Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Почему «Медведь»?

По итогам Берлинского МКФ

Авторитетное жюри во главе с Майком Ли наградило тех, кого посчитало нужным. Основными победителями оказались итальянские классики братья Тавиани, немецкий режиссёр Петцольд, швейцарка Мейер и португалец Гомеш. Иными словами, жюри выбрало Европу, посчитав именно её очагом киноискусства, несмотря на то, что география фестивального конкурса была самой разнообразной. Давайте посмотрим, о чём ещё говорят нам призы Берлина.

Почему «Медведь»?

Почему «Медведь»?

Если подумать, то окажется, что сюрпризов в выборе жюри было не так много. «Цезарь должен умереть» с самого начала конкурса (фильм показали в один из первых дней фестиваля) был фаворитом публики. Это один из немногих фильмов, которые нравятся всем. В нём есть гуманитарный посыл: тюрьма убивает человека, и следует обратить внимание на то, что этот общественный институт себя давно исчерпал. Есть идея о чудесном, искупительном влиянии искусства на человека: заключённые репетируют пьесу Шекспира и постепенно начинают меняться. Разыгрывание документальной карты (о чём мы подробно писали во время фестиваля), которое должно вызвать симпатию у тех, кто следит за кинематографической модой. И наконец, сами братья Тавиани - безупречные режиссёры, специалисты по Толстому, умные, приятные в общении восьмидесятилетние люди, которых никогда не стыдно наградить призом любой величины.

Сюрпризом стало вручение «Королевской афёре» призов за сценарий и лучшую мужскую роль. Можно объяснить это решение только любовью к идеям Просвещения, которыми пронизан этот фильм


Логично, что гораздо более радикальное «Табу» Мигеля Гомеша - экспериментальный фильм, чем-то напоминающий «Артиста», но при этом явно не заигрывающий с массовым зрителем, интеллектуальный и неровный, при таком раскладе не мог получить слишком большой приз. Но и оставить без награды ленту, которая была отмечена всеми критиками, тоже было нельзя. Поэтому Майк Ли остроумно вручил Гомешу приз Бауэра за новаторство. Расстроенный Гомеш потом ходил и грустно шутил, что давать чёрно-белому ретро-фильму такой приз - довольно странно. Поощрительным призом Гомешу может служить награда ФИПРЕССИ, тем более, что мнение представителей Федерации редко совпадает с мнением жюри.

Награды фильмам Петцольда и Мейер - признак неувядающего интереса европейских интеллектуалов к социальным и политическим проблемам в кино. В картине «Сестра» маленький мальчик на элитном горнолыжном курорте ворует, чтобы добыть себе пропитание, в фильме «Барбара» женщина хочет уехать из ГДР к любимому, а её преследуют спецслужбы. Сняты оба фильмы весьма традиционно, такие хорошие середнячки, которые берут тематикой, а не художественным решением. Может кому-то решение давать им такие призы, как Специальное упоминание жюри и «Серебряный медведь» за режиссуру, покажется неожиданным, но оно уже принято.

Снятый в документальном стиле фильм Мендозы все смотрели с увлечением, это настоящий триллер о настоящих террористах. Но многим он показался недостаточно радикальным


Ничего не получил фильм, которому очень многое прочили на этом фестивале – «В неволе» (он же «Заложница») Данте Мендозы. Фильм заранее называли победителем, но всё же событием он не стал, оказавшись просто очень хорошим, но не гениальным кино о террористах и заложниках. Этого фильму не простили. Его не было ни в фаворитах зрительских голосований, ни среди призёров. Ни одной награды. Равно как среди призёров нет и «Машины Джейн Мэнсфилд» Торнтона, чей фильм сделан явно без оглядки на кого бы то ни было, кроме самого Билли Боба и его фанатов. Его картина снята на американском диалекте, понять который было настолько трудно, что многим даже приходилось брать наушники с английским переводом английского же языка.

Фестиваль состоялся, и по его итогам можно проследить кое-какие тенденции. О некоторых мы уже сказали, о других писали во время фестиваля. Добавить к этому можно только то, что во многих фестивальных картинах очерчено ослабление связей между матерями и их детьми. Кризис института брака, которому было посвящено кино последних пятнадцати лет, дошёл до крайности. Так остро эта тема прежде не поднималась, а впрочем, составители программы могли и специально отобрать такие фильмы, чтобы ещё раз обратить на проблему внимание.

Берлинский кинофестиваль завершился, но впереди ещё самый главный фестиваль в этой «большой тройке» - Каннский.
Табу, Цезарь должен умереть, Барбара, В неволе, Машина Джейн Мэнсфилд
Билли Боб Торнтон, Кристиан Петцольд, Брийянте Мендоса, Паоло Тавиани, Мигель Гомеш, Витторио Тавиани

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100