Информация о фильме
Школьники Роман и Катя тянутся друг к другу со всей безоглядностью первой любви. Мать Кати очень счастлива во втором браке и в озарении этого счастья хорошо понимает дочь. Роман находит поддержку у отца, давно и безответно любящего Катину маму. Но рядом ходят люди, ничего не знающие о любви…
Год:
1981
Страна:
СССР
Жанр:
Драма, Мелодрама
Режиссер:
Продюсер:
Композитор:
Сценарист:
Монтажер:
Оператор:
Художник-постановщик:
Хронометраж:
86 мин.
Отзывы о фильме
100% фильм понравился
20.10.2015 17:54
Какая там любовь, в семнадцать лет?
Очень не хочется сыпать пошловатыми эпитетами вроде «блестящая», «великолепная», «шедевральная», когда речь заходит о картине Ильи Фрэза «Вам и не снилось». Выше она, чем все это. Лучше. Чище. Проще. История рассказанная в «Вам и не снилось», потому, наверное, так хороша, что начисто лишена надрыва. Вот вам любовь двух подростков: его и ее, вот вам благие... читать дальшеОчень не хочется сыпать пошловатыми эпитетами вроде «блестящая», «великолепная», «шедевральная», когда речь заходит о картине Ильи Фрэза «Вам и не снилось». Выше она, чем все это. Лучше. Чище. Проще. История рассказанная в «Вам и не снилось», потому, наверное, так хороша, что начисто лишена надрыва. Вот вам любовь двух подростков: его и ее, вот вам благие намерения его матери, которая изо всех сил этой любви противостоит. Простая история, а потому достучится до каждого сердца. Чудовищным по силе контрастом для огонька чувств главных героев встает черная стена жизни, тошнотворного социально-бытового контекста, прошлого их родителей. Той самой жизни, в которой на горящий в сердце огонь, от всей души желая добра, самые близкие люди не задумываясь выльют ведро помоев. И в этом своем желании, другого слова не подберешь, «причинять» добро, люди готовы довести ситуацию до края, до обрыва или карниза. И лучше, чем словами героини Татьяны Пельтцер, по сюжету бабушки главного героя и не проиллюстрируешь: «Не пущу. Никуда я тебя не пущу! Это порочная семья и порочная девчонка. Мы повяжем тебя веревками, цепями, но мы спасем тебя — дурака от этой девки!» Да, это старый, как мир сюжет, но это настолько жизненно, что дальше некуда, дальше документалистика. Главное, насколько достоверно получился у автора повести, положенной в основу картины, Галины Щербаковой, описать этот жизненный фон, а после, у Ильи Фрэза воссоздать его на экране. Он вышел многомерным, не художественно глубоким. Вы можете смотреть картину, каждые десять лет и открывать в ней новое. В пятнадцать вы будете видеть лишь любовь главных героев, Романа и Кати. Два десятилетия спустя вы разглядите другой совсем слой: тревоги старшего поколения, людей у которых за плечами жизненный опыт и часто, такой что дается болью и страданиями. И вы может быть иначе взглянете на поступки старших героев картины, которые пытаются не допустить повторения своих историй в жизни детей. А позже, может быть, вы увидите что-то еще. Разумеется, подобную историю нельзя было рассказать без грамотно подобранного актерского состава и соответствующего уровня игры. Любовь, история любви — суть фильма, здесь не может быть никакого схематического «доведения до зрителя», в чувства зрители должны верить. Не попади исполнители главных ролей в свои образы, сфальшивь они, переиграй или наоборот, недотяни, фильма бы не было. Острого сюжета нет, действия нет, прикрыться нечем. Татьяна Аксюта и Никита Михайловский — два имени, которые окончательно определили судьбу картины. Эта Катя и этот Роман делают «Вам и не снилось» явлением. Была бы другая игра, было бы это просто «не плохо», весь фильм бы скатился до заурядной мелодрамы, одной из многих. Можно сказать много теплых слов об исполнителях практически всех ролей: об исполнительнице роли преподавателя литературы, Татьяны Николаевны — Елене Соловей, об Ирине Мирошниченко, о Лидии Федосееве-Шукшиной, но в первую и главную очередь «Вам и не снилось» - это Михайловский и Аксюта. И конечно музыка. Как финальный штрих, завершающий это замечательное произведение, не навязчивая, душевная, лиричная и немного грустная музыка Алексея Рыбникова.