В Венеции подходит к концу 71-й международный фестиваль, и вручаются призы. На острове Лидо в Венецианской лагуне завершилась традиционная «красная дорожка». Ведёт церемонию популярная в Италии телеведущая Луиза Раньери, а мы в режиме прямого эфира рассказываем о происходящем.
20:10
Критики сходятся в том, что среди победителей должны оказаться фильмы
Иньярриту, Андерссона, Оппенхаймера и Кончаловского. Насчёт остальных фильмов единого мнения нет: конкурс в этом году, как принято говорить, был ровный. Хотя на самом деле это означает, что слишком много сильных картин шло вне конкурса. Никто не знает, каким был бы расклад, если фильмы Лорана Канте, Кристофа Оноре, Ульриха Зайдля и Ким Ки Дука были в конкурсе. Мы вам о них рассказывали во время фестиваля, и поверьте, что эти названия все друг другу только и повторяли.
20:10
Фильм Кончаловского уже был удостоен одной награды. Ему присуждён так называемый Green Drop Award - он вручается Зелёным Крестом Италии и мэрией Венеции фильмам, в которых особое внимание уделено охране окружающей среды.
20:14
Своё решение уже огласило жюри ФИПРЕССИ - это самый престижный приз из всех, которые вручает не жюри. Приз получил «Взгляд тишины» Джошуа Оппенхаймера.
20:15
Все сходятся в том, что прорывов в конкурсе этого года не было. Но фавориты показывают каждый высшую планку в творчестве конкретных режиссёров и являются произведениями искусства. А «Бёрдмен» ещё и поучаствует в оскаровской гонке, так что даже если фильму ничего не достанется в Венеции, он свою порцию славы и призов всё равно получит. Фильм неординарный и заслуживает внимания, но именно этот фактор может стать препятствием для его награждения жюри.
20:17
Тим Рот позирует в стойке оловянного солдатика
Пока на дорожке позируют перед фотографами члены жюри. Тим Рот как главная звезда в составе жюри вызывает дикий восторг фанатов, поэтому большую часть времени он проводит, раздавая автографы. День сегодня солнечный, но не жаркий, так что раз погода хорошая, почему бы не побыть с народом?
20:21
Федерация критиков Европы и Средиземноморья тоже, кстати, вручила свой приз «Взгляду тишины».
20:26
Лоран Канте за «Возвращение в Итаку» получил награду Венецианские дни. Там есть и денежный эквивалент в 20 тыс. евро. Мы про него тоже писали.
20:29
Виоланте Плачидо - итальянская актриса и дочь Микеле Плачидо
Пока красная дорожка переполнена итальянскими звёздами, которых знают, в основном, только итальянские журналисты. А все ждут появления на дорожке фаворитов, чтобы было понятно, что им точно что-то достанется.
20:32
Площадь перед фестивальным дворцом переполнена людьми. Сегодня с утра они уже со спальными мешками занимали лучшие места перед кордоном, чтобы получить наибольший шанс для автографа.
20:34
Аличе - итальянский режиссёр и сценарист
На дорожку в красном платье вышла Аличе Рорвакер со своим жюри. Они будут вручать приз за лучший дебют, а сделать это в этом году будет трудно: совсем уж ярких молодых работ на фестивале не было.
20:39
Нужно сказать, что платья красавиц на дорожке, как правило, довольно закрытые и целомудренные - не в пример дорожкам, которые были во время фестиваля. Вы можете в этом убедиться, пролистав фотографии в наших фестивальных подборках.
20:40
На дорожке Рой Андерссон. Значит, ему точно будет приз, в чём никто не сомневался. Андерссон показывает поднятый большой палец и смеётся, а мы мысленно желаем ему удачи. Чтобы шведский фильм хорошо прошёл в прокате, большие призы ему совсем не помешают.
20:42
Альба Рорвахер на дорожке. Она сестра Аличе и она сыграла главную роль в конкурсном фильме «Голодные сердца» и, видимо, пришла получать приз за лучшую женскую роль.
20:43
Андрей Кончаловский ещё не знает, что его ждёт приз
Андрей Кончаловский с Юлией Высоцкой на дорожке. Значит, будет приз.
20:44
Юлия и Андрей светятся от счастья
Юлия в откровенном чёрном платье. На лицах супружеской пары безоблачное счастье.
20:45
Также видим на дорожке команду фильма «Последний удар молота», который никто среди фаворитов не числил.
20:45
Толпа приветствует пару Кончаловских, а они раздают воздушные поцелуи.
20:51
Тревогу вызывает отсутствие на дорожке звёзд от «Бёрдмена», но это ещё ничего не значит
20:57
Красная дорожка закончена. Ждём несколько минут, пока не начнётся церемония награждения. И волнуемся, конечно, потому что если Кончаловский получит главный приз, это будет не просто третий главный приз русским в Венеции, но демонстрация того, что русское искусство существует, развивается и востребовано в мире.
21:01
Сегодня исполнилось бы 75 лет Геннадию Шпаликову, в такой день получить «Золотого льва» в Венеции было бы очень символично и правильно.
21:03
Но не будем забегать вперёд. У жюри Венеции много наград, включая Гран-при и Специальный приз жюри.
21:06
Итак, церемония начинается. К сожалению, она идёт на итальянском языке, будем продираться и понимать главное.
21:07
Ясно, что ведущая желает всем доброго вечера, сожалеет о том, что фестиваль подходит к концу, перебирает впечатления от просмотренного.
21:09
Играет лирическая мелодия. Весь зал сидит и нервничает, потому что у каждого есть свой фаворит, каждый ждёт результатов.
21:10
Луиза Раньери говорит приветственную речь
Между прочим, ведущая - итальянская актриса Луиза Раньери, известная, например, по роли в киноальманахе «Эрос», который был у нас в прокате.
21:11
Сейчас будут вручать приз в программе классических отреставрированных фильмов. Её присуждает студенческое жюри.
21:14
Лучшим «старым» фильмом стал «Необычный день» Этторе Сколы 1977 года о приезде Адольфа Гитлера в Рим к Муссолини.
21:18
Патриотичное решение. В этой программе Россию представлял «Я шагаю по Москве». Приз Луидже де Лаурентиса за лучший дебют Court Чаитаня Тамхане. Этот фильм не в основном конкурсе.
21:19
Теперь призы секции «Горизонты». Фильм «Мариам» Сиди Сале.
21:21
Еще один приз - «Таковы правила». Специальный приз - «Беллускони».
21:23
Главный приз за режиссуру в «Горизонтах» - «Тэб». Арабский вестерн.
21:24
Дебютант из Индии с главным призом программы "Горизонты"
Программа «Горизонты». Лучший фильм - «Суд», индийского дебютанта Чаитаня Тамхане
21:26
На сцену приглашается международное жюри. Специальный приз жюри вручает Элиа Сулейман. Приз получает...
21:27
Говорит, что жюри много размышляло, думало, беседовало, работа была очень плодотворной.
21:29
Депла говорит, что судить работу своих коллег - дело очень деликатное.
21:30
Спецприз жюри получает «Сивас», турецкий фильм.
21:30
Первое неожиданное решение жюри, которое журналисты вокруг нас встречают недоуменными возгласами.
21:31
Режиссёр благодарит жюри за это решение, благодарит свою команду, очень экспрессивно ведёт себя на сцене. Молодой турок.
21:33
Лучший сценарий - социальный иранский фильм «Сказки» о персидском обществе.
21:35
Режиссёр говорит, что фильм - дело коллективное, и без каждого, кто его делает, он невозможен. Но без сценариста особенно. Благодарит фестиваль - и всех, кто любит кино.
21:35
Ромэн Поль - юное дарование, по мнению жюри
Премия Марчелло Мастрояни лучшему молодому актёру/актрисе - актёру Ромэну Полю из «Последнего удара молотом». Он сыграл трудного подростка, отец которого, известный режиссёр, давно бросил его мать, а мать сейчас умирает от рака, и сын мечется между ней и отцом, который заехал в город на гастроли.
21:37
Действительно, роль у него трудная, но исполнил он её блестяще. Ромэн благодарит режиссёра за то, что он дал ему возможность сыграть эту роль.
21:37
Очень волнуется парень, такой приз - большой аванс и большая ответственность.
21:38
Приз за лучшую мужскую роль, он же Кубок Вольпи - американец Адам Драйвер, сыгравший в «Голодных сердцах».
21:41
Адам Драйвер не смог приехать и прислал письмо с благодарностями.
21:41
Большой приз - большой игре
Кубок Вольпи за лучшую женскую роль получает Альба Рорвакер за тот же фильм!
21:42
Один фильм - и две лучшие роли. Результат также совсем непредсказуемый. Аличе в зале улыбается.
21:43
Альба перечисляет имена людей, которым она благодарна. И особенно режиссёру Саверио Костанзо.
21:44
Теперь Гран-при жюри. Депла вручает приз «Взгляду тишины» Оппенхаймера, первый предсказуемый приз.
21:45
Все аплодируют. Оппенхаймер говорит, что он в Чикаго и не смог прилететь из-за шторма. Он записал видеообращение и снова призывает человечество обратить внимание на преступления, совершённые в Индонезии много лет назад.
21:46
Для него и для главного героя этого документального фильма это очень важный приз, показывающий, что мировая общественность его поддерживает.
21:47
Напомним, что «Взгляд тишины» - это продолжение документального хита «Акт убийства». Рассказывает о кровавых массовых убийствах в Индонезии в 1960-х.
21:48
Видно, что Тиму Роту понравилось быть в жюри
Тим Рот особенно благодарит Оппенхаймера. Теперь приз за режиссуру.
21:49
Андрей Кончаловский получает приз за режиссуру!
21:50
Кончаловский, кажется, слегка расстроен. Да и мы все рассчитывали уже, что там говорить.
21:51
Кончаловский и его "Серебряный лев"
Кончаловский по-английски говорит, что невероятно счастлив. Он говорит, что последний раз стоял на этой сцене 50 лет назад.
21:52
А теперь «Золотой лев». В общем, и так все уже поняли, что будет Андерссон. И хотя мы рады за этот фильм, но всё же...
21:53
«Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» получает «Золотого льва».
21:54
Шведский режиссёр с главным призом фестиваля
Рой Андерссон на сцене. Он фотографируется со "Львом" в руках.
21:55
Благодарит по-итальянски и по-английски. Это большая честь - получить приз в стране, которая сделала такой вклад в кино. Его любимый фильм - «Похитители велосипедов» де Сика.
22:07
Он рассказывает сюжет этого фильма и напоминает эпизод в лавке скупщика вещей, который показывает, как много бедняков в Италии. И этот эпизод для Андерссона вообще является определяющим в кино, самым важным.
22:07
Пока переводчик переводит слова Андерссона на итальянский, тот трясёт "Львом" в воздухе, жмёт руку президенту фестивалю Баррате.
22:08
Президент берёт слово. Тот говорит "спасибо" всем, благодаря кому стал возможен этот фестиваль. И упоминает, между прочим, его директора Барберу. Благодарит жюри за работу.
22:09
Речь президента фестиваля длинна. А члены жюри сидят на сцене и внимательно слушают. Правда, Депла стоит. Возможно, потому, что Тим Рот расселся сразу на два места, широко расставив ноги.
22:09
Фестиваль объявлен закрытым. Но журналисты продолжают свою работу, когда все идут на вечеринку. Сейчас мы встретимся с победителями фестиваля и послушаем их комментарии по поводу их призов.
22:48
Пришли члены международного жюри. Депла начал с того, что сказал, что ничего специально не узнавал о фильмах конкурса. Хотя кто такие Кончаловский и Андерссон, он знал. Но смотрел их картины он так же, как остальных
22:49
Жюри спросили, почему не наградили итальянские фильмы. Депла возмущен. "Раз я француз, так я должен был наградить французский фильм, что ли?" Его все тут произносят "Деспла".
22:49
"Десять дней мы смотрели и обменивались мнениями. А потом просто демократически проголосовали, и результаты - вот они"
22:50
Тим Рот вновь произносит хвалу Оппенхаймеру. Но отмечает, что его фильм и фильм Андерссона - две стороны одной медали, это чистое кино
22:51
Гренинг говорит, что все три фильма победителя показывают, что разницы между документальным и игровым в кино не осталось.
23:04
Депла считает, что не стоит расстраиваться проигравшим. Само попадание в конкурс Венеции - большое везение
23:04
Японская журналистка говорит, что надо было бы все-таки отметить японский фильм "Полевые огни". "Вам надо было быть членом нашего жюри", - улыбается Депла
23:05
Китайская членша жюри говорит, что Япония ни разу не выразила сожаления по поводу всего того насилия, которая она учинила во Время Второй мировой войны, так что этот фильм особенно важен
23:05
Вопрос о "Бёрдмене" приспел. Депла говорит, что Иньярриту блестящий режиссёр. Но 20 фильмов - и всего восемь призов. Так вот так случилось. Трудно вычёркивать фильмы из призового списка, но в этом и обязанность жюри тоже.
23:06
Тим Рот говорит, что члены жюри не читают рецензии. "Только во время фестиваля", - вежливо уточняет Депла. Все смеются. "Я лично вообще никого никогда из журналистов не читаю, - уточняет невозмутимо Рот. - Поэтому мне так интересно с вами сейчас говорить. Потому что иначе я вообще не узнал бы, что вы там думаете". В зале хохот.
23:07
Рот говорит, что Иньярриту ему очень понравился. И то, что Китон бьёт кого-то, одетый не в крутой костюм, как обычно, а непонятно во что. И Наоми Уоттс в этом фильме ему понравилась. "Бёрдмен" впечатлил жюри, но потом в конкурсе появились другие фильмы, которые заставили отдать предпочтение им. А так - отличный фильм у Иньярриту. На этом жюри удаляется. А мы ждём победителей.
23:35
Вот и Андерссон. Хотя говорят, что шведы произносят это имя как Андершон. Андерссон говорит, что шведский фильм третий раз получает "Льва", и он очень горд этим. Но он вновь напоминает о роли, которую для него играет итальянское кино
23:35
Рядом с Андерссоном сидит Кончаловский. Он говорит, что его фильмы в России не очень любят, потому что говорят, он показывает то, что они и так видят вокруг каждый день. А ведь это значит, что в фильмах о себе можно узнать и неприятные вещи.
23:35
Кончаловский говорит, что наградный лев выглядит слегка подтаявшим и отличается от того, который на Сан-Марко.
23:36
Ему очень важно, что фильм сейчас можно снять без денег, хоть на айфон. Это даёт свободу.
23:37
В руке у Андерссона бокал шампанского, из которого он периодически отпивает. Бокал уже почти пустой.
23:43
Кончаловский всё время посмеивается. Он дружески пожимает руку Андерссону. Они уходят отмечать свою победу вместе, как друзья.
23:43
Правда, Андерссон чуть задерживается для автографов. Вид у него застенчивый и скромный, совсем не похож он на большого режиссёра со всемирно значимой кинонаградой в руках. Он уходит, захватив с собой пустой бокал. На этом фестиваль можно и для прессы считать законченным.