Все знают Харви Вайнштейна, но мало кто у нас знает Роджера Айлса. А между тем, он сделал из новостной телевизионной сети Fox News настоящего медиагиганта, управляющего умами миллионов зрителей. От этого кино на «Оскар-2020» номинируются две актрисы – Шарлиз Терон (Лучшая женская роль) и Марго Робби (Лучшая женская роль второго плана). Компанию им в этом фильме также составила Николь Кидман, и именно её героиня Гретчет Карлсон начала громкий скандал, заявив о том, что в стенах Fox News процветает дискриминация по половому признаку. Позднее к этой кампании против сексуальных домогательств присоединились и другие девушки. И Роджер Айлс вынужден был оставить пост генерального директора и уйти на покой. В скором время, наверное, такой же фильм снимут о печально известном американском продюсере. Фильм выпустят в российский прокат 13 февраля.
Практически параллельно с «Ирландцем» Мартина Скорсезе, классик итальянского кино – Марко Беллоккьо создаёт свою картину о том, как один человек сумел победить мафию. Этот фильм претендовал на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля в прошлом году. А исполнитель главной роли в нём - Пьерфранческо Фавино - спокойно мог бы получить «Оскар», если бы у него был шанс за него побороться. Он сыграл роль криминального авторитета Томмазо Бушетта, под влиянием обстоятельств, движимый местью, он согласился сотрудничать с полицией и дать показания против крупнейшей преступной организации в Италии. Действие разворачивается в 1980 году, в результате судебных разбирательств за решёткой оказалось около 400 мафиози. Это был закат «Коза Ностры», а её предсмертная агония продолжалась без малого двадцать лет.
В 2015 году эта картина Тома МакКарти получила «Оскар» как лучший фильм. Английский вариант тайтла - Spotlight, так называется небольшой отдел влиятельной бостонской газеты The Boston Globe. Главные его обязанности – поиск долгоиграющих тем и дальнейшее по ним расследование. В начале фильма мы знакомимся с четырьмя коллегами-журналистами, их играют Майкл Китон, Марк Руффало, Рэйчел МакАдамс и Брайан д'Арси Джеймс, которые нанесли мощный удар по имиджу римско-католической церкви. А именно: собрали сотни свидетельств о том, что в её стенах процветает педофилия и мужеложство. Это был шок: нелицеприятная правда, которую многие знали, но старались замалчивать, вдруг вырвалась наружу. Об этой проблеме наконец-то заговорили, а газета была награждена Пулитцеровской премией за служение обществу.
К этой истории присматривались многие, в том числе Мартин Скорсезе и Сэм Мендес. Но экранизировал пьесу Питера Моргана «Фрост против Никсона» всё-таки Рон Ховард. В её основе лежит известный политический Уотергейтский скандал, из-за которого президент Никсон вынужден был уйти в отставку. Но речь всё же не об этом событии истории США, а о телевизионных баталиях между Никсоном (Фрэнк Ланджелла), желающим оправдаться перед публикой, и британским шоуменом Дэвидом Фростом (Майкл Шин), рискнувшим взять у него эксклюзивное интервью. Их интеллектуальный поединок вошёл в золотые анналы тележурналистики, не только американской – мировой.
Вуди Харрельсон сыграл в этом скандальном фильме Милоша Формана одну из лучших своих ролей. Ларри Флинт, владелец порножурнала «Хастлер», прославился своими горячими публикациями, бросившими вызов общественной морали. Дело было в конце 1970-х годов и народ был ещё не слишком готов к такому откровенному раскрепощению на страницах пусть даже и сомнительного издания. В своих провокациях Ларри Флинт дошёл до того, что оскорбил в своём малоприличном органе печати влиятельного телепроповедника Джерри Фолуэлла. И начался громкий судебный процесс. В этом месте на сцену выходит адвокат Флинта - Алан Айзекман (его в фильме играет Эдвард Нортон). В общем, Первая поправка Конституции в США способна творить чудеса.
История о разоблачении индустрии табака в целом. Интересно, что в 1999 году она имела семь номинаций на «Оскар», а не получила ни одного, что послужило поводом для шуток над Академиками: мол, просто все они заядлые курильщики. Фильм славится своей почти документальной точностью, в нём изменены лишь имена некоторых героев и незначительные события. Жизненная же фабула осталась прежней: Джеффри Уайнгэнда (Рассел Кроу) уволили с поста руководителя одной крупной табачной компании за разногласия с руководством. Продюсер популярного телешоу Лоуэлл Бергман (Аль Пачино) уговаривает его рассказать о многочисленных нарушениях, например, о практике добавления в сигареты опасных веществ для усиления эффекта никотина. Но подобные заявления не могут пройти бесследно - Джеффри всерьёз беспокоится за себя и свою семью…
Рэйчел Вайс не впервой играть активисток, которые борются за права человека. До этого она снялась в фильме «Преданный садовник», где её героиня расследует незаконную деятельность фармацевтических компаний в Кении. Здесь же она – бывшая полицейская Кэтрин Болковак (её реальная история и послужила материалом для этого фильма). Кэтрин присоединяется к миротворческой компании ООН в Боснии и вскоре понимает, что там процветает подпольная торговля женщинами, превращёнными с секс-рабынь. Но правда ещё страшнее, чем кажется: похоже, в этой преступной схеме замешаны дипломатические представители ООН. Это пугающий, откровенный и эмоционально выматывающий фильм об одиночной борьбе с бесчеловечными вещами, поставленными на поток.
Самое распространённое амплуа Тома Хэнкса – типичный американский герой. Для этой картины он перевоплотился в адвоката Джеймса Донована, которого в 1962 году отправили на важное задание. Он должен был договориться с СССР об освобождении пилота самолёта-разведчика U2 - Френсиса Пауэрса. Это был разгар Холодной войны и шансов на успех операции было немного, но Доновану всё удалось. В итоге, Пауэрса, осуждённого у нас на 10 лет за шпионаж, обменяли на нашего разведчика Рудольфа Абеля, раскрытого в США. Спилберг хотел было снять картину в 1965 году, по горячим следам, но ему отказали на фоне сложных отношений обеих стран, это смотрелось бы неуместно. Любопытно, что речь Донована на заседании Верховного Суда, звучащая в фильме, один в один повторяла слова, сказанные в защиту советского гражданина Абеля в Верховном Суде.
И вновь Уотергейтский скандал, который пошатнул веру американцев в непогрешимость собственного правительства. Причём, это кино раскрывает эту тему максимально полно, потому что сделано оно по мотивам документальной книги репортёров «Вашингтон пост» - Боба Вудворда и Карла Бернстайна. Толчком к расследованию журналистам послужил арест пятерых сотрудников ЦРУ в отеле «Уотергейт» - штаб-квартире Демократической партии США. На их роли весьма удачно были выбраны Дастин Хоффман и Роберт Редфорд. Кстати, последний особенно ратовал за создание этого фильма, и он не ошибся. Эта история оказалась поинтереснее любого триллера, и лента стала суперхитом, заработав в родном прокате $70 млн при бюджете в $8 млн.
Помните в «Наша Раша» был такой Честный гаишник? Так вот Фрэнк Серпико из того же теста. В 1971 году одна нью-йоркская газета даже опубликовала о нём статью, которая так и называлась - «Портрет честного полицейского». И это чистая правда: оказавшись в полиции, он, в отличие от своих погрязших в коррупции коллег, отказывался брать взятки и превышать свои полномочия. В конечно счёте, Фрэнку это надоело, и он решил, что продажные полицейские не меньшее зло, чем те же преступники. Офицер полиции первым в истории дал показания о случаях коррупции в Департаменте полиции Нью-Йорка. Деятельность этого храброго человека привела к созданию отдельной комиссии по расследованию коррупции среди полицейских. А в фильме его сыграл Аль Пачино, который во время съёмок даже пригласил своего героя погостить у себя дома.