Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Окно в Европу». Итоги и прогнозы

Краткий путеводитель по лауреатам фестиваля в Выборге

Как и двадцать лет назад, когда «Окно в Европу» прошёл в Выборге в первый раз, главную награду фестиваля получили два фильма. Причём оба представляют два вектора развития современного авторского кино в России. Один, «Все ушли» Георгия Параджанова, - классическое кино «не для всех», неторопливое, меланхоличное. Второе кино - путь в сторону зрителя, «Шопинг-тур» создан в модном жанре мокьюментари-хоррора в духе «Ведьмы из Блэр».

«Окно в Европу». Итоги  и прогнозы

«Окно в Европу». Итоги и прогнозы

Михаил Брашинский на церемонии сказал, что раньше его все не любили, и поэтому он приятно удивлён своим наградам


Победа Михаила Брашинского на фестивале была вполне предсказуемой. Он снял очень зрительский фильм, при этом снял мастерски, почти безупречно, потратив на фильм всего около $70 тысяч. Эстетика мокьюментари (псевдо-документального игрового кино) помогла ему сэкономить и одновременно добиться доверия со стороны зрителя. В фильме много чёрного юмора, он открыт интерпретации, по-хорошему прост, актёры в нём играют замечательно. Михаил Брашинский проделал большой путь со времён своего дебюта «Гололёд». Один из главных призов ему был гарантирован, а приз Гильдии киноведов и кинокритиков как бы подтвердил правильность выбора жюри основного конкурса. Теперь остаётся ждать заслуженного успеха фильма в прокате, пусть и ограниченном. Расстраивает лишь то, что большинство журналистов поспешили раскрыть интригу и детали сюжета фильма, что помешает зрителям получить полноценное удовольствие от первого просмотра.

Георгий Параджанов в фаворитах не был. Его игровой дебют «Все ушли» о жизни тбилисских армян в полумифическом Советском Союзе 60-х годов представлен как воспоминания взрослого о светлом детстве. Своего рода «Амаркорд», в котором можно увидеть влияние Сергея Параджанова, Отара Иоселиани, Андрея Тарковского и многих других мастеров большого кино, связанного с ностальгией. Несколько затянутый, драматургически несбалансированный фильм блестяще снят оператором Сергеем Мачильским, хорошо сыгран малоизвестными актёрами, наполнен атмосферой старого Тбилиси – профессиональная работа, но широкому зрителю вряд ли интересная.

Валерия Гай Германика приехала в Выборг со своей собакой, которая снялась в фильме «Энтропия». В фильме собака умирает, но Германика всем доказала, что ни одно животное, как пишут в титрах, не пострадало.


Мария Саакян вряд ли удовлетворена призом с формулировкой «За творческий поиск». Жюри и критики её ни одним призом не наградили


Зато, вопреки ожиданиям, ни одной крупной награды не получил фильм «Энтропия» Марии Саакян. В нём, конечно, несколько страдают режиссура, драматургия и актёрская игра, но это единственный в конкурсе Выборга фильм, просмотр которого оставляет ощущение фестиваля. Причём связано это не столько с качеством фильма, сколько с его соответствием современным фестивальным трендам. Он создан на основе интересного сценария, в нём участвуют две молодые медийные фигуры Ксения Собчак и Валерия Гай Германика, которые играют практически самих себя. Сюжет посвящён модной теме конца света. Диалоги остроумны и наполнены импровизацией. Декадентская атмосфера передана во всех деталях. Но трудно было ожидать, чтобы жюри наградило фильм, в котором так много мата и эпатажных манифестаций, а также есть попросту неконвенциональные решения, которые ещё нужно усвоить и принять. Фильм этот так или иначе найдёт своего зрителя, и приз фестиваля в Выборге ему для этого не понадобится. А лучшей рекламой для него станут статьи журналистов, написавших, как зрители на десятой минуте, шокированные, выбегали из зала.

Зрители отдали свои голоса фильму «Соловей-разбойник» Егора Баранова, который почти повторил по сюжету фильм «Криминальные обстоятельства» 2011 года (с Иваном Охлобыстиным в главной роли). В целом, фильм выдержан в стилистике, близкой к «Жмуркам» Алексея Балабанова. Звёзды Охлобыстин, Евгений Стычкин, Оксана Фандера и Александр Стриженов помогут этому фильму не потеряться и дальше, и в ноябре он выйдет в широкий прокат.

Фильмы продюсера Александра Радова и режиссёра Ирины Васильевой часто участвуют в конкурсе «Окно в Европу». И приз за «Кино кончилось» - это не первый раз, когда им здесь вручают награду


Напоследок стоит сказать о конкурсе неигрового кино. Стала намечаться интересная тенденция, которая уже давно существует на Западе. Ряд фильмов конкурса создавался по такой схеме: рядом с режиссёром происходило нечто интересное, он хватал камеру и начинал снимать, не связываясь с заявками, госфинансированием и другими вопросами. Такого рода фильмы неожиданно становятся социально значимыми и живыми, потому что делаются быстро, здесь и сейчас, и показывают героев, которые знают режиссёра и не боятся быть перед камерой (часто любительской) искренними. Вместе с тем, вновь начала возобновляться некогда почти утраченная традиция обращаться к своим героям из прошлых фильмов и рассказывать, что с ними произошло за прошедшее время. Герои цикла «Страдания» Ирины Васильевой теперь стали и героями её фильма «Кино кончилось», лауреата Выборга. И возможно, однажды они встанут в один ряд с известными всей стране ребятами из «Рождённых в СССР» или чуть менее известной семьёй фермеров из «Лёшкиного луга».

Конкурс неигрового кино был в этом году беспрецедентным по объёму: в нём было представлено 32 работы.



Анна Михалкова в фильме «Любовь с акцентом», закрывавшем фестиваль


Двадцатый фестиваль «Окно в Европу» конкурсными программами и призами подтвердил своё стремление двигаться в сторону авторского кино, для которого нужно формировать зрителя. Осталось только соблюдать баланс, а это не всегда удаётся. Например, открылся фестиваль фильмом «Орда» Андрея Прошкина, а закрылся глянцевой комедией Резо Гигинеишвили «Любовь с акцентом», которая создана для широкого зрителя и мало соответствует понятию «авторское кино». В этой лёгкой диспропорции есть символичность: на фестивале сначала надо настроиться на искусство, а потом преодолеть этот настрой ради начала нового киносезона, где опять будет доминировать коммерческое кино. И всё же хочется надеяться, что на двадцать первом «Окне в Европу» этот явный компромисс будет не так ощутим – как в отношении фильмов открытия и закрытия, так и в отношении остальных составляющих этого фестиваля, заслуженно носящего статус самого интеллигентного кинофестиваля России.
Любовь с акцентом, Все ушли, Энтропия, Соловей-Разбойник, Орда, Шопинг-тур
Валерия Гай Германика, Мария Саакян, Георгий Параджанов, Михаил Брашинский, Ксения Собчак, Андрей Прошкин, Резо Гигинеишвили, Егор Баранов

Новинка

Эмоции от статьи

Поделись своими эмоциями от статьи
радость
восхищение
удивление
мотивация
подавленность
тревога
грусть
страх
отвращение
разочарование
Написать комментарий

Написать комментарий

Символов осталось: 1000

Написать ответ

Символов осталось: 1000

Смотри также

Назад
Вперед
Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100