Среди режиссёров, получивших «Золотую пальмовую ветвь», Лоран Канте («Класс») выделяется своей скромностью. Несмотря на то, что все его фильмы удостаивались призов на крупнейших кинофестивалях, Канте снимает кино не конъюнктурное, спокойное, локальное, но при этом болезненно современное. Прекрасный образец его высокохудожественного минимализма – показанная на Венецианском кинофестивале картина «Возвращение в Итаку», где конечно, ни Итаки, ни Одиссея, ни Телемаха нет. Зато есть знойный вечер в Гаване, когда несколько старых друзей собрались попить вина и поболтать.
Страна победившего социализма разоблачена на Венецианском кинофестивале
Собственно, эти разговоры с возлежанием и возлияниями только и примиряют с греческим названием фильма. Картины Канте устроены очень просто. В его «Тайм ауте» герой большую часть времени проводил у себя в автомобиле, где он пережидал рабочее время: его уволили, но семье он признаться в этом боится. В
«Классе», за который Канте получил «Ветвь», почти всё действие происходит в школьном классе (оригинальное название фильма – «Между стенами»), где французский учитель пытается найти язык с современными подростками.
«Возвращение в Итаку» ставит рекорды камерности. Весь фильм герои сидят на крыше и только на небольшой срок спускаются на пару этажей ниже поужинать, а потом возвращаются обратно. С их крыши видна и слышна большая часть Гаваны, но на их пятачке уютно и спокойно.
Кадр из фильма «Возвращение в Итаку»
Герои уже немолоды. Один, писатель, сбежал с Кубы в Испанию и сейчас приехал погостить. Другой, художник, спивается, потому что нет вдохновения. Инженер впахивает чернорабочим. Единственная в компании женщина, врач, не может прокормиться на свою зарплату. И только один из них отбросил интеллигентские замашки и стал чиновником, так что у него и мобильник дорогой, и спиртное элитное, и загранкомандировки в Европу, и все мыслимые блага. Каждому из этих людей есть, что рассказать друзьям.
Фрагмент из фильма «Возвращение в Итаку» с английскими субтитрамиА рассказы, по большому счёту, сводятся к одному. Бесконечно тяжело было жить на Кубе раньше, и бесконечно тяжело сейчас. В шестидесятые всё было запрещено, но была молодость, были нелегальные записи «Битлов», ночные пирушки, любовь, творчество и, главное, мечты о будущем, в котором социализм наконец повернётся к людям лицом. Прошло время, и в стране люди хоть и почти не голодают, но живут очень бедно. Интеллигенция с её свободолюбием и желанием творить оказалась не востребована, и все гуманитарные профессии оказались за бортом. Культуру держит к прочной узде правительство. Люди бегут за границу, если хватает денег на отъезд и на обустройство «там». Бесправие ощущается людьми как привычка, въелось в кожу. И самое главное – все боятся, даже сами иногда не зная, чего. Потому что всем, если нужно, слишком легко перекрывают кислород, увольняют, шантажируют, провоцируют. Кажется, что так будет и всегда, выхода нет, а любые попытки бунтовать пресекаются легко и даже как будто весело. Что делать в этой стране – совершенно непонятно. И вот уже чиновник, доведённый упрёками друзей до исступления, восклицает: «Да, у меня не отняли жизнь, как у вас. Я свою жизнь прожил отлично. Но у меня отняли мечту!». Вот и цена за дорогой костюм для несостоявшегося писателя. Куда деваться людям, которые не нужны своей родной Кубе? Никуда. Доживать, бояться и молчать. Разве только ночью, собравшись вместе, разок поговорить по душам и разойтись в унынии и отчаянии. Интеллигенту, да и просто любому умному человеку, на Кубе жить очень тяжело – по версии француза-интеллигента
Лорана Канте, разумеется.