7.5
Раз поставили кадр из фильма - надо с него и начать, тем более что это один из лучших полицейских фильмов этого десятилетия. Снятый в модном квазидокументальном стиле, он представляет собой настоящий психологический экшн-триллер, на котором зритель растеряет не одну нервную клетку. Особенно нужно отметить, как глубоко создатели картины погружают нас в личную жизнь героев, превращая их из просто копов в близких нам людей и заставляя искренне сострадать им и их близким, когда начинается кошмар.
7.0
Майкл Манн был продюсером одноимённого сериала, и когда через двадцать лет он решил вернуться к этому бренду, то превратил его в полноценный блокбастер на два с лишним часа времени. Фильм с Колином Фарреллом и Джейми Фоксом сразу понравился армии фанатов Манна, которые провозгласили его шедевром и многих смогли в этом убедить. Фильм по-прежнему остаётся хитом на малом экране.
7.7
Дензел Вашингтон получил за роль в этом фильме «Оскар», а Итан Хоук - номинацию за роль второго плана. Так с полицейскими фильмами обычно не бывает, поэтому двойной оскаровский бренд - хороший повод обратить внимание на повесть о двух напарниках из отдела по борьбе с наркотиками. Один как бы хороший, другой - как бы плохой, даже очень плохой, но при более внимательном рассмотрении выясняется, что всё куда сложнее, чем казалось поначалу.
6.7
Борьба с наркотиками - популярный повод для полицейского кино. В этих сюжетах есть очень жёсткие сцены, а галлюциногенные кадры легко вписываются в такой тип повествования. Так и в одном из лучших фильмов Стивена Содерберга рассказ об охоте полицейских за членами наркокартеля решён в нескольких цветовых палитрах, чтобы усилить ощущение многоуровневости как повествования, так и наркоиндустрии в целом.
Если полицейский охотится на наркоторговцев, то он сам обязан стать наркоманом. По крайней мере, так считает Абель Феррара, создатель одного из самых стильных и жёстких фильмов о полиции в истории. Харви Кейтель здесь играет не просто плохого копа. Он - неотъемлемая часть плохого мира и существует в нём естественно. Спустя много лет Вернер Херцог выпустил свою версию «Плохого лейтенанта», но ей помешал излишний эстетизм, хотя Николас Кейдж блестяще выполнил ту же задачу, что и Кейтель до него.
А всё это берёт начало в знаменитой серии фильмов про Грязного Гарри, копа, который понял, что пока ты сам не начнёшь вершить закон, не станешь законом, который карает, не дожидаясь ордеров, справедливость в мире не восторжествует. Клинт Иствуд не случайно был выбран на эту роль. Герой вестерна попал в большой город, и его револьвер там стреляет так же метко и беспощадно.
Другой важный классический пример - история Фрэнка Серпико, полицейского, который решил бросить вызов коррупции среди служителей закона. Его все ненавидят, за ним даже охотятся, и главное - не понимают, зачем ему всё это понадобилось. Вообще, если верить американским фильмам, то в Земле изобилия все насквозь прогнило, от самой верхушки до последнего служащего на местах. Только безудержные одиночки время от времени решаются бросить вызов американскому «болоту» и, поскольку американское кино дидактично и нравоучительно, побеждают зло внутри системы.
7.5
Майор
2013
/ Драма
/ Россия
Чем-то похож на «Серпико» знаменитый фильм Юрия Быкова. Правда, Быков не настолько наивен, чтобы решить, что полицейский может начать бороться с коррупцией только из абстрактных побуждений. Его майор полиции сам был внутри коррупционной схемы, и только неумышленное убийство мальчика заставило его пересмотреть свои взгляды на жизнь и потребовать себе справедливого воздаяния. Но наткнуться на обратную сторону принципа «сам погибай, а товарища выручай».
6.7
Однако ещё более примечателен фильм Николая Хомерики, где главная героиня носит милицейскую форму, но на самом деле она просто одинокая девушка, и её форма, её служба - это лишь разновидность чеховского футляра. Вопрос лишь в том, сможет ли она из него вырваться. Когда в очередной раз видишь её в отделении, где её коллеги перебрасываются циничными шутками и очень, очень сильно скучают. Провинциальная скука и так может быть невыносима, а когда ты ещё и работник милиции, это уже невозможно описать словами.
5.7
Кремень
2007
/ Драма, Криминал
/ Россия
Дембельнувшийся пацан из глубинки приехал в Москву и устроился в милицию. Дальше начинается невероятно жуткое повествование, наполненное чёрным юмором и выразительными метафорами. При этом самое удивительное, что, по словам Алексея Мизгирёва, его кинодебют очень популярен среди российских полицейских. Когда он сталкивался с блюстителями порядка, достаточно было сказать, что он снял «Кремень», как они сразу начинали ему жать руку и благодарить за хороший фильм про их службу.
6.2
Раз уж мы «сбежали» от американских полицейских фильмов, вспомним ещё несколько замечательных примеров. Например, данная картина одного из флагманов нового румынского кино Корнелиу Порумбойю не только триумфально прошла в Каннах, но и большинством критиков была объявлена важнейшим фильмом 2009 года. Это тоже рассказ о борьбе с наркоторговлей, но подан он в совершенно ином, чем мы привыкли, разрезе. Полицейский ловит продавца гашиша, но отпускает его, потому что слишком легко не исправить, а испортить жизнь молодому человеку, и одним уголовным кодексом здесь руководствоваться нельзя. В русской культуре это вопрос решённый, а вот для Запада, даже для Румынии, тут ещё есть о чём подумать.
Бразильский фильм, даром что лауреат Берлина, превратился ещё и в коммерческий хит, даже «заслужил» себе сиквел и приобрёл почти культовый статус у широкого зрителя. Агрессивный, динамичный полицейский боевик, где есть и наркоторговцы, и бойцы полицейских подразделений, и коррупция, и честные одиночки, не желающие с ней мириться, - словом, есть всё, что мы видели в американских картинах, но к этом добавлен экзотический колорит бразильской карнавальной культуры, который умножает эффект фильма в несколько раз.
7.6
Фестивальный хит Нури Бильге Джейлана вряд ли смог бы повторить прокатную судьбу «Элитного отряда»: каннское жюри присудило ему Гран-при не за остросюжетность, которой нет, и не за политическую составляющую, которая неизбежно присутствует в любом фильме о полиции. Фильмы Джейлана - это, главным образом, чистая красота, в которую, кажется, только ради приличия вплетён сюжет, настраивающий зрителя на философский лад.
7.1
Если оставить в стороне футуристическую оболочку этой картины, то перед нами окажется история женщины-одиночки, которая расследует преступления, сражается в составе спецотряда полиции, а свободное от работы время мучается от одиночества и пытается познать себя. То, что она киборг, следует считать больше метафорой, за которой скрывается всё та же «Сказка про темноту», но в ярком антураже.
Режиссёрский дебют Такеши Китано стал культовым фильмом только годы спустя после выхода, когда Такеши Китано превратился в суперзвезду во всём мире, а его фильмы стали обязательными к просмотру для любого культурного человека. Но феномен Китано создан уже в этой картине: слегка ироничное медленное повествование о стильных и невозмутимых японцах в костюмах, демонстрирующих крайнюю жестокость при демонстративной немногословности. И, конечно, в кадре сам Китано, которого западный зритель до этого мог видеть в знаменитой картине «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс».
Во Франции к полиции отношение особое. Свободолюбивые французы не слишком доверяют своим жандармам и с удовольствием смеются над их неловкостью. На этом смехе построена одна из самых известных французских киносериях с участием Луи де Фюнеса. Пассионарный жандарм Крюшо и его симпатичная дочка становятся инициаторами миллиона забавных эпизодов, над которыми долго смеялись и французский народ, и советский.
Киносерия о Фантомасе, или, как сейчас принято говорить, франшиза, развивалась параллельно с «Жандармами» и тоже была очень популярна, причём в ней тоже главную роль играл де Фюнес. Только здесь он - комиссар Жюв, которого постоянно обводит вокруг пальца ловкий преступник, умеющий менять внешность и располагающий бондовским арсеналом гаджетов.Стоит, правда, сказать, что Фантомас надоел публике раньше жандарма Крюшо: он «выдержал» только три фильма, а про жандарма было снято шесть, причём последним был «Жандарм и инопланетяне», что говорит об идейной кризисе создателей серии.
Это тоже французская серия фильмов о полицейских и тоже очень популярная. Но здесь не эксцентрика, а более классическая комедия положений, снятая классиком жанра Клодом Зиди. Представители двух поколений французского кино Филипп Нуаре и Тьерри Лермитт элегантно воплотили образы полицейских на экране, и получилось не балаганное издевательство над полицией, а элегантная и даже немного грустная история.
Жан-Пьер Мельвилль известен как серьёзный, даже мрачный режиссёр, что не отменяет его чувства юмора. В большинстве его фильмов протагонисты - гангстеры, в то время как полицейские выведены мелкими, злобными лилипутами, охотящимися на великанов духа. И в том, чтобы снять Алена Делона в роли сотрудника полиции, тоже можно видеть шутку: до этого Делон играл у Мельвилля гангстеров с трагической судьбой, а тут оказался по другую сторону закона, сам стал ловить преступников. Впрочем, поклонникам режиссёра гангстерские роли Делона всё равно нравятся больше.
7.6
Ещё один французский фильм, о котором нельзя не вспомнить, - относительно свежий неонуар с Даниелем Отоем и Жераром Депардье, стильный, мрачный, жёсткий, как и положено в этом жанре. Двое начальников полиции - и два разных метода работы, причём каждый из них эффективен и разумен. Расследуя одно и то же дело, бывшие друзья неминуемо становятся соперниками, а потом и врагами, и запах смерти уже ощутимо доносится с экрана.
Так случилось, что настоящий расцвет полицейского кино в США пришёлся на 80-90-е годы. Может, потому что в 60-70-е полиция ассоциировалась у подавляющего большинства населения с репрессиями, а в XXI веке просто уже несколько надоело и уступило место блокбастерам по комиксам. А в 80-е казалось, что ничего интереснее быть не может. И смешнее - тоже. Взять хотя бы популярнейшую серию «Полицейская академия» - первый фильм явно пародирует «Целометаллическую оболочку» и другие фильм о жёстких тренировках и не менее суровой практике.
В том же году в прокат вышла другая ультрапопулярная комедия, причём отсылавшая к популярному в 70-е годы субкультурному направлению blacksploitation, потому что в главной роли был чернокожий актёр Эдди Мёрфи, и публике предлагалось следить за его приключениями. В результате Мёрфи стал первым чёрным мужчиной-кинозвездой в США, да и во всём мире тоже.
Логично, что после такого нужно было обязательно делать чёрных не частью актёрского ансамбля, как в «Полицейской академии», а главными героями. Дэнни Гловер в «Смертельном оружии» играет не просто напарника персонажа Мэла Гибсона, но воплощает образ отца, наставника, старшего друга, что можно расценивать как победу борцов за равноправие в США. В дальнейшем в большинстве коммерческих фильмов формата buddy movie будут присутствовать чёрные, которые ещё и будут получать самые выгодные сцены и реплики, отыгрывая их с природными обаянием и пластикой.
Полицейские фильмы могли быть не только комедиями или комедийными боевиками, но и научно-фантастическими блокбастерами. Впрочем, суть здесь всё та же: коррумпированная полиция и аутсайдер, решивший и бросить вызов коррупции, и победить организованную преступность. Чтобы сделать это, главному герою пришлось умереть и воскреснуть, но уже в металлическом теле киборга. Призрак в доспехах, только мужчина, но проблемы у двух героев очень похожи.
Тоже фантастика, но обстоятельства у героя более оригинальные. В ближайшем будущем человечество, разочаровавшись в традиционной полиции, создало институт «судей» - фактически, шерифов, которые сами ищут преступников, сами выносят приговор и сами же немедленно приводят его в исполнении. На такое соединение вестерна, полицейского фильма и антиутопии должно лишь напомнить нам об актуальной для жанра проблематике: коррупция и организованная преступность на одной чаше весов, нерешаемые личные проблемы - на другой. А перевесить может только подвиг, ради чего эти фильмы и снимаются.
Полицейские фильмы могут быть практически хоррорами, как многие описывали картину про поиски серийного маньяка. Блестящий актёрский ансамбль, жуткие улицы и ещё более жуткие помещения, где в темноте едва можно рассмотреть изувеченные трупы, - этот фильм сразу стал классикой и сегодня является обязательным для всех синефилов.
Вероятно, всех фильмов, перечисленных выше, просто не было бы без этой картины, классического нуара 40-х годов, снятого в Нью-Йорке и про Нью-Йорк. Камера словно вырвалась из павильонов на свободу и снимает поиск преступника как документальный фильм. Видно, что авторы вдохновлялись советским и европейским кино, но очевидно и то, что без знаменитой картины Ральфа Стейнера «Город» здесь тоже не обошлось. Впрочем, она тоже снята под влиянием фильмов Руттманна и Вертова.
Напоследок нечто действительно особенное. Экранизация романа Филипа К. Дика выполнена в модной технике, когда сначала снимается кино, а потом оно целиком «раскрашивается» на компьютере, превращаясь в реалистичный анимационный фильм. У этого есть и содержательное обоснование. Поскольку агенты под прикрытием ловят наркоторговцев, а наркотик в фильме показан разжижающим сознание, то и изображение тоже должно отчасти разжижать сознание зрителя, чтобы ему передалось необходимое ощущение.