Ты решаешь, что смотреть

Сериалы / Новости сериалов

Выгоднее снимать мистику, а не хорроры? Инсайты от Андрея Золотарёва

Сценарист и продюсер «13 клинической» — о том, как работать с жанровыми проектами, а также о преимуществах и недостатках сотрудничества со стримингами

19 декабря на Иви выходят сразу все серии приквела «13 клинической». События нового сериала разворачиваются в 1976 году. Зрителям расскажут, как появилась загадочная больница, где врачи изгоняют из людей нечисть. Сценарий написал Андрей Золотарёв, придумавший проект и выступавший на съёмках первого сезона ещё и продюсером. Опытный автор, поработавший над огромным количеством нашумевших проектов («Слово пацана. Кровь на асфальте», «Лёд», «Триггер», «Сто лет тому вперёд» и т. д.), раскрыл несколько секретов мастерства и рассказал о плюсах и минусах стримингов с точки зрения кинематографиста.

Выгоднее снимать мистику, а не хорроры? Инсайты от Андрея Золотарёва

Выгоднее снимать мистику, а не хорроры? Инсайты от Андрея Золотарёва

© Андрей Золотарёв

С чего начать писать сценарий

«Я, честно говоря, студентам запрещаю это делать. Я по рукам бью за это. Но сам я совершенно не следую правилам. И я часто начинаю с каких-то эмоционально интересных мне сцен. То есть я даже могу не понимать структуру, как оно там дальше будет. Я просто за что-то цепляюсь эмоционально. Расписываю это, просто договорившись с собой, что я не знаю, куда это поставить. Будет ли это начало, середина, финал. Это потом может где-то в седьмой серии всплыть. И дальше я вокруг неё начинаю «разматывать». То есть я не всегда иду от начала в конец. Иногда [это] просто из середины что-то».

Как относиться к будущему зрителю

«Я не пытаюсь какой-то моралите сделать для зрителя. Мне кажется, это запрещённый авторский приём. Потому что в момент, когда ты начинаешь думать и писать сценарий, и формулировать сразу мораль, ты становишься таким Крыловым наоборот. Ты сначала мораль басни говоришь, а потом рассказываешь историю. А это очень для зрителя чувствительно. Зритель не любит, когда с ним общаются немножко свысока. Ты же не в школу пришел, чтобы тебе тут урок преподавали. Хорошо бы быть на равных со зрителями».

Как распознать хороший сценарий

«Для меня самое важное, чтобы я забыл, что я читаю сценарий. Мне хочется погрузиться в эту историю, верить в этих персонажей, в то, что это реально. И когда я начинаю этому доверять, сценарий становится для меня хорошим».

Чем выпуск сериалов на стримингах хорош для сценариста

«Платформерные сериалы — это очень благодарная вещь для автора. Ими приятно заниматься, потому что потом ты наконец читаешь какие-то позитивные рецензии. Если ты делаешь полнометражное кино, тем более в жанре sci-fi, ты всё время собираешь сначала огромный объём хейта и только потом какой-то конструктив. Видимо, люди, которые платят за подписку, как-то по-другому реагируют на контент».

Но чем для него же опасны сами стриминги

«Права всегда у платформы. То, что я пытаюсь сделать сейчас, точнее, группа уважаемых людей пытается объединиться и договориться по поводу прав в России. У нас есть проблема с тем, что авторские права неделимы в большинстве уставных форм. И фактически это означает, что если вы написали вселенную «Звёздных войн», как только вы продаёте первый листик платформе, сразу всё принадлежит им за тысячу рублей. И дальше вы ничего не можете с этим делать. Вы прикованы к батарее рядом с ними, и вы либо делаете как они хотят, либо до свидания, они будут делать это без вас. Это такая технология. Но это невыгодно рядом с историей про то, что нам нужно развивать сценаристику и вообще как-то поднимать индустрию и всё остальное. Мне кажется, что есть смысл поднять какую-то общественную дискуссию внутри индустрии на эту тему и решить этот вопрос».

Почему мистика перспективнее хоррора с точки зрения кассы

«Просто у рынка ограниченная ёмкость. Мы делаем не страшные вещи, а псевдострашные, как «13 клиническая». В ней нет ничего страшного. Есть, конечно, люди, которые переживают. Но они также переживают, когда [в кадре] просто скальпелем людей режешь на операционном столе. <...> Просто дело в том, что на нестрашную вещь приходят люди, пары приходят, семейные пары приходят. Их родители могут прийти, 70-летние тёщи могут включить и посмотреть. А чистый хоррор будет смотреть только одна смелая девочка в зале. Ожидание прибыли такого рода проектов ниже, чем у нестрашных вещей. Поэтому псевдохоррор просто экономически для продюсера выгоднее».
Андрей Золотарёв

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100