Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Вечерний Берлин. Предвкушения победы

Выпуск №8

Закончился конкурс Берлинале, и близится время подведения итогов фестиваля. Свои почётные награды уже получили Наум Клейман и Вим Вендерс, теперь предстоит узнать, что решит по поводу конкурса жюри Даррена Аронофски. Выбрать победителя им будет нелегко. Не случилось в этот раз фильма-события, который бы однозначно был на голову выше других. Конкурс был сильный, разнообразный, каждый фильм в чём-то был полемичным по отношению к своим конкурентам. Огромная география, от Японии и Вьетнама до Чили. Разный возраст и статус участников. Множество фантастичных сюжетов, завязка каждого из которых заранее привлекает внимание.

Вечерний Берлин. Предвкушения победы

Вечерний Берлин. Предвкушения победы

Дитер Косслик вручает Науму Клейману приз за вклад в кинематограф
Вот хотя бы последний фильм конкурса, «Путешествие Часуке». Это вольная интерпретация «Неба над Берлином» Вима Вендерса. Часуке живёт на небе. Он подносит чай писцам, которые сочиняют сценарий для каждой человеческой жизни на Земле. Однажды по какой-то оплошности писца на Земле гибнет девушка Юри, и Часуке решает отправиться к людям, чтобы спасти её. Но избавление Юри от смерти не решает проблемы. Во-первых, девушка должна была умереть, и за ней охотятся высшие силы. А во-вторых, Часуке решает взбунтоваться против самого принципа предначертанности бытия – он пользуется своими мистическими способностями и лечит от страшных болезней всех, кого жестокие небеса искалечили своей страшной волей. «Ничто не предначертано», - повторил бы Часуке вслед за знаменитым Лоуренсом Аравийским, который появился в начале конкурса в фильме Вернера Херцога «Королева пустыни». За Часуке тоже начинается охота, потому что небеса таких вызовов не прощают.

Трейлер фильма «Королева пустыни»

Напряжённо вглядывается в звёздное небо автор фильма «Перламутровая пуговица» в поисках места, где сильные не обижают слабых
Так что же с претендентами на «Золотого медведя»? Согласия между публикой тут нет. Рейтинг журнала Screen, где критики разных стран голосуют за конкурсные фильмы, до конца опубликован не был, но до последнего момента первое место там занимал английский фильм «45 лет», о которым мы писали отдельно. Трудно сказать, насколько эта картина может считаться лучшей в конкурсе, но Шарлотта Рэмплинг – вероятная претендентка на приз за лучшую женскую роль. Её основная соперница – Альба Рорвахер из фильма «Верная девственница». В отношении актёров, способных получить приз за лучшую мужскую роль, общего мнения нет.

Велики шансы получить главный приз у чилийских фильмов, не зря их в конкурсе два. Фильм «Перламутровая пуговица» способен покорить жюри своей документальной формой, которую особенно ценят те, кто не сильно следит за документальным кино («Акт убийства», конечно, сильнее «Перламутровой пуговицы»). Такое часто бывает на фестивалях. Документальное кино, поставленное в один конкурс с игровыми картинами, почти всегда выглядит очень выигрышно, хотя среди других документальных фильмов оно бы затерялось. Вне конкурса были неигровые картины куда сильнее. Другой чилийский фильм, «Клуб», замечателен не столько своим антиклерикальным и политическим сюжетом, сколько выдающейся киногенией. Минимализм визуального стиля фильма придаёт ему особое очарование, и каждое лицо здесь выписано с особенной тщательностью: ведь любая морщинка на нём может быть следом давнего и страшного преступления.

Феерия под названием «Эйзенштейн в Гуанахуато» подкупает небанальным подходом Гринуэя к жизни и творчеству Сергея Эйзенштейна. Откровенные эротические сцены, необычное использование хроникального материала, которым режиссёр жонглирует прямо перед глазами у зрителя, великолепное чувство стиля делают этот фильм одной из жемчужин конкурса. Но можно ли, положа руку на сердце, сказать, что это лучший фильм в карьере Гринуэя, его личный прорыв? Вряд ли. И если члены жюри знают об этом, то они могут не дать приз Гринуэю.

Трейлер фильма «Эйзенштейн в Гуанахуато»

Одну из главных ролей в фильме «Под электрическими облаками» сыграл Мераб Нинидзе
Наконец, фильм «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего. Конечно, заманчиво думать, что Аронофски, который уже присудил «Золотого льва» русскому фильму в Венеции, наградит наш кинематограф ещё раз. Тем более, что фильм получился превосходным, и для Германа это серьёзный шаг вперёд. Но сложность сюжета и сосредоточенность на проклятых русских вопросах могла помешать жюри воспринять этот фильм адекватно. Венецианский приз за режиссуру у Германа уже есть, он может получить такой же и в Берлине: чтобы оценить его мастерство, знать русский язык не обязательно.

Фрагмент фильма «Под электрическими облаками»



О решении жюри мы узнаем через несколько часов. Следите за нашими новостями!
Королева пустыни, Эйзенштейн в Гуанахуато, Под электрическими облаками, Перламутровая пуговица, Путешествие Часуке
Альба Рорвахер, Питер Гринуэй, Вернер Херцог, Алексей Герман-мл., Шарлотта Рэмплинг

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100