два года. Но вначале, кратко о сюжете фильма.
Сандра Буллок играет инженера по медицинской технике Райан Стоун, а Джордж Клуни — командира космического корабля Мэттью Ковальски. Плановый выход в открытый космос оборачивается катастрофой. После разрушения шаттла Стоун и Ковальски, соединенные друг с другом при помощи троса, остаются в полном одиночестве во мраке космоса. Оглушительная тишина говорит им, что они потеряли всякую связь с Землей и вместе с ней — шансы на спасение. Единственный путь — отправиться ещё дальше в глубины Вселенной.
«Гравитацию» снял мексиканский режиссёр Альфонсо Куарон, в послужном списке которого
«Гарри Поттер: Узник Азкабана» и «Дитя человеческое». Съёмки фильма с бюджетом около $80 млн прошли в Великобритании и США. На туманном Альбионе снимали в павильонах знаменитой студии Shepperton, которая на какое-то время стала также домом для создателей фэнтези «Тор 2: Царство тьмы».
Две-трети событий фильма разворачиваются за пределами орбитальной станции. Разумеется, космическое пространство создавалось средствами компьютерной графики. За производство визуальных эффектов отвечали художники и аниматоры британской студии Framestore CFC, удостоенной премии «Оскар» за
«Золотой компас» (2007), и несколько менее именитых компаний. Супервайзерами спецэффектов были лауреат премии «Оскар» за
«Гладиатор» (2000) Нил Корбульд и ветеран киноиндустрии Крисс Уоттс, делавший эффекты для
«Водного мира» и
«300 спартанцев» (2007).
Теперь разберём зрелищные сцены фильма, вошедшие в ролик. Открывающий трейлер картины эпизод с потрясающими видами Земли, шаттла и астронавтами, целиком реализован в графике. В работе художники, скорее всего, опирались на многочисленные фотографии Земли, сделанные из космоса. Трёхмерщики студии Framestore CFC используют для создания компьютерной графики такие программы, как Autodesk Maya, Houdini и Nuke. Вероятно, в Maya они создавали все объекты, а в Houdini их эффектно разрушали.
Но предварительно космический эпизод превизуализировался в американской студии The Third Floor, специалисты которой создавали трёхмерные аниматики для десятков голливудских фильмов, например, для картины
«Монстро» (2008).
В фильме несколько кадров с астронавтами в космосе. На общих планах ролика нам показывают компьютерные модели героев, которые строились по материалам сканирования актёров. На крупных и средних планах исполнители - настоящие. Возможно, во время съёмок в синем или зелёном павильоне голливудские звёзды носили бутафорские скафандры без шлема и визора, которые позднее дорисовывались на компьютере.
В кадрах с разрушением станции, когда астронавтов начинает «болтать» и крутить в разные стороны, нам показывают героев, анимированных при помощи техники захвата движений. При этом лицевая анимация считывалась благодаря технике Mova, которая представляет собой две системы камер синхронизированных между собой. Они одновременно записывают визуальную и геометрическую информацию о предмете. После захвата два набора полученных данных объединяются для формирования трёхмерного изображения. Система не использует маркеры, которые обычно применяются для motion capture, а полагается на оптику и фосфорический грим. Эта техника отлично проявила себя при работе над фильмом
«Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008).
Ролик фильма «Гравитация» завораживает видеорядом и подачей истории. Лента Альфонсо Куарона откроет международный Венецианский кинофестиваль в сентябре. Буквально через несколько месяцев мы узнаем, как сложится прокатная судьба этого неординарного кинопроекта.