Михаил Брашинский на церемонии сказал, что раньше его все не любили, и поэтому он приятно удивлён своим наградам
Победа Михаила Брашинского на фестивале была вполне предсказуемой. Он снял очень зрительский фильм, при этом снял мастерски, почти безупречно, потратив на фильм всего около $70 тысяч. Эстетика мокьюментари (псевдо-документального игрового кино) помогла ему сэкономить и одновременно добиться доверия со стороны зрителя. В фильме много чёрного юмора, он открыт интерпретации, по-хорошему прост, актёры в нём играют замечательно. Михаил Брашинский проделал большой путь со времён своего дебюта «Гололёд». Один из главных призов ему был гарантирован, а приз Гильдии киноведов и кинокритиков как бы подтвердил правильность выбора жюри основного конкурса. Теперь остаётся ждать заслуженного успеха фильма в прокате, пусть и ограниченном. Расстраивает лишь то, что большинство журналистов поспешили раскрыть интригу и детали сюжета фильма, что помешает зрителям получить полноценное удовольствие от первого просмотра.
Георгий Параджанов в фаворитах не был. Его игровой дебют «Все ушли» о жизни тбилисских армян в полумифическом Советском Союзе 60-х годов представлен как воспоминания взрослого о светлом детстве. Своего рода «Амаркорд», в котором можно увидеть влияние Сергея Параджанова, Отара Иоселиани, Андрея Тарковского и многих других мастеров большого кино, связанного с ностальгией. Несколько затянутый, драматургически несбалансированный фильм блестяще снят оператором Сергеем Мачильским, хорошо сыгран малоизвестными актёрами, наполнен атмосферой старого Тбилиси – профессиональная работа, но широкому зрителю вряд ли интересная.
Валерия Гай Германика приехала в Выборг со своей собакой, которая снялась в фильме «Энтропия». В фильме собака умирает, но Германика всем доказала, что ни одно животное, как пишут в титрах, не пострадало.
Мария Саакян вряд ли удовлетворена призом с формулировкой «За творческий поиск». Жюри и критики её ни одним призом не наградили
Зато, вопреки ожиданиям, ни одной крупной награды не получил фильм «Энтропия» Марии Саакян. В нём, конечно, несколько страдают режиссура, драматургия и актёрская игра, но это единственный в конкурсе Выборга фильм, просмотр которого оставляет ощущение фестиваля. Причём связано это не столько с качеством фильма, сколько с его соответствием современным фестивальным трендам. Он создан на основе интересного сценария, в нём участвуют две молодые медийные фигуры Ксения Собчак и Валерия Гай Германика, которые играют практически самих себя. Сюжет посвящён модной теме конца света. Диалоги остроумны и наполнены импровизацией. Декадентская атмосфера передана во всех деталях. Но трудно было ожидать, чтобы жюри наградило фильм, в котором так много мата и эпатажных манифестаций, а также есть попросту неконвенциональные решения, которые ещё нужно усвоить и принять. Фильм этот так или иначе найдёт своего зрителя, и приз фестиваля в Выборге ему для этого не понадобится. А лучшей рекламой для него станут статьи журналистов, написавших, как зрители на десятой минуте, шокированные, выбегали из зала.
Зрители отдали свои голоса фильму «Соловей-разбойник» Егора Баранова, который почти повторил по сюжету фильм «Криминальные обстоятельства» 2011 года (с Иваном Охлобыстиным в главной роли). В целом, фильм выдержан в стилистике, близкой к «Жмуркам» Алексея Балабанова. Звёзды Охлобыстин, Евгений Стычкин, Оксана Фандера и Александр Стриженов помогут этому фильму не потеряться и дальше, и в ноябре он выйдет в широкий прокат.
Фильмы продюсера Александра Радова и режиссёра Ирины Васильевой часто участвуют в конкурсе «Окно в Европу». И приз за «Кино кончилось» - это не первый раз, когда им здесь вручают награду
Напоследок стоит сказать о конкурсе неигрового кино. Стала намечаться интересная тенденция, которая уже давно существует на Западе. Ряд фильмов конкурса создавался по такой схеме: рядом с режиссёром происходило нечто интересное, он хватал камеру и начинал снимать, не связываясь с заявками, госфинансированием и другими вопросами. Такого рода фильмы неожиданно становятся социально значимыми и живыми, потому что делаются быстро, здесь и сейчас, и показывают героев, которые знают режиссёра и не боятся быть перед камерой (часто любительской) искренними. Вместе с тем, вновь начала возобновляться некогда почти утраченная традиция обращаться к своим героям из прошлых фильмов и рассказывать, что с ними произошло за прошедшее время. Герои цикла «Страдания» Ирины Васильевой теперь стали и героями её фильма «Кино кончилось», лауреата Выборга. И возможно, однажды они встанут в один ряд с известными всей стране ребятами из «Рождённых в СССР» или чуть менее известной семьёй фермеров из «Лёшкиного луга».
Конкурс неигрового кино был в этом году беспрецедентным по объёму: в нём было представлено 32 работы.
Анна Михалкова в фильме «Любовь с акцентом», закрывавшем фестиваль
Двадцатый фестиваль «Окно в Европу» конкурсными программами и призами подтвердил своё стремление двигаться в сторону авторского кино, для которого нужно формировать зрителя. Осталось только соблюдать баланс, а это не всегда удаётся. Например, открылся фестиваль фильмом «Орда» Андрея Прошкина, а закрылся глянцевой комедией Резо Гигинеишвили «Любовь с акцентом», которая создана для широкого зрителя и мало соответствует понятию «авторское кино». В этой лёгкой диспропорции есть символичность: на фестивале сначала надо настроиться на искусство, а потом преодолеть этот настрой ради начала нового киносезона, где опять будет доминировать коммерческое кино. И всё же хочется надеяться, что на двадцать первом «Окне в Европу» этот явный компромисс будет не так ощутим – как в отношении фильмов открытия и закрытия, так и в отношении остальных составляющих этого фестиваля, заслуженно носящего статус самого интеллигентного кинофестиваля России.