Ироничный людоед в клетке – и «малышка» Старлинг, следователь, который ищет серийного убийцу и надеется, что Ганнибал Лектер поможет ей понять логику убийцы и выследить его. «Молчание ягнят» - это не столько фильм, сколько явление, феномен поп-культуры. И не случайно Лектер превратился в одного из героев этой поп-культуры, что очень символично.
Шизофренический триллер с Микки Рурком вышел как раз в пору, когда гремели эротические картины с его участием, что сделало фильм ещё более популярным. Но даже если бы этого контекста не было, Алан Паркер всё равно сделал очень яркую картину, обречённую на культовый статус.
7.3
Ни разу до этого триллеры не предоставляли одному актёру сыграть сразу такое количество персонажей. Джеймсу МакЭвою выпал счастливый билет, потому что у героя, которому ему довелось играть, более 20 личностей уживаются в одном теле, так что перед нами просто учебник по актёрскому мастерству, да ещё учебник страшный, жуткий и почти правдивый, потому что у героя фильма есть реальный прототип.
7.3
Среди всех триллеров Андрея Звягинцева этот наиболее сильно наполнен саспенсом. Пропавший мальчик становится способом для манипуляции ожиданиями зрителей, которым то даётся надежда, то безжалостно у них отнимается. Москва здесь предстаёт чрезвычайно загадочным местом, где новостройки соседствуют практически с лесом, а это уже совсем другое пространство, мифологическое и пугающее.
Дебютный фильм Романа Полански сразу стал событием и, кто знает, если бы в том году в конкурсе Венеции не участвовал другой талантливый дебютант, Андрей Тарковский, молодой и амбициозный польский еврей наверняка получил бы «Золотого льва». Но и без того фильм прогремел на весь мир, отправился даже в номинацию на «Оскар», и до сих пор саркастичный антибуржуазный триллер внушает страх всё новым поколениям зрителей.
Издевательский триллер про беременную Розмари, которая уверена, что её ребёнок – часть грандиозного зловещего плана, - один из знаковых фильмов Полански. Холодок по спине ещё и от того, что с этим фильмом в общественном сознании напрямую связано убийство жены Романа Полански бандой Мэнсона, которое произошло вскоре после завершения работы над картиной.
Хичкок в этом фильме сделал невозможное, создал саспенс на ровном месте. Одному журналисту со сломанной ногой показалось, что он из окна собственной квартиры увидел убийство в соседнем доме. И теперь ему, прикованному к дому травмой, нужно понять, не ошибся ли он, и, по возможности, поймать предполагаемого убийцу. Снять эту историю было невероятно сложно, и Хичкок создал для этого локального, как кажется, сценария, самую масштабную и необычную декорацию в своей карьере.
Хичкок, затевая этот фильм, шёл на серьёзный риск, потому что сделать картину без широкого экрана, чёрно-белую, да ещё и такую, где главную, как кажется, героиню убивают в первой трети фильма. И всё же фильм не только имел оглушительный успех, но и стал одним из главных в карьере Хичкока. И, пожалуй, самым цитируемым.
Может, массовый зритель не так любит эту картину Хичкока, но когда историки говорят, что она изменила кинематограф, они не преувеличивают. И практически нет серьёзных авторов кино, которые бы не поставили «Головокружение» на верхние позиции своих личных фаворитов. Безграничное пространство для психоаналитических толкований, идеальный пример для хитростей техники кино, да и просто шедевр, который хочется пересматривать снова и снова.
7.1
Отношение к этой картине у зрителей неоднозначное. Кто-то провозглашает фильм шедевром, в Каннах он получил приз за режиссуру, критики ставят его в десятку лучших фильмов 2017-го года. Кто-то, напротив, относится к этой картине резко отрицательно, и таких людей точно немало, и в прокате всего мира он прошёл практически незамеченным. В России на него было продано менее 15 тысяч билетов.
Образцовый эротический триллер, который среди знаковых фильмов 90-х занимает важное место. Хотя его, конечно, не было бы, если бы Майкл Дуглас и Шэрон Стоун не образовали бы настолько страстный дуэт, от которого за версту веет опасностью. Даже сегодня этот фильм остаётся обязательным к просмотру.
У Дэвида Финчера был свой «золотой период», и «Игра» относится как раз к нему. Это очень цельный и по-настоящему остросюжетный триллер, где повествование вращается вокруг накаляющегося рассудка героя Майкла Дугласа, и иллюзорность того, что мы называем объективной реальностью, становится всё более ощутимой.
Фильм, который кто-то считает детективом, кто-то – драмой, а кто-то – хоррором, причём у каждой точки зрения есть формальные аргументы. Но ближе всего фильм, пожалуй, к триллеру, хотя бы потому, что здесь всё держится на чистом саспенсе, а существенная часть действия происходит в полутьме, так что зритель не столько видит ужасающие подробности преступлений, сколько достраивает их в своём воображении.
8.1
Один из самых модных фильмов рубежа столетий, причём если Брэд Питт и до этого был суперзвездой, то Эдвард Нортон только после картины Финчера превратился в кумира молодёжи. Каждому хотелось почувствовать себя на его месте, среди диких правил бойцовского клуба, внутри собственных страхов и тщетных попыток от них избавиться. А шокирующий финал фильма точно никто не мог предсказать заранее.
Уникальная история этой картины чем-то напоминает подобную в СССР, с фильмом «Комиссар» Аскольдова. В фильмографии Чарльза Лоутона это тоже единственная картина, больше ему снять так и не удалось, да и за «Ночь охотника» ему сильно досталось: у всех было ощущение, что это просто большой провал. Но со временем эта картина превратилась в классический и обязательный к просмотру триллер, и среди историков кино она считается шедевром. Просто Лоутон опередил своё время, хотя это и стоило ему карьеры.
7.0
Невероятно стильный и довольно непредсказуемый триллер от модельера и просто неординарного человека Тома Форда. Конечно, у него есть недоброжелатели, которые справедливо отмечают его схожесть с «Соломенными псами», но атмосфера у него совсем иная. И, конечно, здесь невероятно виртуозно сыграл Аарон Тейлор-Джонсон, который большей части кинозрителей известен как Пипец.
Сталкер
1979
/ Драма, Приключения, Фэнтези
/ СССР
Среди всех фильмов Тарковского «Сталкер» ближе всех к триллеру, причем мистическому. Действительно, здесь практически весь фильм – чистый саспенс, и группка авантюристов в компании сталкера постоянно ждёт от Зоны смертельно опасных сюрпризов. Вряд ли Тарковский согласился бы с таким жанровым определением своей картины, но если за счёт этой провокации её кто-то ещё раз пересмотрит, будет неплохо.
Уже в момент, когда протагонист находит в траве чьё-то ухо, нам становится очень страшно, и мы понимаем, что ничего хорошего юноше ждать не придётся. Зато поводов потрепать себе нервы у него будет множество, особенно тут постарается один человек с астмой и особыми сексуальными пристрастиями. Жуткий и очень красивый фильм.
7.7
Редкий случай, когда авторский фильм становится настолько популярным, что его смотрят даже те, кто никогда имени автора не слышал, а если бы и услышал, всё равно не запомнил бы. «Забавные игры» стали культовым триллером, и хотя фанаты до сих пор спорят, какую версию фильма надо смотреть, оригинальную или американский ремейк, зрители просто советуют друзьям, ищущим острых впечатлений, ознакомиться с этой картиной.
Леон
Léon
1994
/ Драма, Криминал, Триллер
/ Франция
Фильмов о наёмных убийцах снято бесчисленное количество, но «Леон» всё равно ни с каким другим не спутаешь. Высокий человек с большим носом и чёрной шапочкой, молчаливый, но в глубине души очень чуткий человек Леон показывает в отношении к маленькой девочке столько нежности и любви, какие далеко не всегда увидишь и у того, к кому у Уголовного кодекса никаких вопросов не возникало.
7.4
По своей форме фильм должен был бы быть типичной спортивной драмой. Два брата-борца тренируются под руководством эксцентричного миллионера, который решил сделать себе карманную сборную чемпионов мира. Но почему-то чем дальше, тем страшнее становятся и эти тренировки, и этот загадочный толстосум, который не просто из любви к спорту взялся за тренировки атлетов. Да и сами братья обладают непростыми характерами.
Триллер, пожалуй, должен содержать в себе какую-то странность, и в этом смысле последний фильм Кубрика идеальный пример. Здесь появляются и исчезают персонажи, отношения между мужем и женой полны тайны и недосказанности, а приключение, которое переживает молодой врач, так и остаётся для него и для нас чем-то непостижимым, эфемерным, но при этом очень опасным. И выбраться из этой ловушки просто невозможно, потому что она, видимо, и называется жизнью.
7.5
Один из самых удивительных и пугающих фильмов последних лет весь снят субъективной камерой. Это значит, что мы видим происходящее глазами главного героя, работника зондер-команды в концлагере. Он не видит большей части того, что творится в концлагере, потому что видеть, поднимать голову – это уже преступление. Но он очень хочет бежать при первой возможности. А воображение зрителя задействовано на сто процентов, потому что приходится домысливать всё то, что, как мы знаем, окружает героя. И это иногда даже более жутко, чем смотреть на загримированных актёров в качественных традиционных постановках.
7.7
Вуди Аллен за свою жизнь успел не раз удивить весь мир, но никто не думал, что он может снять триллер. Всё-таки это совсем не его стезя, у Вуди Аллена слишком много юмора, чтобы он мог всерьёз говорить об опасности, преступлении и наказании. Но он сделал это, решив конфликт романа Достоевского очень неожиданно, но жёстко, без всякой скидки на самоиронию. И фильм до сих пор считается одним из лучших его произведений.
6.9
Триллер на российском материале сделать очень сложно: американские примеры не работают, да и любые другие, как правило, тоже. Но Алексей Попогребский смог нащупать правильную интонацию, чтобы описать состояние молодого парня, который круто «налажал» и теперь очень боится за свою жизнь. Такое может случиться с каждым, но не каждый оказывается на необитаемом северном острове, где вместо робинзона – суровый инженер с ружьём.
7.2
Мартин Скорсезе заметил правильную вещь: таксистам достаётся роль свидетелей самых некрасивых поступков и слов, причём они как бы и не имеют права вмешиваться, они должны крутить баранку и везти клиента, куда тот скажет. Но что будет, если таксисту надоест всё это терпеть? Если он умеет стрелять и не боится это сделать? Тут-то и может начаться самое интересное.
Один из самых модных и стильных триллеров 90-х, да еще и играют там великолепный Аль Пачино и кумир миллионов девушек Киану Ривз. Сюжет картины перекликается с «Сердцем ангела», и в каком-то смысле «Адвокат» - тот же самый фильм, но для следующего поколения, которое к тому моменту привыкло считать Микки Рурка пьяницей, разрушившего не только свой имидж, но и карьеру.
Сегодня неискушённый зритель может относиться свысока к немому кино, особенно «страшному», но «Кабинет» выполнен настолько изощрённо, что воспринимается не как представитель ушедшего киноязыка, а как вещь в себе, особое искусство. Параноидальное повествование о серийном убийце проходит на фоне искривлённого фантазией авторов пространства, передающего внутренний мир рассказчика – или суть мироздания, это кому как будет угодно. А финал фильма ничем не уступает изобретениям ноланов и шьямаланов.
Было время, когда школьников водили на новый фильм Эльдара Рязанова целыми классами, и это было совсем непохоже на «Иронию судьбы» или «Служебный роман». У картины куда больше общего с какими-нибудь «Забавными играми», потому что террор, который устраивают ученики своей любимой учительницы, здесь быстро переходит все границы. Неожиданно жестокий фильм должен был многому научить юных зрителей, и, пожалуй, научил.
7.5
Великолепный и загадочный фильм Дэвида Линча стал культовым сразу после выхода, и если раньше в его фильмах часто бывали намёки на сюрреалистические сны, то здесь логика сна окончательно восторжествовала. А главному герою, попавшему вместо преступника в тюремную камеру, приходилось просто принять ситуацию и жить с ней.
7.0
Одинокий человек бредёт через снежную пустыню, не чтобы выжить, а чтобы отомстить. Сюжет – проще некуда, но Иньярриту и Любецки сделали сценарий, который уложился бы в маленький рассказик Джека Лондона, шедевром визуального и актёрского искусства. Леонардо ДиКаприо получил за роль вожделенный «Оскар», а зритель – красивый триллер.
7.7
Клинт Иствуд дал Анджелине Джоли шанс сыграть действительно очень интересную роль – матери, которая нашла похищенного ребёнка, но уверена, что ей вернули не того. Сюжет жуткий и невероятный, так что фильм сразу попал в конкурс Канн, а у Джоли появилась номинация на «Оскар» за лучшую женскую роль, единственная в её карьере, если не считать номинацию за роль второго плана в «Прерванной жизни».
Одно из основных свойств настоящего триллера – правдоподобие. Любой может представить себя на месте интеллигента, который с молодой женой оказался среди агрессивных реднеков. Да что там, попытка дать сдачи в атмосфере тотального хамства и полной незащищённости всегда достойна уважения, и Сэм Пэкинпа убедительно это доказал – на десятилетия вперёд.
7.4
Старая притча о Чжуан Цзы, которому снится, что он – достигшая просветления бабочка, и бабочке, которой снится, что она – великий философ Чжуан Цзы, нашла одно из самых неожиданных отражений в кино. А Николь Кидман получила возможность ещё раз продемонстрировать и талант, и красоту, и умение пугать зрителя одним взглядом или жестом.
7.0
Клаустрофобный триллер в одном из самых аскетичных своих проявлений. Человек весь фильм лежит в гробу под землёй и пытается выбраться. Для этого у него есть только мобильный телефон с батарейкой, которая вот-вот сядет, и страстное желание выжить во что бы то ни стало.
7.0
Когда кажется, что море по колено, жди беды. Фильм Дэнни Бойла сделан на основе реальной истории спортсмена-экстремала, который застрял в пещере и провёл там один именно 127 часов, ожидая смерти и испытывая постоянную боль от придавленной камнем руки. Интрига в том, что мы не знаем, чем закончатся эти часы, так что нервничать приходится постоянно.
7.2
Педро Альмодовар и триллер? Так бывает? Никто бы не поверил, что у великого испанского режиссёра любой сюжет не приобрёл бы черты мелодрамы или комедии. Альмодовар играет с этими ожиданиями, но в итоге обрушивает на зрителя настолько странную и фантастическую историю, что тот сам не знает, чего ждать теперь.
Большинство зрителей не только России, но и мира считают, что Куросава – это только фильмы про самураев. Но это очень далеко от правды, «современный» Куросава не менее интересен и точно более остосюжетен. Это сюжет о похищении, о выкупе, о совести. Потому что у бизнесмена требуют выкуп не за его сына, а за ребёнка его шофёра, которого похитили по ошибке, и бизнесмен относится к этому очень серьёзно. По-самурайски.
Странное дело: уже в названии фильма нам сообщается, чем он закончится, а мы всё равно очень сильно волнуемся за героя Сопротивления, который решил во что бы то ни стало бежать из нацистской тюрьмы. Его голос рассказывает нам о подготовке и осуществлении побега, показывает, как всё шло по его плану, но от этой размеренности напряжение только усиливается, чтобы всё равно к финалу вылиться в закономерный катарсис.
Ситуация глупее не придумаешь: спланировал идеальное убийство, совершил его и – застрял в лифте. На всю ночь, рядом с местом преступления. А тем временем на твоей машине, где, между прочим, и оружие имеется, решила покататься местная влюблённая парочка. Для своего дебютного полного метра Луи Маль выбрал идеальный сюжет, который ни на секунду не выпускает зрителя из состояния тотального напряжения.
7.7
Самый что ни на есть триллер. Отец после отсидки (на это указывает ряд косвенных признаков) сажает двоих сыновей, для которых он просто чужой мужик, в машину и куда-то долго везёт. И молчит. Жутко, как в детской страшилке, если это просто рассказать как анекдот, а на экране всё это выглядит ещё страшнее. Андрей Звягинцев за этот фильм получил «Золотого льва» и сразу стал режиссёром №1 в России.
5.9
Охота
Jagten
2012
/ Комедия, Короткометражный фильм
/ Дания, Швеция, Германия, Норвегия
Параноидальная ситуация, из которой нет выхода: интеллигентного воспитателя детского сада девочка обвинила в домогательствах. Жизнь разрушена, никто больше не верит главному герою, более того, ему грозит нешуточная опасность, потому что есть те, кто хочет ещё до суда отомстить «извращенцу». Лучшая роль Мадса Миккельсена в кино, лучший фильм Томаса Винтерберга. И самый страшный.
7.2
Парикмахер, который хорошо умеет владеть бритвой, каждый день пропускает мимо себя десятки потенциальных жертв. Но у него тоже есть право на мечту, на любовь, на счастье, и если всё это можно получить, только отправив кое-кого на тот свет, значит, настало время для «идеального преступления». Он всё продумал, не зря же он так долго молчал, пока стриг и брил своих клиентов.
Роман Кобо Абэ в изложении Хироши Тэшигахары не утратил своего саспенса, помноженного на чувство бессилия оказавшегося в ловушке героя. Конкретика сделала образы даже более пугающими. Кадр перенасыщен песком, который сыплется со всех сторон, и зритель понимает, что его тоже затягивает в эту страшную воронку, из которой выбраться уже не получится.
Красавица Пола давно не в ладах с психикой: её преследуют переживания по поводу смерти её тети в Лондоне много лет назад, а теперь ей кажется, что её новый муж ведёт себя как-то подозрительно. И тётин дом какой-то странный. Ингрид Бергман здесь прекрасна и уязвима, так что нет ничего удивительного, что после этого фильма она начинает активно сниматься у Хичкока, заняв почётное место в галерее женских образов великого мастера саспенса.
7.5
Самый титулованный фильм Ким Ки-дука, получивший в Венеции главный приз, и пока ни одно последующее произведение великого корейца не смогло приблизиться к простоте, красоте и саспенсу этого фильма. Главный герой здесь – коллектор, который калечит «клиентов» своего босса, чтобы они получили страховку и заплатили долг. Его злость на людей одинока, и когда пожилая женщина говорит, что она его мать, ничто не может сломить его замкнутости и заставить поверить ей. Дальше всё будет очень страшно.
6.7
Российский фильм о коллекторе в исполнении Константина Хабенского – один из лучших примеров качественного триллера на нашей почве, да ещё и снятого за минимальные деньги и в формате монофильма. Это значит, что действие сосредоточится в одном офисе, где коллектор из всемогущего вершителя чужих судеб превращается на наших глазах в затравленную жертву. И всё это Константину Хабенскому придётся играть одному, без партнёров. Нужно ли говорить, что он справился с этой задачей прекрасно?
7.6
В тумане
2012
/ Драма, Военный фильм, Исторический фильм
/ Беларусь, Россия, Нидерланды, Германия, Латвия
Повесть Василя Быкова Сергей Лозница превратил в притчу о праведнике с интеллигентной душой, который обречён на смерть просто потому, что праведникам здесь не место. «Здесь» - это не только в лесу, на войне, в СССР, а просто – в бытии, которое у Лозницы всегда непроницаемо, холодно и жестоко. Так что, в сущности, не так важно, приведут ли партизаны в исполнение приговор к расстрелу или нет, всё равно здесь все давно обречены на казнь, и надо хотя бы попытаться остаться человеком.
7.7
Эротический шизофренический триллер от Франсуа Озона с обаятельной Мариной Вакт и любимым дарденновским актёром Жереми Ренье. Задача Ренье – играть двух разных психотерапевтов, к которым ходит героиня Вакт. Как минимум с одним из них у неё очень серьёзные отношения, и только постоянные боли в животе и постоянная подозрительность заставляют девушку подозревать своего любимого мужчину в том, что с ним что-то не так.
7.4
Дико жестокий, натуралистичный и при этом очень сентиментальный фильм о страшном будущем, которое так незаметно сменяет собой безоблачное настоящее. Из самых глубин ада, в котором оказались герои картины, глаз невидимого наблюдателя следует к тому, с чего всё началось, отматывая время назад и пытаясь понять, с какого момента всё пошло не так.
Один из лучших фильмов позднего Абдрашитова, где в абстрактном городе на фоне абстрактной войны происходят странные встречи. В домах, которые достались победителям, вершат свою месть те, кто не считает себя побеждённым, и когда воин-герой скачет на своём коне по покорённой местности, он оказывается не благородным воином, а посмешищем и фанфароном. А главная опасность, и это чувствуют все, таится в хрупкой девушке, чьё имя зрителю 90-х сразу хотелось запомнить, пусть даже оно звучало очень непривычно, - Чулпан.
Когда твой босс приглашает тебя поработать над секретным проектом к себе на дачу, считай, что дела плохи. Понятно, что закрома у него ломятся от многочисленных зловещих секретов, главным из которых является киборг с прозрачным «телом» и приятным женским лицом Алисии Викандер. Как ни странно, публика всё равно запомнила не её, а уморительный танец Оскара Айзека, ставший популярным мемом.
7.8
Племя
2014
/ Драма, Криминал
/ Нидерланды, Украина
Фильм украинского режиссёра Мирослава Слабошпицкого оказался для всего мира полной неожиданностью. От Украины в тот момент ждали злой публицистики и обвинительных речей, а тут вдруг фильм на языке жестов о большой любви мальчика и девочки в мире, где слов уже не осталось, а есть только подвалы, дальнобойщики, малолетние проститутки и интернатовская шпана. Если бы фильм выдвинули на «Оскар», Академии не удалось бы отвертеться.
Один из лучших фильмов Оливера Стоуна эксплуатирует хрестоматийный сюжет: человек из «цивилизованного» мира оказался в «глуши» и крупно там застрял, не зная местных законов и проблем. Шон Пенн здесь невероятно убедителен, а его тандем с Дженнифер Лопес попросту взрывной. Этот маленький городишко ещё вспомнит, как сюда нечаянно заехал незнакомец в дорогом автомобиле.
Филиппинский режиссёр Брийанте Мендоса очень редко уезжает с фестивалей без призов, а за этот фильм, также известный как «Резьба по телу», он получил в Каннах приз за режиссуру. Главное в нём – это когда парнишка, который думал подзаработать на маленькой халтурке, сидит в автомобиле с бандитами и их жертвой и понимает, что вляпался он очень серьёзно. И что сейчас начнётся что-то такое, после чего его жизнь никогда не будет прежней.
7.9
Тельма
Thelma
2017
/ Драма, Мелодрама, Мистика
/ Дания, Швеция, Франция, Норвегия
Йоаким Триер широкому зрителю известен мало, но его «Тельма» неизбежно станет классикой мистического триллера. Собственно, это уже произошло. Это фильм, который не раз обманет зрителя, но в итоге всё же вырулит на магистральную тему материализации мыслей и опасности, которую она может представлять для всего мира. Стивен Кинг об этом уже писал, но ни одна экранизация «Керри» не была настолько жуткой и реалистичной.
Известный немецкий роман в изложении Фассбиндера приобрёл особое ощущение постоянной опасности, которая в каждом кадре подстерегает незадачливого простака Франца Биберкопфа. Он как рыба в воде ощущает себя на дне жизни, передвигаясь между самыми жуткими представителями социальных низов. Он не всегда избегает опасности, и, в конце концов, он убийца.
Дебютный фильм Тарантино – это большой склад, где несколько мужчин в дорогих костюмах (правда, есть исключения) долго выясняют отношения, а потом начинается бойня. И, в общем, её участники ничего против не имеют, им просто хочется выяснить, кто всех подставил на ограблении, а там гори оно всё синим пламенем. Тарантино написал идеальный сценарий и подобрал прекрасный ансамбль, так что каждое слово здесь продумано и произносится с особым смаком. Это станет фирменной чертой кино Тарантино.
Загадочный, эротичный, необъяснимый и предельно элегантный триллер Дэвида Линча очень точно пришёлся на рубеж тысячелетий. В нём есть смутная угроза, которая не обязательно должна материализовываться, как основная тайна фильма не обязательно должна быть раскрыта. Последовательно, из фильма в фильм, Линч учит нас тому, что в жизни далеко не всё можно разгадать, и искусство должно в этом следовать за жизнью.
7.5
«Твин Пикс» - это не три сезона сериала и один полнометражный приквел. «Твин Пикс» - это вселенная, в которой поселились и до сих пор живут миллионы людей, потрясённых этим загадочным местом. Конечно, человечество, в основном, делится на большинство, которому нравятся только ранние серии «Твин Пикса», меньшинство, которому нравится приквел и третий сезон, и единицы, которые принимают «Твин Пикс» во всей его полноте. Но никто из этих людей не знает ответов на все вопросы «Твин Пикс», и это хорошо, иначе о чём можно было бы спорить сколько угодно и в любой момент на протяжении уже десятилетий?
7.3
Мартина Скорсезе многие уже начали списывать со счетов, когда он снял «Банды Нью-Йорка» и особенно «Отступников». Последние сохранили драйв восточного оригинала, фильма «Двойная рокировка», но голливудские звёзды и мастерство Скорсезе вывели относительно скромный боевик на новый масштаб, так что «Отступники» сразу стали суперхитом и завоевали культовый статус.
6.3
Шедевр Тарантино во многом возвращает нас к эстетике его дебютного фильма «Бешеные псы», только этот фильм гораздо дороже, даже снят на 70 мм - и смотрится он в таком формате совершенно сногсшибательно. Но перед нами всё то же замкнутое пространство, в котором несколько «крутых» парней (и одна крутая девушка) тщательно готовят пространство к бойне. А уж это Тарантино за много лет научился показывать очень хорошо.
8.1
Если два лондонских бандита приехали в скучный Брюгге, то городу точно не поздоровится. Конечно, они не смогут залечь на дно, конечно, они впутаются в дикие неприятности, и начнётся такая катавасия, что перья во все стороны полетят. И если поначалу кажется, что перед нами просто криминальная комедия, то вскоре приходится пересмотреть своё отношение к фильму.
Паук
Spider
2002
/ Драма, Триллер, Мистика
/ Канада, Великобритания
Дэвид Кроненберг снял один из самых устрашающих фильмов, который только можно себе представить, хотя формально ничего особенного на экране не происходит. Ходит какой-то человек, бормочет что-то под нос, плетёт у себя дома паутину, толстую и крепкую. Но это одна из лучших ролей Рэйфа Файнса и просто очень хороший и мрачный триллер о безумии и убийствах.
Идея генерируемой на компьютере виртуальной реальности в 90-е годы была невероятно популярна, но никто лучше не рассказал об этом на экране, чем Кроненберг. Его герои запутались в играх, похожих на сны и отличающихся разве что тем, что в игре обязательно есть логика, есть правила и есть условный «гейм овер», после которого можно вернуться к нормальной жизни. Или не всегда?
7.3
Жить
2011
/ Драма
/ Россия
Василий Сигарев сделал мистический триллер таким, каким он и должен быть на российской почве. Здесь всё узнаваемо, и сцена убийства в электричке потом долго будет преследовать вас в ночных кошмарах. Мистика начинается там, где мёртвые начинают возвращаться к живым, и вот там уже зрителю приходится определиться, как он относится к происходящему на экране.
8.0
Жить
2010
/ Драма, Криминал
/ Россия
Дебютный фильм Юрия Быкова посвящён теме маленького человека, но тема эта раскрыта по-новому. Этот человек опаснее привычных кинематографических «хищников», потому что они живут «по понятиям», то есть по правилам, они выбирают героизм, они способны на подвиг. А герой гуманистического искусства, как показывает жизнь, чаще способен на подлость или как минимум на рациональный поступок, в котором нет места для чести, зато много – для самой низкой правды о человеке.
7.5
Майор
2013
/ Драма
/ Россия
Самый нервный российский фильм десятилетия. Майор полиции сбивает ребёнка по дороге в роддом и решает покаяться, оставив молодую мать без мужа, подставив сослуживцев, подведя всех. И начинается спор о принципах и чести, друзья превращаются во врагов, полицейская безнаказанность начинает играть против самого же полицейского, всё летит вверх тормашками, и в итоге мать убитого ребёнка сама должна стать жертвой, потому что так будет лучше всем. Юрий Быков создал конструкцию, в которой нет выхода, а есть только страсть, боль и ужас.
6.7
Жестокий и прекрасный корейский шедевр оказался даже лучше оригинала, романа Дюма «Граф Монте-Кристо». Здесь после долгих лет тюремного срока месть вершится в режиме фейерверка и сопровождается эффектным саморазрушением, о котором впоследствии синефилы всего мира слагали легенды, пересказывая фильм даже без особого сгущения красок.
6.8
Асгар Фархади после «Развода Надера и Симин» вновь нащупал тему, которая будет понятна всему миру. И вновь раскрыл её необычно. Муж ищет человека, который изнасиловал его жену, и найдёт он его раньше любой полиции, потому что Иран маленький, не скроешься. Зритель ждёт трагической развязки, а она никакой другой быть и не может. Просто ожидать, что она будет настолько трагична и невероятна, никто не мог. И это - «Оскар».
Особенности сращения человеческой психики, да и физиологии, с чужеродными элементами, всегда очень интересовали Кроненберга. Отсюда и постановка по культовому роману, в которой Кроненберг проявил особое внимание именно к деталям связи человека с насекомым, а также творческим мукам, которые неизменно производят на свет мутации одна страшнее другой. Поклонники романа отнеслись к фильму холодно, но широкий зритель был очень доволен.
7.1
Пугающий и загадочный тип организовал вокруг себя компанию довольно странных людей. Влиятельный, властный, замкнутый, он наглядно демонстрирует, как выглядит основатель секты и что такое оказаться рядом с ним, попасть под чары его харизмы. Лучшая роль Филипа Сеймура Хоффмана, блестящий образ Хоакина Феникса, великолепная режиссура Пола Томаса Андерсона.
Слуга
1989
/ Драма
/ СССР
Пугающий триллер Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе. В основе идея возмездия, которое настигает по прошествии огромного срока. Герой живёт полной жизнью, забыв, какой ценой он её купил, и когда бывший хозяин напоминает ему, что он остался его слугой, рабская психология срабатывает, как механизм, и разверзается бездна. Инфернальный Олег Борисов здесь играет за пределом человеческих возможностей.
8.1
Все знают евангельский сюжет во всех подробностях. Знают, как это было и чем закончилось. Но Мэл Гибсон предложил вернуться к событиям самых страшных трёх дней в истории человечества и пережить их заново со всей реалистичностью, на которую только способен кинематограф. Персонажи даже говорят на арамейском языке, чтобы погружение было полным. И результат был ошеломляющий, фильм стал событием мирового масштаба, и его ещё долго будут пересматривать те, кто хочет понять, как могла выглядеть смерть Богочеловека, если бы её увидел простой смертный со стороны.
7.2
Трудно представить себе, что такое оказаться в самом центре страны, всё население которой тебя ненавидит и желает видеть твою смерть. И всегда приятно, когда приходит подтянутый молодой человек и говорит, что поможет тебе добраться до дома в целости и сохранности. Фильм Бена Аффлека о бегстве сотрудников американского посольства из Тегерана вызвал множество негативных откликов у историков, но как фильм он работает безупречно, это ровно два часа саспенса.
Брат
1997
/ Музыкальный фильм, Драма, Криминал, Боевик
/ Россия
Чем «Брат» не идеальный триллер? Ветеран Чечни оказывается в мирном Петербурге, где ситуация ещё хуже, чем на войне, потому что некому тебя прикрыть, а смерть ждёт из-за каждого угла. Молодой человек тщетно пытается выяснить, где тут чужие и свои, но только музыка «Наутилуса» в итоге оказывается ему верна. Да ещё один немец, который хотя бы сочувствием способен напомнить Даниле Багрову, что настоящие люди в этой гиблой местности не перевелись.
Бенефис Катрин Денёв, которая в этом фильме большей частью играет совсем одна, причём играть ей приходится самое натуральное безумие. Полански смог здесь передать ощущения психически больного человека, чьё измученное химерами воображение порождает чудовищ даже там, где им, казалось бы, неоткуда взяться. Оператор фильма – великолепный Гилберт Тейлор, который успел за свою жизнь поработать с Хичкоком и Кубриком, а также снял «Омен» и самые первые «Звёздные войны».
6.3
Фантастический триллер Ридли Скотта погружает нас в мир Филипа Дика, где киборги охотятся на людей, а люди – на киборгов, и конец у этого безумия будет один: всем придётся плохо. Только бегущий по лезвию сможет предотвратить катастрофу. Культовый статус у фильма появился не сразу, но сегодня он настолько велик, что даже спорное отношение к сиквелу не смогло его поколебать.
Оливер Стоун снял по сценарию Квентина Тарантино свой самый яркий фильм. И самый жестокий, и «Бонни и Клайд» на фоне этого клипового монтажа, забрызганного кровью жертв, кажется психологической драмой, медленной и спокойной. Здесь всё подчинено авторской задаче – показать, как убийство превращается в шоу-бизнес, и уже невозможно разобраться, чем звёзды газетных полос отличаются от киноактёров или поп-музыкантов. Только стреляют по-настоящему.
Невозможно не вспомнить эту картину, которая для исследователей представляет собой наглядное пособие по психоанализу. Нервный импотент компенсирует свой физический дефект с помощью фаллического символа – пистолета, который стреляет тогда, когда захочет Клайд, а не когда получится после долгих усилий. Это эротический триллер, только секс здесь замещённый, хотя и не всегда.
7.2
Заложники
2017
/ Драма
/ Россия, Польша, Грузия
Резо Гигинеишвили снял фильм о теракте в Тбилиси, но и реальный теракт, и 80-е годы здесь очень условны, что вызвало негативную реакцию у многих ценителей исторической достоверности. Но режиссёр снимал не хронику, он пытался объяснить, что такое нехватка свободы, которая даже при высоком уровне комфорта всё равно сказывается на психике губительно, влечёт за собой непоправимые поступки и выливается в трагедию. Это снято жёстко, бескомпромиссно и честно.
На фоне тусовок с прекрасными женщинами и других гламурных приятностей в жизнь фотографа вторгается жестокая реальность в самом её крайнем проявлении. Он – свидетель преступления, причём если бы не его профессия, ничего бы не случилось, и если бы не случайный фотокадр, жил бы себе человек, горя бы не знал. Один образ на целлулоиде – и всё уже не такое, как прежде. И смерть наступает на пятки.
Один из ранних фильмов Ларса фон Триера – нуарный детективный триллер, сделанный, между прочим, под очевидным влиянием Фассбиндера и его монументального полотна «Берлин, Александрплац». Всё в этой картине выдаёт амбициозность режиссёра, скажем лишь, что повествование ведётся как бы от лица загипнотизированного человека, а детектив из Каира (почему Каира?!) ищет преступника, стараясь идентифицировать себя с ним.
6.7
Стальной взгляд, неподвижность, молчание – образ суперводителя мафии, созданный Райаном Гослингом, потрясает. Перед нами настоящий самурай, человек, с которым лучше не шутить и от которого надо держаться подальше. Модный датский режиссёр Николас Виндинг Рёфн, создатель трилогии «Пушер» (он же «Дилер»), этим фильмом дал понять, что окончательно переходит в рафинированное авторское кино, и сразу получил приз за лучшую режиссуру в Каннах.
7.3
Конечно, это не просто триллер, но триллер в форме вестерна. Кучка людей едет вместе по холмам и долинам, потому что белый офицер должен доставить индейского вождя живым в родные места. Но весь фильм построен на саспенсе, потому что, во-первых, отряд окружён врагами, включая банду кровожадных команчей и компанию белых браконьеров. Во-вторых, члены отряда – лютые враги, и если бы они встретили друг друга при других обстоятельствах, один уже валялся бы где-нибудь в канаве, причём со снятым скальпом.
Китайский режиссёр Цзя Чжанкэ уже давно стал классиком, и на любом МКФ сразу становится фаворитом. Его «Натюрморт» получил «Золотого льва». Этот фильм удостоился только приза за сценарий в Каннах, но всё равно перед нами комплексный, очень красивый и довольно угрожающий портрет современного Китая глазами большого художника. Который временами напоминает то «Брата», то фильмы Такеши Китано.
Старина Бит Такеши к моменту выхода «Фейерверка» уже добился на родине всего, что только можно было себе представить. Зато этот фильм прославил его на весь мир, и после этого игнорировать творческий мир этого художника стало невозможно. «Фейерверк» получил «Золотого льва», а жестокость фильма сразу принесла ему культовый статус и огромную популярность, например, в России, где в то время действительность очень напоминала показанные у Китано разборки якудза.
Гран-при в Каннах и всемирный успех триллера Анри-Жоржа Клузо вписали фильм в историю, да и сегодня он выглядит очень стильно и эффектно. Герои фильма должны доставить до места назначения грузовики с нитроглицерином, и, разумеется, любой толчок на дороге может привести к мощному взрыву, так что нужно быть очень осторожными. Но опасность не заставит себя ждать.
7.2
Чем глубже в джунгли заплывает катер капитана Уилларда, тем становится страшнее. Понятно, что встреча с полковником Курцем обязательно состоится, но никто не знает, чем она закончится. Измождённый солдат увидит сумасшедшего тирана и убийцу, окружённого толпой фанатиков, и что тогда? Это один из величайших фильмов в истории кино, и это, к нашему счастью, гениальный триллер.
6.0
До сих пор у Шьямалана этот фильм остаётся наиболее популярным, и причина здесь не только в Брюсе Уиллисе и не в только в мальчике с его жуткими видениями. Просто в тот раз ещё молодому и не такому уж опытному режиссёру удалось найти точный баланс всех элементов фильма, а в следующих работах всегда что-то перетягивало одеяло на себя, и результат оказывался далёким от блестящего.
На фоне глобальной моды на самураев Мельвилль снял фильм, который к средневековой Японии никакого отношения не имеет. Герой – суперкиллер, который всегда отличался безупречным профессионализмом в придачу к его аскетизму и стильности. Но коготок увяз – всей птичке пропасть, и один нечаянный промах ведёт «самурая» к трагедии, и он из охотника сам превращается в жертву.
6.8
На Венецианском МКФ фильм произвёл фурор, хотя ничего не получил от жюри. Совсем юный режиссёр Ксавье Долан, к тому моменту уже культовый и влиятельный, ещё и сам исполнил в этом триллере главную роль. И, по сути, одним из главных вопросов, которые задавали друг другу все любители кино в 2013-2014 гг., был «Понравился ли тебе «Том на ферме»? Что думаешь?» - и тут же начинался ожесточённый спор.
7.7
Один из самых диких любовных треугольников в истории кино. Женщина просит другую женщину соблазнить её мужа, а потом вдруг сама начинает спать с ней – такого, пожалуй, раньше никто не придумывал. Постельная сцена с Джулианной Мур и Амандой Сайфред стала вирусной. Хотя фильм оказался настолько неожиданным, что никаких крупных призов в итоге не получил, ограничившись, в основном, признанием в Канаде. Зато потом мир посмотрел фильм на видео и полюбил его.
7.3
Сделать триллер об индейцах майя так, чтобы казалось, будто это документальное кино, снятое несколько столетий назад, - это поступок, достойный не только Мэла Гибсона, но и вообще любого режиссёра в мире. Древняя цивилизация предстаёт перед зрителем во всей устрашающей красоте, и таинственный язык майя не кажется реконструкцией. Самое удивительное в этом фильме то, что ему веришь с первого кадра.
7.0
Что это, комедия, триллер, ужасы? Никто не знает, но всё равно от этого фильма не по себе. Боргман похож на персонажа из детских страшилок, который обязательно настигнет ни в чём не повинных людей и превратит их жизнь в кошмар. Забавно, что режиссёр Алекс ван Вармердам в этой фантасмагории отвёл себе второстепенную роль помощника Боргмана, и этим скромным шагом создал ещё одну загадку для зрителя.
6.6
«Когда моя девушка увидела мою причёску для этого фильма, она сразу сказала мне, что ближайшие пару месяцев – никакого секса», - шутил Хавьер Бардем по поводу своего персонажа. Но на этом смеяться стоит прекратить, потому что Коэны сделали фильм, чтобы напугать, и юмора здесь меньше, чем в большинстве их картин. Хотя фанаты режиссёров всё равно найдут повод прохохотать весь фильм.
Один из лучших фильмов в истории американского кино, абсолютная классика, нуарный триллер с Орсоном Уэллсом в главной роли. Гран-при в Каннах – этого уже достаточно, чтобы вписать название картины в историю, но «Третий человек» ещё и безупречно красив, элегантен, интеллигентен. Его можно пересматривать бесконечное количество раз, снова и снова находя в нём приятные мелочи и новые детали.
7.8
Чернокожий полный человек зачитывается самурайскими заповедями и старается их соблюдать в центре Нового Света. Смешно? А если знать, что этот человек – хладнокровный убийца, и его самурайские заповеди – это отсылка к «Самураю» Мельвилля, а самурайские догмы об отношении к смерти – намёк на прошлый игровой фильм Джармуша «Мертвец»? Тогда уже не так смешно, а очень интересно. Яркий, неожиданный и очень лиричный фильм, в котором пафоса куда больше, чем постмодернистской иронии.
7.4
Этот фильм существует в двух версиях. Одну никто не видел, и главную роль там играет Кевин Спейси. Вторую видели все, благодаря скандалу вокруг фильма, потому что Ридли Скотт прямо перед премьерой решил переснять все сцены с героем Спейси, заменив его на Кристофера Пламмера. Пламмер блестяще справился с задачей, но история была настолько беспрецедентной, что фильм ещё нескоро смогут забыть.
Говорят, первые зрители этого фильма пугались и вскакивали со своих мест, потому что поезд шёл прямо на них. Говорят также, что всё это просто миф, сказка, хотя бы потому, что поезд в люмьеровском хите идёт не на зрителя, а мимо него, потому что точка съёмки – на платформе. Но этот фильм потрясает до сих пор, и есть что-то пугающее в этом локомотиве, который словно несёт в своих вагонах кинематограф всему миру.