Фильмы 2013: Критики против бизнес-аналитиков
Каждому своё кино
2013 год снова порадует зрителей впечатляющим кинорепертуаром, не потеряться в котором крайне сложно. «Фильм Про» задался целью выловить в этом море релизов самую вкусную рыбу. Заняться этим взялись сразу два автора. Их разные списки мы условно назвали «Выбором критиков» и «Выбором бизнес-аналитиков». А Вам остаётся их сравнить и отметить для себя самое интересное.
Фильмы 2013: Критики против бизнес-аналитиков
Критики1. Зарубежные фильмы, которые ещё никто не видел. Их можно считать главной интригой, которую несёт наступающий год Пожалуй, не будет преувеличением назвать главной киноинтригой года «Нимфоманку» Ларса фон Триера. За свою долгую карьеру фон Триер сумел стать самым влиятельным режиссёром в мире. Его манифест «Догма 95» изменил кинематограф. Ряд его фильмов считается абсолютной классикой, и каждой его новой картины всегда ждут миллионы зрителей, сотни тысяч критиков и десятки тысяч кинематографистов. Каждый фильм, к тому же, фон Триер сопровождает скандалом. Таковым для «Нимфоманки» станет её порнографический характер (как известно, снимать порно – давняя мечта фон Триера). Усиливает интригу «разрыв» Каннского кинофестиваля с фон Триером после скандала на пресс-конференции «Меланхолии». Теперь неизвестно, где состоится премьера «Нимфоманки». Зато точно известна дата премьеры новой картины Вонга Кар-Вая «Великие мастера» - фильма, который успел стать легендой хотя бы потому, что все ждали его на Каннском кинофестивале ещё в 2010 году, но он в последний момент «сорвался» и был временно отложен. С тех пор каждые несколько месяцев дата выхода фильма откладывалась снова и снова. Теперь известно, что картина откроет Берлинский фестиваль в феврале 2013 года. Также все ждут «Пену дней» Мишеля Гондри. Это вторая экранизация знаменитого романа Бориса Виана, причём первая вышла в 1968 году и была не слишком успешной. Гондри – один из немногих по-настоящему самобытных режиссёров в мире, который может делать зрительское и при этом подлинно оригинальное кино, а фильм «Пена дней» почти обречён на культовый статус. «Рай: Надежда» Ульриха Зайдля – третья часть его трилогии «Рай», которая любопытна, в том числе, тем, что каждая её часть была показана на одном из трёх главных кинофестивалей мира. Первые две, «Любовь» и «Вера», были в Каннах и Венеции, третью покажут в Берлине. Значит, через полгода можно будет ждать её и в прокате. Есть и целый ряд других важных фильмов. Среди них «Земля обетованная» Гаса ван Сента, которая будет участвовать в Берлинском кинофестивале. «Побочный эффект» Содерберга, который в этот раз экспериментирует с жанром психологического триллера. «Великий Гэтсби» База Лурмана, за роль в котором ДиКаприо рассчитывает всё-таки получить «Оскар». «Слова, прощайте!» - новая эстетская драма от Жана-Люка Годара, правда, на этот раз, кажется, лишённая политического мотива. «Олдбой» Спайка Ли – ремейк фильма Пака Чана Вука, который, в свою очередь, сделан по мотивам «Графа Монте-Кристо». «Выживут только любовники» Джима Джармуша – возможно, дежурный фильм от классика, но от Джармуша всегда можно ждать безупречной режиссуры и тонкого стиля. То же можно сказать о фильме «Вне закона» Терренса Малика, добавив к этому монументальность и религиозно-философский дискурс. Наконец, интересно будет посмотреть фильм «Зловещие мертвецы: Черная книга», воскрешение знаменитой трилогии ужасов 80-х годов. Трейлер внушает мало надежд, но фильм всё же может стать маленьким и приятным сюрпризом. 2. Отечественные фильмы, которые должны выйти в следующем году По поводу главного ожидаемого фильма и тут сомнений нет. Не первый год вся общественность ожидает выхода «Истории Арканарской резни» Алексея Германа. Герман показал этот фильм некоторым своим друзьям. Вышла книга о Германе. Вышел фильм Playback о Германе и съёмках этого фильма. Россия готова смотреть долгожданную картину, готова спорить, готова думать. Кажется, теперь дело только за Германом, который всё тянет и тянет. Между тем, его сын готовит к выпуску фильм «Под электрическими облаками» - первый за четыре года после выхода «Бумажного солдата». Привлекательных российских фильмов в 2013 году выходит много. Велединский, который уже давно снял «Живого», теперь заканчивает «Географ глобус пропил» с Хабенским. Свой третий (считая «День рождения инфанты») полнометражный фильм «Да и да» уже сняла Валерия Гай Германика. В главной роли – Агния Кузнецова. Готов новый фильм Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь», который, может, как-то перекликается с известным фильмом Шпаликова, но точно не ремейк. Более того, заявлено, что это ремейк совсем другой картины - фильма Фреда Циннемана «Ровно в полдень». Назначены даты выхода ещё двух громких «долгостроев» отечественного кино - «Дау» Ильи Хржановского и «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелия, которые уже слишком легендарны, чтобы о них говорить. Ещё будут «Солнечный удар» Никиты Михалкова по Бунину, «Нос, или Заговор «не таких» Андрея Хржановского и Юрия Арабова (экспериментальное полуанимационное кино в стиле хита «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину»). Возможно, Сергей Лозница успеет закончить свой фильм о Бабьем Яре. Выйдет полнометражная версия скандально известного проекта Расторгуева, Костомарова и Пивоварова «Срок». Выпустят в кинотеатрах «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского – фильм, который уже полтора года как готов и уже даже вышел в других странах. 3. Зарубежные и отечественные фильмы, которые уже стали хитами на фестивалях или в зарубежном прокате, но у нас появятся не сразу Несмотря на то, что «Джанго освобождённый» ещё до выхода в российский прокат уже многие успеют посмотреть, это всё равно один из главных потенциальных хитов. Расчёт на него так серьёзен, что в России он будет выпущен и с субтитрами, и с дубляжом. Такое уважение к российскому зрителю бывает редко. Напротив, «Линкольн» Стивена Спилберга подпорчен дубляжом, который придётся принять: на Спилберга в нашем прокате обращают сегодня не так много внимания, чтобы сохранять звук его фильмов. Другой политический фильм, «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу, в России выходит довольно поздно, но стоит дождаться его на большом экране, чтобы оценить работу постановщика. Очень хочется дождаться и фильма «Хичкок». Энтони Хопкинс не слишком разборчив в выборе ролей, но, возможно, эта будет одной из лучших. Ещё несколько картин достойны особого упоминания в силу их оригинальности. Каннский хит «Охота» известного датского режиссёра Томаса Винтерберга разоблачает кажущееся благополучие цивилизованного мира. Достойнейший человек в результате глупой клеветы на него становится объектом издевательств, от которых общество не станет его защищать. Человечество живёт по звериным законам, доказывает Винтерберг, а образ затравленного интеллигента ярко воплощает Мадс Миккельсен. В саркастичном триллере «Киллер Джо» свою актёрскую индивидуальность с неожиданной стороны раскроет Мэттью Макконахи. Ещё один известный актёр, Дастин Хоффман, покажет себя в качестве режиссёра фильма «Квартет», который можно считать его дебютом. Все, кто видел в Риме «Умопомрачительные фантазии Чарли Свона III», очень хвалят этот фильм, да и Чарли Шина мы не видели давно. Среди российских фильмов тут можно упомянуть «Шоппинг-тур» Михаила Брашинского, о котором уже и так все знают, но который всё равно ждут. Особого упоминания заслуживает «Самсара» Рона Фрике. Этот режиссёр продолжает традицию философско-публицистических документальных эссе, которую заложил ещё Дзига Вертов, а продолжили Артур Пелешян и Годфри Реджио (с последним Фрике некогда работал вместе). Такие фильмы снимаются редко, и то, что фильм дойдёт до нашего кинотеатрального проката, уже можно считать отличным подарком – так сказать, на десерт. Ко всем перечисленным названиям можно добавить программы ведущих мировых кинофестивалей Берлина, Канн, Венеции, Сан-Себастьяна, Рима, «Сандэнса», «Кинотавра», IDFA, ММКФ - и станет понятно, что год будет насыщенным и интересным. Мы, как обычно, постараемся рассказать о самом главном в мире кино. Новый киногод начинается. | Бизнес-аналитикиСписок релизов, запланированных к прокату в 2013 году, поражает разнообразием: здесь есть и безусловные будущие голливудские хиты и большое число отечественных картин, способных сорвать большой кассовый куш. Правда, в отличие от уходящего года, в графике релизов 2013-го в разы больше тёмных лошадок" и "спящих хитов". Потому, если в 2012 году желанная отметка сборов в 1 млрд. руб. была преодолена четырьмя картинами (а пятой, видимо, станет "«Хоббит: Нежданное путешествие», то в 2013-м, таких лент пока меньше - однозначными миллиардерами кажутся только три релиза - «Хоббит: Пустошь Смауга», «Оз: Великий и ужасный» и, конечно, «Форсаж 6». Российское кино: в десяточку Миллиард рублей, собранный в российских кинотеатрах, это важный показатель действительной успешности проекта, однозначная трактовка его важности для зрителя. Таких фильмов по определению не может быть много. К сожалению, в клуб миллиардеров уже давно не попадает российское кино, хотя, в 2013-м оно к нему подойдёт максимально близко. Речь, прежде всего, идёт о новогодних проекта 2013 года: «Ёлках 3» и мультфильме «Иван Царевич и Серый волк 2» с потенциалом сборов в 900 млн. руб. Особый интерес у рынка вызывают и менее очевидные с кассовой точки зрения российские проекты: «тёмные лошадки» вроде комедий «Курьер из рая» и «О чём молчат девушки», фэнтези и фильмов ужасов «Тёмный мир: Равновесие», «Владение 18» и «Вий», а также исторических биографиях «Легенда №17» и «Иван Поддубный». Как зритель отреагирует на их появление в кинотеатрах не знает никто. Кроме того, весьма интересно какой же в конце-концов окажется финальная касса у первого за долгое время отечественного фильма-катастрофы «Метро», чьи трейлеры вызвали неподдельный интерес зрителей. Звёзднополосатые супергерои Однако, несмотря ни на какие законы, править «балом» в отечественных кинозалах всё равно будет Голливуд и его фирменные жанры: эффектные зрелищные блокбастеры. Прежде всего, экранизации комиксов и прочих историй на супергеройскую тематику. Огромный интерес, монетизированный во внушительные суммы сборов, будут иметь такие ленты, как: «Железный человек 3», «Тор 2», «Росомаха: Бессмертный», «Человек из стали» и «Одинокий рейнджер». Каждый из этих фильмов способен собрать в России по 600-700 млн. руб., и это при том, что ещё недавно российские зрители прохладно относились к любым видам кинокомиксов. Кроме того, Голливуд традиционно силён в зрелищной фантастике, которой в 2013-м тоже будет немало. Прежде всего, это четыре крупных проекта: «Обливион» с Томом Крузом и Ольгой Куриленко (потенциал - 550 млн. руб.), «Стартрек: Возмездие» Джей Джей Абрамса (потенциал - 400 млн. руб.), «После Нашей Эры» М. Найта Шьямалана с Уиллом Смитом в главной роли (потенциал - 600 млн. руб.) и «Элизиум» с Мэттом Дэймоном и Джоди Фостер (потенциал - 450 млн. руб.). Не стоит сбрасывать со счетов и триллер «Война миров Z» с Брэдом Питтом, который может рассчитывать на сборы до 900 млн. руб. Анимация - наше всё! Отдельной строкой в списке предпочтений широкого круга посетителей российских кинотеатров всегда идут мультфильмы. Это единственный продукт, который в нашей стране всегда зарабатывает неплохие деньги. Если, конечно, речь не идёт об авторских, экзотических независимых и артхаусных проектах. Они выстреливают только тогда, когда дистрибьютор не боится вкладываться в их рекламу по-крупному (как было недавно с «Замбезией». Происходит это редко, ведь особым спросом у российской семейной аудитории априори пользуются большие студийные голливудские анимационные проекты. В 2013-м крупнейшие производители этого продукта - компании Pixar, Blue Sky, Sony Animation и DreamWorks Animation - приготовили множество крупных проектов, каждый из которых способен собрать от 400 до 600 млн. руб. Речь идёт о таких мультфильмах, как: «Университет монстров» (потенциал до 600 млн. руб.), «Смурфики 2» (до 450 млн. руб.), «Облачно, возможны осадки: Месть фастфуда» (до 500 млн. руб.), «Эпик» (до 400 млн. руб.), «Семейка Крудс» (до 600 млн. руб.), а также «Турбо» и «Приключения мистера Пибоди и Шермана» (по 500 млн. руб. каждый) Не стоит забывать и о новом хите от Universal и Illumination Entertainment «Гадкий я 2», который может собрать в нашей стране не менее 650 млн. руб. - рекордные для мультфильмов этих студий деньги. И имя им - «Сумеречный легион» 2012 год подвёл черту под одним из самых успешных в истории кино бизнес-проектом: «сумеречной сагой». В 2013-м Голливуд приготовил несколько её заменителей: фильмы, которые сняты по популярным книгам на молодёжную мистическую тематику. Речь идёт о таких лентах, как: «Гостья», «Прекрасные создания», «Тепло наших тел», «Орудия смерти: Город костей», «Таймлесс: Рубиновая книга». Мы не знаем, какой из этих проектов «выстрелит», зато мы уверены, что вторая часть трилогии «Голодные игры» под названием «И вспыхнет пламя» стартует с рекордными для своего прокатчика показателями и сможет принести ему не менее 550 млн. руб. Старикам тут самое место! 2013 года ознаменуется большими сольными проектами сразу нескольких крупных, но несколько подзабытых звёзд из 80-х и 90-х. Успех двух фильмов о «Неудержимых» показал, что эти актёры до сих пор востребованы зрителями, но только 2013 год покажет, на что способны звёзды прошлого не в команде, а по отдельности. Так Сильвестр Сталлоне докажет всем, что он до сих пор «Неудержимый», а Арнольд Шварценеггер организует полномасштабное «Возвращение героя». Во второй половине года оба они ещё раз докажут, что их ещё рано укладывать в «Могилу». Брюс Уиллис в пятый раз обернётся «Крепким орешком» и даст жару в команде старичков из «РЭДа 2», а Джеки Чан в третий раз достанет «Доспехи Бога». Кассовый потенциал каждого из этих проектов различен и зависит от множества сторонних обстоятельств. Но Уиллис и Шварценеггер могут приехать в Москву, и это существенно повысит шансы их проектов на получение крупных сборов. Джеки Чан уже успел приехать к нам в конце 2012-го, а Сильвестр Сталлоне, даст Бог, приедет к нам с третьей частью «Неудержимых» в 2014-м. Одним словом, качественного зрительского иностранного кино в 2013-м году в прокате будет предостаточно, несмотря ни на какие законодательные инициативы, ограничивающие показ зарубежных фильмов в кинотеатрах нашей страны. Впрочем, хочется надеяться, что и отечественные проекты выступят на уровне и не разочаруют в очередной раз поверившего в своё кино зрителя. |