Берлинале подошёл к концу. Приятно сознавать, что многие награды ушли именно к тем фаворитам, которые «Фильм Про» назвал в своём прогнозе по фильмам-победителям. Как они распределились - это уже другой вопрос. К тому же, церемония закрытия выявила картины, которые никто из критиков фаворитами не считал. Теперь победители встречаются с журналистами, чтобы поделиться своими эмоциями.
Репортаж с итоговой пресс-конференции Берлинале
23:54
Сейчас победители фестиваля будут по очереди выходить к журналистам. Это "самая счастливая пресс-конференция Берлинале, потому что здесь только выигравшие", - говорит ведущая. Каждому из победителей будет даваться по несколько минут на вопросы и ответы. В это время во Дворце фестиваля показывают "Цезарь должен умереть".
00:00
Нужно сказать, что есть целый ряд призов, которые тоже присуждаются разными жюри, но не вручаются на церемонии. Например, одним из самых почётных призов считается награда ФИПРЕССИ, Международной федерации кинопрессы. Она досталась "Табу" Гомеша, так что он может быть доволен. Ещё один важный приз, Экуменического жюри, получил "Цезарь должен умереть".
00:07
Сначала перед журналистами проходят победители короткометражного конкурса. Между прочим, Берлинале и Виеннале - это слова женского рода.
00:18
Все журналисты вежливо ждут победителей большого конкурса. Выходит Гомеш. Расстроенный, с рюмкой шампанского.
00:19
Не радует его ни приз Бауэра, ни приз ФИПРЕССИ. Он видел себя победителем. "Табу" теперь будет сложнее попасть в большой прокат, потому что "Золотой медведь" значительно увеличивает интерес кинотеатров к фильму. "Чувствую себя нормально, - говорит он. - очень доволен призом за инновации. Сегодня делать старомодные фильмы - очень новаторское решение".
00:23
У Гомеша спрашивают, чувствует ли он себя оппозиционером. "Нет, это была бы слишком большая ответственность".
00:25
"У нас нет рынка, нет фондов, наше кино может умереть, - говорит португалец Гомеш. - Может быть, приз поможет обратить внимание на эту проблему".
00:26
Встаёт журналистка из Ирана и говорит, что лично у них Панахи вскоре после награды в Берлине посадили. А у него в стране как к победителям относятся? Гомеш говорит, что у них демократия. Правда, демократия иногда бывает очень жёсткой, потому что финансовое давление может делать всё нужное для власти. Но постепенно кинематограф Португалии старается преодолеть его.
00:30
Теперь Гомеша сменяют авторы "Королевской афёры". Режиссёр Николай Арсел и автор сценария Расмус Хейстерберг. Говорят, что очень серьёзное исследование материала провели для этого проекта. Они очень довольны этим фильмом. Актёр Миккель Боэ Фольсгард, тоже получивший "Медведя", присоединяется к авторам фильма. Он тоже много книжек прочитал прежде, чем сыграть безумного короля. А потом смеётся фирменным смехом короля из фильма.
00:48
Теперь выходит Рейчел Мванза. Эта девушка сделала почти невероятное. Она играет свою героиню, которой в начале фильма около 10 лет, а в конце около 13. Девочку в экстремальных ситуациях, девочку, которая становится женщиной. Девочку, которая становится убийцей. Девочку, которую посещают призраки. Она совсем не знает английского, ей всё переводит личный помощник. Она говорит, что ей 14. Бурные аплодисменты.
00:51
Её имя коллеги произносят как Рашель. Она очень стесняется. Её все очень хвалят. Она немногословна - в том числе, из-за переводчика, который забывает вопросы или упрощает их. Видно, что она девочка целеустремлённая и что успех пришёл к ней не случайно.
00:57
Теперь Петцольд. Его очень тепло приветствуют патриоты. Но Петцольд будет говорить по-английски. Правда, он шутит, что для этого ему придётся поменять идеологию. Он вообще на все вопросы старается анекдотами отвечать. Говорит, что мужчины меняют женщин, потому что у них кончается набор шуток.
01:07
Петцольд пошутил даже прощаясь: уходя, он забыл "Медведя". И вернулся за ним, хлопнув себя по лбу.
01:09
Вышел Бенс Флиегоф. Он делал свой фильм "Просто ветер" для телевидения и вообще ни на что не рассчитывал. Он до сих пор верит в то, что фильмами можно что-то изменить. Его рассказ о проблеме цыган хоть кого-то должен зацепить. Он прочёл ряд похвальных рецензий здесь, а теперь этот приз... Для венгерского режиссёра это очень приятно и очень лестно.
01:17
Белла Тарр написал сценарий фильма и попросил молодых режиссёров снять его. Флиегоф был среди них и очень гордится тем, что они вместе сняли картину, которая была показана в Берлине в одной из внеконкурсных программ. Она называется "Венгрия 2012".
01:20
Наконец, братья Тавиани. Оглушительные аплодисменты!
01:21
Они рассказывают, что многое в этом фильме и его сюжете им важно. "Юлий Цезарь" Шекспира был о тирании и борьбе за свободу - очень актуальная тема для современной Италии. Тавиани для своих лет выглядят очень бодрыми. Хотя путаются с микрофонами и не могут понять, как они работают. Рассказывают, что съёмки этого фильма были некоторой авантюрой, и Тавиани не знали, куда их заведёт выбранная дорога.
01:30
Некоторые заключённые были очень рады возможности сниматься в фильме, потому что они очень давно были в тюрьме, а так их близкие могли увидеть их на экранах и вспомнить о них. Это было для многих поводом работать с Тавиани. Тавиани говорят, что это самый важный из всех их призов. Потому что этот фильм отличается от того, что они делали раньше. Для фильма было очень важно быть показанным в конкурсе, потому что только так мир мог его заметить. Заключённые заперты и это ужасно - сидеть в тюрьме как она есть.
01:40
Наш мир - это всё-таки мир людей, какими бы они ни были, говорят Тавиани.
01:41
Как бы наши актёры ни были талантливы, они всё равно отличаются от обычных. Всегда у них будут другие жесты, другая реакция, другое понимания роли. Они знают, что такое убить друга, как это делает Брут. Они почувствовали запах крови, вымылись в ней, для них играть такую пьесу - это опыт совершенно особый, заставляющий их задуматься о собственной жизни. Бурные аплодисменты пламенной речи Тавиани.
01:49
Тавиани уходят, а сейчас выйдет жюри для финального комментария.
01:51
Перед жюри неожиданно выходит Мейер. Видимо, про неё в суматохе забыли и пропустили её очередь.
01:53
Мейер говорит, что горный пейзаж Швейцарии был тем, с чего начинался её замысел. Курорт - это совсем особый мир, в котором люди живут по-особому. Чем больше она работала над материалом, тем больше она думала о том, как обитатели курорта воспринимают аутсайдеров, которые приезжают кататься. И лифт для лыжников - это социальный лифт, конечно.
01:55
С актрисой, которая играла "сестру", работать было проще, потому что это профессиональная актриса, с которой можно говорить на одном языке. А вот с мальчиком надо,было быть очень аккуратной.
02:07
Встреча заканчивается, и нам дают понять, что жюри не будет, а объявление о встрече с ним было ошибочным. На этом наши репортажи из Берлина заканчиваются. Ждите подытоживающий материал!