Классик мирового кино Ален Рене - режиссёр фильмов «В прошлом году в Мариенбаде», «Хиросима: моя любовь», «Ночь и туман», - в этом году в Каннах представил новую постмодернистскую трагикомедию «Вы ещё ничего не видели». По сюжету, актёры, когда-то игравшие в пьесе «Эвридика», собираются вместе, чтобы посмотреть запись этой пьесы в исполнении новой труппы. Постепенно они начинают вспоминать свои роли и разыгрывать свой собственный спектакль. В репортаже Сергея Сычёва создатели картины отвечают на вопросы журналистов.
Миф об Орфее и Эвридике от создателя драмы «Хиросима: моя любовь»
14:19
Пока ждём Алена Рене и его команду, несколько слов о фильме:
14:20
Есть несколько оригинальных ходов, которые использовал изобретательный Рене. Во-первых, актёры, которые смотрят спектакль, названы настоящими именами: Мишель Пикколи, Матье Амальрик и т.д.
14:22
Это рождает дистанцию и в то же время создает достоверность. С экрана им показывают спектакль, который, как сообщают титры, поставлен с участием актёров из "Комеди Франсез", это во-вторых. Сталкиваются несколько актёрских школ, равно как сталкиваются театральная и кинопостановки.
14:24
В-третьих, Рене использует компьютерные задники, и те своей ирреальностью создают особый фон для происходящего. Настоящие актёры - и ненастоящая реальность. И это очень подходит для того настроения, которое принято для переживания злоключений Орфея. Это сам миф перенесён в настоящее.
14:26
Смерть оказывается призрачной, но вместе с тем, она же - единственная возможность для влюблённых быть вместе. Это Рене доказывает на нескольких уровнях действия сразу.
14:27
Мы уже привыкли к головоломкам Рене, но в последнее время он редко прибегал к сложному построению. Этим фильмом, как и его названием, Рене говорит, что его рано списывать со счетов. И что вся его формальная сложность только подчеркивает простоту, искренность и яркость описываемых им чувств. Страсти, любви, раскаяния, гнева, ревности.
14:29
Вчера мы видели актрису Рива, сыгравшую главную роль в "Хиросиме" много лет назад. Сегодня увидим самого Рене. Столько ассоциаций сразу... Нет ни одного человека, который любил бы кино и был бы при этом равнодушен к Алену Рене. Это один из самых сложных и эмоциональных режиссёров в истории кино, начиная со своих ранних фильмов о Пикассо и Гогене и заканчивая его последними работами, среди которых есть мелодрамы и мюзиклы.
14:32
Драматург Жан Ануй из фильма реально жил и написал "Эвридику". Умер в 1987 году.
14:34
Почти все актёры из фильма раньше снимались у Рене.
14:36
Пришли. Великий Ален Рене. Маленький человек в тёмных очках, очень состарившийся.
14:41
Почему такое название фильма? Рене говорит, что оно само пришло ему в голову во время монтажа. Он решил, что это отличная шутка, с которой стоит начать повествование. Название сначала было рабочим, но прижилось. К тому же, что мы, земляне, знаем о Земле? Мы даже ультрафиолетовый спектр не можем видеть. Так что, всё верно.
14:44
Среди присутствующих актёров нет Амальрика и Пикколи. Жаль.
14:45
Сабина Азема, которая играет в фильме одну из Эвридик, рассказывает, что Рене ничего не объяснял. Только говорил , что и как играть. И не сводил пары актёров вместе. Ей это нравилось, потому что она любит сюрпризы.
14:47
Пьер Ардити, один из Орфеев, говорит, что они с Сабиной играли роли, которые много раз играли у Рене в театре. Но это всё равно отличалось, как отличаются друг от друга все фильмы Рене.
14:48
Анн Консиньи сразу знала, что она очень не хочет просто играть Эвридику. Возраст не тот. Она пыталась ответить на вопрос, готова ли она открыть людям себя, своё прошлое. Она предлагает Рене своё сердце и душу за то, что он всегда помогает ей раскрыться.
14:50
Ламбер Уилсон говорит, что это был вызов - быть собой и Орфеем одновременно. Кто я? Что я знаю о себе? Каждый из актёров не столько играл в ансамбле, сколько пытался разобраться в себе.
14:52
Ипполит Жирардо впервые снялся у Рене. Он играет старого любовника Эвридики. Когда он прочел сценарий, то очень удивился, что Рене его считает таким женоненавистником, но согласился. Зато теперь он знает, как о нём думают люди. Его считают подлецом.
14:56
Дени Подалиде рассказывает, что Рене его долго снимал одного и ничего не объяснял. Снимал дома и в разных местах. Потом Рене привёл его на съёмочную площадку, и все актёры вдруг кинулись на него, поздравляя, что он жив. Он был потрясён. Он сыграл драматурга.
14:59
Рене говорит, что съёмки длились 60 дней, и эти 15 актёров его потрясли. Как и возможности соединения кино и театра.
15:00
Рене потряс Амальрик. Это удивительно талантливый актёр, который справляется с задачами любой сложности.
15:01
Рене: "Часто люди говорят, что театр и кино разделены. Я делал специальные интервью с режиссёрами и спрашивал их об этом последние лет десять. Режиссёры считают, что театр - это благородно, кино - низменно. Но театр всё-таки похож на цирк, потому что люди всегда ждут, что эквилибрист оступится. Но и то, и другое люди смотрят очень внимательно и воспринимают сразу, целиком. Никто не пересматривает вторую сцену фильма, которую он проспал.
15:06
Рене говорит, что фильм "Чёрный Орфей" никак не повлиял на него.
15:07
Продюсер рассказывает, что в начальном варианте фильма не было Синатры. Но когда Рене позвал его смотреть фильм, там зазвучал Синатра. "Эй, у нас ведь нет прав на эту песню!" - воскликнул он. - "Но она ведь такая красивая..." - сказал Рене. Пришлось купить права. Продюсировать Рене нелегко. Он постоянно что-то делает, не спросив и не советуясь. Но результат того стоит!
15:10
И это важно, потому что ты делаешь что-то бессмертное.
15:11
Что такое смерть и память для Рене? "Обычно люди говорят, что это хороший вопрос, и оставляют его без ответа. Человек приговорён к смерти. Об этом много говорится везде, но важно, что земляне обязаны умирать. И дальше я не знаю, извините".
15:13
Есть ли связь между "Хиросимой" и новым фильмом? Рене таковой не видит. Он старается никогда не повторяться. Могут повторяться приёмы, мотивы. Но не фильмы.
15:15
Рене хочет, чтобы происходящее на экране было ясным и понятным. Поэтому он делает для этого всё. Он называет своих актёров здесь настоящими именами, потому что актёры должны вспомнить не только роли, но и себя самих.
15:17
Рене часто смотрит немое кино, и сцены оттуда входят в его картины. Например, здесь есть сцена из "Носферату".
15:19
На дизайн декораций повлияли развалины римских зданий, в частности, Пантеон.
15:19
Из-за этого помещения выглядит не подходящими для проживания, но так и задумывалось.
15:21
Ардити вспоминает Станиславского, который учил, что роль должна быть своего рода матрёшкой. Поэтому их образы в этом фильме были такими естественными. Но они попытались ещё и стать не собой, а теми, кого они близко знают, чтобы ещё один слой был.
15:25
На этом работа заканчивается, все бросаются к Рене за автографами.