Некогда известный молодой критик, а ныне действующий режиссёр Михаил Брашинский получил за свой третий фильм «Шопинг-тур» признание как критиков, так и кинематографистов. И те, и другие вручили ему по главному призу на ХХ фестивале «Окно в Европу». Фильм «Шопинг-тур» создан как псевдодокументальный хоррор в стиле «Ведьмы из Блэр». Мама и сын едут из Петербурга в автобусе на экскурсию в Финляндию, сталкиваются там с каннибалами и пытаются выжить. Сергей Сычёв беседует с Михаилом Брашинским о его фильме.
Михаил Брашинский: «Кто-то сочтёт фильм «Шопинг-тур» комедией абсурда, и будет прав»
Сергей Сычёв
Представляя фильм на фестивале «Окно в Европу», вы сказали, что делали картину как вызов отсутствию финансирования. При этом фильм «Шопинг-тур» снимался в двух странах, в нём участвовали русские и финские актёры, добывались разрешения на съёмку. Как можно было снять такой фильм без денег?
Михаил Брашинский
Всё начиналось с того, что хотелось снять кино вообще без денег. Но это сделать почти невозможно. Потом у меня в голове возникла цифра в $20 тысяч, но и это оказалось не совсем реально. В результате фильм стоил около 2 млн. рублей, то есть – примерно $70 тысяч. Для кино это очень маленькие деньги, но именно они и были потрачены на всё то, о чём вы говорите: экспедиция, аренда автобуса, зарплата массовке, проживание группы в Финляндии и т.д. Не могли бы мы поехать в Финляндию с массовкой в 25 человек, если бы у нас совсем не было денег.
Фрагмент фильма «Шопинг-тур»
Сергей Сычёв
Как насчёт получения разрешения на съёмку – на таможне и на других локациях?
Михаил Брашинский
У нас был менеджер продакшна с финской стороны, она всем этим занималась и организовала съёмки в Финляндии без всяких проблем. Вообще, надо сказать, пусть финны не знали о чём фильм, но они были крайне отзывчивы. Скажем, на русской таможне нам снимать не разрешили, а на финской – легко. Почти во всех местах мы снимали бесплатно. Только когда надо было снять универмаг, они потребовали оплатить труд охранников. По финскому закону, на определённое количество человек в магазине полагается иметь столько-то охраны.
Сергей Сычёв
А в Петербурге? Там с разрешениями у вас не возникли проблемы?
Михаил Брашинский
Эту часть фильма, кроме сцены на вокзале, мы сняли в автобусе. Никаких разрешений мы не получали. Но это как раз тот тип фильма, который и надо снимать без разрешений. «Партизанское кино», guerilla filmmaking. Партизаны не ездят в каретах, но пробираются тайными тропами. Так мы и делали.
Сергей Сычёв
Да, только при этом у вас фильм стилизован под съёмку на телефон, а качество изображения совсем не телефонное. Создатели «Ведьмы из Блэр» были более последовательны. А вы почему пошли на такой компромисс?
Михаил Брашинский
Я, конечно, хотел бы, чтобы все верили, что фильм снят на телефон. Но, на что он снят на самом деле, я вам рассказывать не буду. Это будет нашей тайной.
Сергей Сычёв
Но это не телефон!
Михаил Брашинский
Не подтверждаю и не опровергаю ваших слов. Но могу сказать, что мы делали тестовые съёмки с разных телефонов, изучали, как должно выглядеть полученное с телефона изображение.
Сергей Сычёв
Значит, есть телефоны, которые дают похожую картинку?
Михаил Брашинский
Да, безусловно. Не думаю, что это такое уж большое допущение. Тут же нужно понимать, что приём с телефоном – это не просто приём, а неотъемлемая часть истории. Что нормально: история всегда содержит в себе метод рассказа. С другой стороны, если бы не было этого приёма, мы никогда не смогли бы снять фильм за такие деньги. Понадобились бы расходы на осветителей и т.п. А «телефон в руке ребёнка» обеспечил возможность дешевизны.
Сергей Сычёв
Тогда вопрос, который чуть-чуть спойлер. В финале фильма у вас есть отъезд камеры, который на телефоне совершенно невозможен.
Михаил Брашинский
Спасибо, вы первый, кто это заметил.
Сергей Сычёв
Это конвенциональный ход или намёк на некое неожиданное развитие событий?
Михаил Брашинский
Я бы сказал, что это провокационный ход. Для меня последний кадр фильма – это, отчасти, шутка. Я вообще люблю разного рода игры. В последнем кадре я предлагаю зрителю задуматься: может, всё было совсем не так, как казалось? Я не настаиваю на этом и не даю никаких ответов. Я просто хотел впрыснуть какое-то сомнение. Может быть, это снимал Господь Бог…
Сергей Сычёв
Ваш фильм уже пытаются истолковать как политическое или социальное высказывание. Как вы относитесь к этому?
Михаил Брашинский разделил главный приз «Окна в Европу» с Георгием Параджановым и его ностальгической драмой «Все ушли»
Михаил Брашинский
Прекрасно отношусь к любым интерпретациям. А сам я никогда не буду рассказывать, о чём этот фильм. О чём он для меня, я имею в виду. О чём он для вас – о том он и есть. Кто-то сочтёт фильм комедией абсурда, и будет прав. Кто-то – политическим высказыванием, и тоже будет прав.
Сергей Сычёв
Насколько вы политизированы?
Михаил Брашинский
Я человек вполне политизированный, хотя не скажу, что я вкладывал какие-то особые политические смыслы в этот фильм. Никакого антифинского настроя тут считывать не дОлжно. Я очень люблю финнов и Финляндию, и если бы я не был уверен в финском чувстве юмора, которое позволит им понять «Шопинг-тур» правильно, я бы никогда не сделал такой фильм.
Сергей Сычёв
Финские актёры это чувство юмора вполне продемонстрировали.
Михаил Брашинский
Тем более, что они почти все непрофессиональные актёры.
Татьяна Колганова известна, в основном, по сериалам. Но у неё были и роли в кино - например, роль матери в фильме Сергея Бодрова «Сёстры»
Сергей Сычёв
Русских актёров вы где нашли?
Михаил Брашинский
Сценарий писался с расчётом на Татьяну Колганову. Хотя она об этом не знала. А мальчика, Тимофея Елецкого, мы нашли просто небывало, фантастически быстро. Значит, звёзды так сошлись. За один день мы просмотрели семь претендентов на роль – не было никаких сотен, о которых часто говорят режиссёры. Этот мальчик был последним из семи, и он покорил нас.
Сергей Сычёв
Это третий ваш фильм за десять лет, если считать ещё документальный «Группа крови». Почему такие перерывы?
Михаил Брашинский
Во многом – из-за денег. Я много работаю на телевидении, пишу сценарии для сериалов. Поэтому нельзя сказать, что всё это время я отдыхал. Был ряд проектов, которые, по разным причинам, не состоялись. Скажем, проект «Анталия», который я уже много лет пытаюсь запустить. В кино очень много ожидания. Жить в ожидании нужно подолгу. Собственно, ответом на это послужил «Шопинг-тур»: я сказал себе, что просто не могу больше ждать.
Сергей Сычёв
Критикой вы больше не занимаетесь?
Михаил Брашинский
Уже много лет – с 2004 года. После выхода «Гололёда» я счёл, что если я буду критиковать своих коллег – это неправильно. Критик, становящийся режиссёром, должен перестать быть критиком – и в символическом смысле, и в практическом.
Фрагмент фильма «Гололёд»
Сергей Сычёв
Как же Питер Богданович?
Михаил Брашинский
Он же не пишет статьи, а интервьюирует каких-то стариков. Это не критика.
Михаил Брашинский
Это киноманство. Скорсезе никогда не был критиком. Он синефил, который собирает знания о кино и делится ими. Критика – это немного другое.