Кадр из фильма «Цезарь должен умереть». Зэки в нём - настоящие. А один из них в реальной жизни давно вышел из тюрьмы и занялся кино, а обратно вернулся специально для работы в картине
Среди трёх самых часто называемых критиками фильмов - «Цезарь должен умереть» братьев Тавиани, «Барбара» Кристиана Петцольда и «Табу» Мигеля Гомеша. Картину «Заложница» («В неволе») Брилланте Мендозы называют реже – кто-то потому, что ей не хватило радикальности, присущей более ранним работам филиппинца , кто-то из-за неполиткорректности, а кто-то просто устал от сюжетов про терроризм.
«Цезарь должен умереть» братьев Тавиани среди этих фильмов выделяется изощрённой идеей и её воплощением. По сюжету, заключённые рецидивисты репетируют пьесу Шекспира и через своих персонажей познают себя - собственные мотивы и поступки.
При этом фильм подаётся, как документальный (показывается тюрьма, жанр соответствует аналогичным работам в документальном кино, где речь идёт о судьбе заключённых). Но любому очевидно, что это стилизация: слишком сыграны «документальные» сцены рефлексии зэков. Сложный для трактовки, но очень приятный для просмотра фильм, который может претендовать если не на главный приз, то на «Медведя» за режиссуру.
Кадр из фильма «Табу». Возвышенный крокодил из того самого поместья, где жила старуха
Не менее изощрённое режиссёрское решение у фильма «Табу». Гомеш начинает свой работу эксцентричным чёрно-белым прологом. Потом полфильма показывает, как некая старуха в Португалии мучает всех своими маразматичными выходками, а одинокая главная героиня пытается отнестись к ней по-человечески. А после смерти старухи действие продолжается в стиле пролога, рассказывая о молодости этой старухи, которая жила в Африке, имела поместье с живущим в нём крокодилом (он здесь романтический образ, возведённый до уровня гумилёвских жирафов) и крутила роман с неким молодым повесой. Этот фильм, в котором чёрно-белое действие сопровождается высокопарным текстом, мог бы стать Событием, если бы год назад мир не увидел «Артиста», который всё же куда более сбалансирован и точен, хотя и более прост. Как бы то ни было, на фестивале ходят слухи, что Майк Ли потребовал дополнительного показа этого фильма и жюри смотрело его во второй раз.
Кадр из фильма «Барабара». Режиссёр Кристиан Петцольд - завсегдатай Берлинского МКФ
«Барбара», драма о немке, над которой в ГДР издеваются Штази, а она мечтает сбежать к своему любимому за границу, занимает место среди фаворитов больше по политическим соображениям. Во-первых, хотя об этом и снято много фильмов, но трагедии времён Берлинской стены до сих пор пользуются огромным интересом. Во-вторых, фильм немецкий, что на Берлинском фестивале немаловажно. В-третьих, он хорошо снят и сыгран, но это последнее, пожалуй, и является его главным достоинством. Разумно было бы наградить его за игру актрисы Нины Хосс, в копилке которой уже есть «Серебряный медведь».
Фильм Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд» среди любимцев ни у кого из серьёзных критиков не значится, хотя и ругать этот фильм никто особенно не пытается. Ясно, что речь о личном высказывании Торнтона, которое просто имеет право на существование – и пусть себе имеет.
Можно гадать сколько угодно, но слишком разные вкусы у членов жюри и слишком разные они люди. У фестиваля есть интрига – это плюс. Не дождались (или, может, не разглядели?) События - минус. Перед жюри стоит нелёгкий выбор. Дать такую престижную награду – значит, вознести выбранный фильм на огромную высоту, представить его всему миру как признанный шедевр и предложить обратить на него всеобщее внимание. После того, как прошлогодний победитель «Развод Надера и Симин» прошествовал по мировым кинозалам, опускать планку нельзя. Но дождёмся решения Майка Ли и его коллег.