«Крепкий орешек» (1988)
![](http://b1.filmpro.ru/c/137821.text_image_normal.jpg)
В сцене со взрывом кинематографисты снимали миниатюрную модель здания
Как взрывали небоскрёбОсновные съёмки фильма прошли в небоскребе Fox Plaza. По сюжету, в нём должен был прогреметь взрыв, но портить офисное здание кинематографистам никто не разрешил. Это не стало проблемой для прославленного супервайзера Ричарда Эдлунда, который в своё время заставлял пластиковые корабли бороздить космическое пространство в фильме «Звездные война: Эпизод IV - Новая надежда». Для «Крепкого орешка» макетчики под его руководством построили в миниатюре точную копию верхней части Fоx Plaza, которую и взорвали. Затем изображение взрыва смонтировали со съёмкой небоскрёба, крыша которого в этих кадрах слегка освещалась гирляндами и пиротехническими эффектами. Настоящий вертолёт также никто не уничтожал, кинематографисты обошлись утилизацией уменьшенной радиоуправляемой копии.
Ролик, который знакомит с процессом создания финальной сцены взрыва крыши небоскрёба
Взрыв в шахте лифта
![](http://b1.filmpro.ru/c/137819.text_image_normal.jpg)
Оптический принтер студии ILM, который использовался для создания комбинированных изображений
Джон Макклейн бросает в шахту лифта стул, начинённый взрывчаткой. Мощный взрыв с огненным шаром снимали в два этапа. Сначала кинематографисты отсняли дубль со вспышкой света. Затем они провели повторную съёмку с настоящим огненным шаром, при этом шахта снималась в усиленной перспективе, то есть оптика и ракурс были выбраны таким образом, чтобы она зрительно казалась глубже, чем была на самом деле. Изображения с двух дублей были собраны в единую композицию при помощи оптического принтера.
Сцена взрыва в шахте лифта из фильма «Крепкий орешек»
Эффекты получились настолько убедительными, что картину «Крепкий орешек» даже выдвинули на «Оскар» в соответствующей категории. Ни один из последующих фильмов серии не удостаивался такой чести.
Гибель злодеяСцена падения главного злодея с 30-го этажа снималась в павильоне на синем фоне, который позднее подменили изображением города. Актёр Алан Рикман падал с высоты не более пяти метров на маты. По легенде, координатор трюков отпустил его не на счёт «три», а на счёт «два», чтобы добиться от актёра более естественного выражения испуга на лице. В 80-е годы подобные кадры собирались при помощи оптического принтера или машины трюковой печати.
Знаменитое падение героя Алана Рикмана в финале фильма «Крепкий орешек»
«Крепкий орешек 2» (1990)
КатапультированиеВ сиквеле, который вышел двумя годами позднее, Макклейн противостоит организованной террористической группе, которая захватывает аэропорт. Бюджет проекта вырос с 28 до 70 миллионов долларов, поэтому финскому режиссёру Рене Харлину было где развернуться. Каноническая сцена с катапультированием снималась на синем хромакейном фоне с использованием системы управления движением камеры. Изображение Макклейна отделялось от фона методом блуждающей маски и комбинировалось со съёмкой взрыва на оптическом принтере.
Ролик о том, как создавалась каноническая сцена катапультирования в фильме «Крепкий орешек 2»
Верхом на крылеНо самым головокружительным и дорогим трюком стала сцена с самолётом, когда Макклейн прыгает на крыло двигающегося по взлётной полосе лайнера и ввязывается в рукопашный бой с лидером террористов. Трюк снимали вживую. Лайнер и вертолёты в этих кадрах - настоящие, только снег - мыльная стружка.
В пиковый момент стоимость одной минуты съёмок «Крепкого орешка 2» достигала $20 000. Это был самый дорогой голливудский фильм того времени без учёта инфляции.
Примечательно также, что «Крепкий орешек 2» стал первым фильмом в истории, фоновые изображения для которого в паре кадров создавались с использованием компьютера, а не традиционного рисования на холсте. Сиквел заработал в домашнем прокате свыше $117 млн, показав восьмой результат года.
Съёмки сцены с самолётом и последующего боя на крыле «Боинга»
Самолёты и снегоходыВ сценах с самолётами, по сюжету, удачно приземлялись, падали или взрывались миниатюрные модели. Их строительством занимались специалисты студии Industrial Light&Magic. Взлётно-посадочная полоса также была подготовлена в соответствующем масштабе. Трюки со снегоходами снимались на натурной площадке при температуре минус 10 градусов. Поскольку никакой вьюги не наблюдалось, кинематографисты прибегли к помощи мощных ветродувов, которые поднимали в воздух сухой лёд и мыльную стружку. Трюк с прыжком на снегоходе исполнил каскадёр, который спрыгивал с машины за пару секунд до срабатывания пиротехнического заряда.
Ролик, в который вошли кадры из фильма со снегоходами, а также моделями самолётов
«Крепкий орешек 3: Возмездие» (1995)
Взрыв на улице Нью-Йорка
![](http://b1.filmpro.ru/c/137839.text_image_normal.jpg)
На съёмках в Нью-Йорке прогремел настоящий взрыв
Триквел, вышедший на экраны в 1995 году, снимал Джон МакТирнан, режиссёр первого «Орешка». Третий фильм серии создавался в период бурного развития цифровых технологий. Многие трюковые сцены снимались на зелёном хромакейном фоне и позднее совмещались со съёмочным материалом на компьютере. Тем не менее, самые запоминающиеся трюки были сняты вживую на площадке. Так, взрыв в Нью-Йорке прогремел самый настоящий, подготовка этого трюка заняла несколько месяцев. Никто не пострадал.
Эффектный взрыв на одной из улиц Нью-Йорка. Фрагмент из фильма и рассказ о съёмках
В мировом прокате третий фильм заработал более $360 млн, установив рекорд франшизы.
Сход поезда с рельсовТо же самое касается и сцены в метро, когда от взрыва последний вагон слетает с рельсов и начинает крушить платформу. Станцию метрополитена и платформу построили в павильоне. Вагоны установили на гидравлическую платформу, управляемую оператором с компьютера. В нужный момент вагон отклонялся и начинал всё крушить по ходу движения. На репетиции и подготовку ушёл один месяц. Сцену сняли с двух камер и с одного дубля.
Съёмки схода поезда с рельсов. Трюк снимался в ангаре, где была построена платформа нью-йоркского метрополитена
«Крепкий орешек 4.0» (2007)
Трюки с автомобилямиЧетвёртый фильм серии снял режиссёр картины «Другой мир» Лен Уайзман, который начинал карьеру в кино в качестве специалиста по спецэффектам. «Крепкий орешек 4.0» придерживается курса, заданного предыдущими фильмами о Макклейне. Трюки и эффекты поданы в нём в реалистичном ключе, а компьютерная графика носит невидимый характер.
Эффектная сцена с опрокидыванием автомобиля в туннеле снималась с использованием настоящих машин, которые бросали при помощи крана и системы тросов.
Актёров сняли отдельно в студии, после чего изображения скомпоновали на компьютере. То же самое касается сцены столкновения машины и вертолёта. Автомобиль в действительности врезался, но в макет без лопастей, который был закреплён на кране. Позднее лишнее оборудование было удалено из кадров, а лопасти смоделированы и анимированы на компьютере.
Фрагмент демонстрационного ролика студии Digital Dimension, который знакомит с процессом постановки автомобильного трюка в фильме «Крепкий орешек 4.0»
МассовкаСтудия Digital Dimension не только дорабатывала автомобильные трюки средствами цифровых технологий, но и для одной из сцен увеличила численность массовки. Речь идёт о кадрах, когда срабатывает сигнал тревоги из-за действий главного злодея, и сотрудники госучреждения в спешке выбегают на улицу. В этих планах около тысячи человек представляют собой цифровых агентов программы Massive.
Фрагмент из фильма с массовкой, созданной на компьютере