Произошло одно из важнейших для нас событий Берлинале-2015. Состоялась премьера нового фильма Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками», и очевидно, что это на данный момент очевидный претендент на призы фестиваля, вплоть до главного. Фильм о «лишних людях», как формулирует это сам Герман, оказался фильмом о всех и для всех.
Вечерний Берлин. Потерявшись в электрических облаках
Подробнее о фильме мы
отдельно написали в небольшом отзыве. Пока же несколько любопытных подробностей. Фильм состоит из семи сюжетных линий, каждая из которых посвящена отдельному персонажу. Линии почти не пересекаются, но место действия одно и то же, вокруг недостроенной высотки. Фильм снимался 5 лет. Герман задействовал в нём актёров театра, не игравших прежде в кино, и даже одного настоящего певца-иностранца. Вот некоторые мысли Германа о его фильме:
- не клон «Смерти рабочего». За три часа мы узнаем, что случилось с рабочими австрийской мануфактуры за десять лет, прошедших после её закрытия. Это кино - о горстке людей, для которых цивилизация не нашла места
Кажется, что фильм о России и для России. Герман, во всяком случае, считает, что он будет неинтересен и непонятен иностранцам – а те, напротив, приняли фильм очень тепло. После показа аплодировали, во время показа не выходили (для сравнения: с показа Малика ушла где-то десятая часть зала). Потому что «лишние люди» есть везде, мир вообще состоит во многом из них. Об этом – потрясающий документальный австрийский фильм
«Через годы», показанный публике вне конкурса. Фильм снимался десять лет. Начинается он с того, что нам показывают маленькую текстильную фабрику в городке на границе с Чехией. К 2004 году там осталось работать всего несколько человек, потому что глобализация сделала мануфактуру невыгодной. Поначалу кажется (и режиссёру, наверное, тоже казалось), что фильм будет посвящён именно этой теме: как во всём мире транснациональные корпорации уничтожают малый и средний бизнес, делают ненужными важные некогда профессии, ведут к обнищанию некогда процветающих регионов. Об этом снято много известных фильмов.
Но – нет. Потому что через год, когда автор возвращается в этот городок, фабрика уже закрыта, и ему остаётся только найти тех, кого он снимал в 2004 году. Выясняется, что с поиском работы у них туго, их квалификация теперь не нужна, а новую профессию получать поздно. Да и попросту работы во всей округе нет. На каждое место – несколько десятков желающих. Тогда начинается долгая документальная эпопея. Режиссёр каждый год снимает своих героев, фиксируя происходящие с ними перемены, а вернее – их мытарства в попытке как-то ответить на вызовы современной жизни в Европе. Кто-то из них, как секретарша начальника мануфактуры, справляется относительно легко. Кто-то опускается на социальное дно. Так, один из рабочих сидит без работы очень давно и влачит совсем нищенское существование. Он собирает банки из-под пива и сдаёт их за небольшое вознаграждение – жалкие 45 евро за раз, ниже падать некуда. В фильме много юмора, потому что больше ни на что не остаётся сил. До 2014 года режиссёр ведёт своё повествование о жизни под электрическими облаками Европы. И хочется жалеть австрийцев, потому что им тоже тяжело, даже сугробы у них зимой бывают выше наших. Плюс наводнения, ураганы. Важно, что до этих людей никому нет дела, а они всё равно осмеливаются жить. Смысл фильма, конечно, в этой страстной воле к жизни, которую никакой глобализации не победить.
Завтра нам покажут фильм о совсем другой жизни и других потребностях. Ради
«Пятидесяти оттенков серого» даже будет задействован зал IMAX, чтобы зрелище получилось особенно эффектным. Посмотрим и расскажем.