1. «Такси»
Победителя такого престижного кинофестиваля, как Берлинале, смотреть нужно в любом случае. Конечно, решение Даррена Аронофски, вручившего фильму «Золотого медведя», было политическим. Получил бы фильм приз, если бы Джафар Панахи не оказался в положении гонимого на родине? Неизвестно. Но разве этот фильм был бы таким же, если бы Панахи продолжал работать на родине легально? Вряд ли. Справедливости ради следует сказать, что с кинематографической точки зрения, российский фильм «Под электрическими облаками» куда более достоин этого приза. Но – Панахи действительно очень талантливый режиссёр, один из главных иранских авторов в кино. Пусть этот приз станет ему утешением, а фильм, конечно, надо смотреть. Перед этим пересмотрев предыдущие картины режиссёра.
Директор Берлинале Дитер Косслик вместе с племянницей и женой Джафара Панахи, приехавшими на фестиваль
2. «Под электрическими облаками»
Алексей Герман-младший имел все основания рассчитывать либо на главный приз, либо на приз за режиссуру. Сложнейшая работа в выстраивании композиции фильма сложных психологических портретов персонажей, «чеховских» диалогов – и при этом огромный труд создания «мира», где живут герои. Это ведь не 2017 год, если рассмотреть, а настоящее чистилище, где маются неприкаянные души, не в силах попасть в рай. Этот фильм, конечно, не будет иметь широкого массового успеха, но личности, индивидуальности его оценят по заслугам.
Фрагмент фильма «Под электрическими облаками»
3. «45 лет»
Не случайно актёры получили за этот фильм призы за лучшую и мужскую роль. Сыграно всё великолепно. Но фильм нужно смотреть не поэтому. Просто он о слишком многих вещах, которые касаются или коснуться всех нас. Это вопросы, на которые нет ответа. Что такое любовь к человеку, с которым живёшь уже 45 лет? Знаешь ли ты его по-настоящему? Знаешь ли, о ком он думает, находясь рядом с тобой? Не жалеет ли, что именно ты рядом с ним? Имеешь ли ты право на память о том, что было до него? Можешь ли по-прежнему любить тех, кого встретил раньше? И как, наконец, вам смотреть друг другу в глаза? «45 лет» - попытка понять, каково это, когда все эти вопросы вдруг встали перед тобой очень обыденно и насущно. Это глубокое и великолепно снятое кино.
Кадр из фильма «45 лет»
4. «Эйзенштейн в Гуанахуато»
Несправедливо обойдённый вниманием жюри, это фильм о свободе, любви, счастье, творчестве и других проявлений, на которые имеет право человеческая душа. Каждая, даже душа гения, взращенного революцией и создавшего киноязык для всего человечества. Не стоит требовательно относиться к этому апокрифу. Это игривая, но очень умная фантазия, сон о том, как Эйзенштейн на несколько месяцев своей жизни стал счастливым человеком. У него ведь была трудная судьба. Простим Гринуэю то, что он придумал для своего любимца оазис в Мексике, где тот мог бы ощутить себя человеком. Что же до радикальной формы этого апокрифа, то Эйзенштейн бы эту шутку оценил. И нарисовал бы на эту тему какой-нибудь замечательный рисунок в своём стиле.
Трейлер фильма «Эйзенштейн в Гуанахуато»
5. «Браво!»
Румынский вестерн – одно из откровений этого Берлинале. Таким мог бы быть «Джанго освобождённый», если бы Тарантино хватило бы смелости. Приз за лучшую режиссуру (с таким же успехом мог быть за сценарий и за лучшую операторскую работу) должен помочь этому фильму преодолеть границы и быть увиденным. Ничего более красочного (при чёрно-белой палитре!), точного и весёлого в этом жанре в Европе давно не появлялось и в ближайшее время вряд ли появится. А уж как румыны шутят над «москалями», турками и евреями – это сможет оценить любой зритель, у которого есть чувство юмора.
Трейлер фильма «Браво!»
Рассказ об остальных ярких фильмах Берлинале ищите в нашем специальном сюжете и заметках под общим названием «Вечерний Берлин».