Под завершение Венецианского фестиваля показывали две крупные и очень разные работы. Одна - «Пазолини» с Уиллемом Дефо - идеологически насыщенное посвящение великому мыслителю и режиссёру. Вторая - «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» - медитативная и нравственная работа о русской деревне. О двух разных фильмах рассказываем в венецианском спецпроекте «Эспрессо».
Спецпроект «Эспрессо»-2014. Венецианские кинохроники. Выпуск 7
![]()
Уиллем Дефо в «Пазолини»
Под конец фестиваля в конкурсной программе всегда стоят самые интригующие показы. Например, «Пазолини»
Абеля Феррары – фильм, подробно и творчески рассказывающий о последнем дне из жизни великого режиссёра. Сюда включены не только фрагменты из последней картины Пазолини «Сало, или 120 дней Содома», но также интервью режиссёра и даже его неснятый фильм, который Феррара, фактически, снял за Пазолини сам.
Абель Феррара – крупный режиссёр американского независимого кино, прославился жёсткими драмами о «плохих парнях», которые тоже могут искать смысл жизни.
Венецианский проект «Эспрессо». Выпуск седьмой.Самые известные фильмы Феррары - «Король Нью-Йорка», «Плохой лейтенант», «Мария», «Опасные игры». Последний фильм Феррары «Добро пожаловать в Нью-Йорк» идёт в настоящее время в российском прокате. С Уиллемом Дефо Феррара сотрудничает не первый раз, а в 2011 году Дефо сыграл главную роль в апокалиптической драме «4:44 Последний день на Земле», которая тоже была в конкурсе Венецианского кинофестиваля. Выбор Пазолини в качестве героя новой картины не случаен, подчеркнул нам автор:
Уиллем Дефо, известный потрясающим владением телом, в этот раз играет, в основном, лицом. Причём, по признанию актёра, самым сложным для него было сыграть Пазолини, дающего интервью. Потому что в этот момент нужно было отрефлексировать всё, о чём мучительно размышлял режиссёр:
Состоялся долгожданный показ нового фильма
Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Фильм этот снят с использованием методов Роберта Флаэрти: длительное наблюдение за героями, слегка намеченный сюжет, построение художественной реальности на документальном материале. Метод редкий и сложный, так что Кончаловский претендовал на главный приз Венеции.
![]()
Кончаловский и Юлия Высоцкая
Андрей Кончаловский – русский режиссёр. Был соавтором сценария и сыграл небольшую роль в фильме Андрея Тарковского «Иваново детство», который получил «Золотого льва» в Венеции. Здесь же, в Венеции, участвовал режиссёрский дебют Кончаловского «Первый учитель». Следующие фильмы Кончаловского, «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Дядя Ваня», «Романс о влюблённых», «Сибириада» заставили говорить о нём как о серьёзном художнике.
В 1980 году Кончаловский уехал работать в Голливуд, где снял ряд коммерчески успешных фильмов, но в начале 1990-х вернулся, продолжая время от времени снимать в США. Последние фильмы Кончаловского, «Дом дураков» и «Глянец», были холодно приняты критиками и зрителями, но «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» вновь вернули Кончаловскому статус большого художника.
![]()
Кадр из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Почти все герои нового фильма – реальные люди, которые играют самих себя в предлагаемых обстоятельствах. Есть только одна профессиональная актриса – Ирина Ермолова, у которой настолько рискованная роль, что настоящая деревенская жительница вряд ли согласилась бы её сыграть. Сюжет фильма заставляет вспомнить фильм «Похитители велосипедов» Витторио де Сика. У почтальона украли мотор лодки, на которой он развозил почту по деревням. И теперь он не сможет работать. Кроме того, уезжает в город женщина, которая ему нравилась. Вот и весь сюжет. Но естественность героев и обилие узнаваемых деталей народной жизни важнее фабулы. Жизнь как она есть - на экране. Нужно смотреть.