В качестве примера своей концепции РаМелл Росс использовал три сцены из фильма «Округ Хейл утром и вечером», снятые длиннофокусным объективом и с малой глубиной резкости. Он чётко решил, что будет снимать игровую адаптацию художественного романа на языке документального кино. «У документального кино есть свой код: если зритель видит трясущуюся, движущуюся камеру, он понимает, что это показано от перспективы человека. Но как сымитировать человеческое зрение? Для этого мы брали полнокадровую камеру с объективом 24 миллиметра — она позволяла видеть всё, что находится в кадре. Однако проблема человеческого зрения в том, что оно ориентировано на внимание, оно не масштабируется. Вы можете смотреть на огромное побережье, а потом какая-то муха попадёт вам на глаза, и вы видите только её. Нашей задачей было достичь этого эффекта с камерой, чтобы можно было контролировать внимание зрителя, а не просто показывать ему что-то глазами героя», — делится своей идеей режиссёр.
Росс — ещё и большой любитель фотографии, поэтому изначально вместо сценария у «Мальчишек из “Никеля”» были лишь сотни изображений и описания того, как должна двигаться камера. Дальше начиналось самое сложное: из этого нужно было «вылепить» кино.
Кадр из фильма «Мальчишки из “Никеля”»
По изначальной задумке, камера должна была двигаться предельно реалистично, легко и непринуждённо, но на деле нужный эффект можно достичь только тщательно отлаженной работой сразу нескольких департаментов на площадке. «Человек пять, включая операторскую группу и механиков, пытались создать иллюзию нахождения внутри человеческой головы. С такой сложной перспективой приходилось переосмысливать базовые элементы киноязыка: на чём заканчивать сцену, как сделать переход, как показать общий план. Мы сидели и думали, как взять эти традиционные способы сторителлинга и переработать их под наше видение <...> Тестировали разные технологии, в какой-то момент мы поняли, что стедикам — не самый подходящий инструмент, чтобы показать человеческое зрение, хотя, казалось бы, когда мы движемся, реальность вокруг нас воспринимается как нечто стабильное. Выяснилось, что на языке кино ручная камера лучше справляется с задачей передать это ощущение», — подмечает оператор.
Такой авторский замысел довольно трудно передать на словах, особенно когда это касается постановки задач актёрам. Например, номинантка на премию «Оскар» Онжаню Эллис («Король Ричард»), слепо поверившая в РаМелла Росса после просмотра его документального фильма, не знала про формат POV «Мальчишек из “Никеля”» до тех пор, пока впервые не пришла на съёмочную площадку, где сильно удивилась, что ей предстоит играть «близкие отношения с камерой».
Кадр из фильма «Мальчишки из “Никеля”»
Но Онжаню Эллис играет второстепенную героиню, которую мы хотя бы видим в кадре, что не всегда скажешь про исполнителей двух главных ролей. В основном их герои лишь иногда попадают в поле зрения друг друга (а, следовательно, и зрителя тоже). «Нам пришлось обговорить это с ними заранее, что актёрам предстоит много играть, будучи обделёнными вниманием камеры, но при этом их индивидуальность должна постоянно присутствовать. В фильме много игры руками, голосом. Кто угодно мог сыграть сцену, где Элвуд привязывает вещи к своему пальцу, но даже такая мелочь не вышла бы органичной без правильной режиссуры и правильных пальцев», — говорит Росс.
Кадр из фильма «Мальчишки из “Никеля”»
Пока непонятно, когда «Мальчишки из “Никеля”» дойдут до массового зрителя: фильм выходит в ограниченный прокат в США в конце декабря, а в начале января его покажут в Великобритании, но на данный момент нет дат релиза в других странах и на каких-либо онлайн платформах. Сложно сказать, выльется ли признание фестивальной публикой в успех среди более широкой аудитории, однако сейчас индустриальные аналитики активно делают ставки, кто может выступить «тёмной лошадкой» наградного сезона 2024/2025. У фильма РаМелла Росса есть все шансы занять вакантное место.