Пусть в начале будет самый длинный фильм из всего списка - четырёхчасовая картина Лава Диаса, что для этого автора можно считать небольшой продолжительностью. Фильм победил в Венеции, и уже это автоматически означает, что его надо смотреть, как бы вы ни относились к филиппинскому режиссёру.
5.0
А теперь - фильм с самым длинным названием. Энг Ли, всемирно прославленный Энг Ли, автор картин «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Горбатая гора», «Вожделение», «Жизнь Пи», снял антивоенное высказывание, да ещё и в уникальном формате 120 кадров в секунду. В российский прокат фильм никто так и не купил.
7.7
Раз уж у нас всё началось с победителя крупного кинофестиваля, то добавим сюда венгерскую картину, победившую на Берлинале. Она очень красивая и в то же время пугающая, потому что это история любви работников мясокомбината, трогательная, тихая и завораживающая.
5.8
Шведский кинематограф на подъёме, и каннский триумф Рубена Эстлунда вполне логичен. Это как раз тот случай, когда каннский приз точно отражает острую актуальность фильма, который ещё и очень художественно снят. А проблемы здесь самые что ни на есть: что такой искусство? Что такое классовое общество? Как позволено бороться за свои права и как защитить собственную жизнь? И так далее.
5.7
Сюда же - победитель «Оскара», фильм высочайшего кинематографического качества, который почему-то в России показался большинству недостаточно важным. А ведь он о том, что такое быть как все и быть не как все, и ещё он об одиночестве, из которого нет выхода, и о большой любви, которая редко бывает счастливой. Куда уж важнее...
7.4
С оскаровскими картинами у нас вообще беда, потому что все смотрят «Оскар» и интересуются его результатами, хотя это мнение кинематографической «тусовки» другой страны, которое не всегда отличается взвешенностью и объективностью. Зато сами фильмы ни до, ни после «Оскара» народ почти не смотрит. А между тем в этом фильме не только Кейси Аффлек сыграл свою лучшую в жизни роль, но и сценарий здесь такой, что мурашки по коже.
6.8
Победитель «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», новая картина Асгара Фархади, понятная практически любому человеку. Женщина подверглась насилию, и муж решает мстить, а это только в плохих сюжетах герой начинает «мочить» всех направо и налево, в то время как в жизни вокруг есть просто много несчастных людей, каждый из которых иногда способен на подлость - или на подвиг.
Документальная картина из оскаровской обоймы, этот фильм в очередной раз рассказывает о том, что расизм в США ещё очень долго будет оставаться национальной проблемой и что события полувековой давности сегодня кажутся настолько же живыми. Хотя герои фильма, включая Медгара Эверса, Малкольма Икса и Мартина Лютера Кинга, всё же сделали нечто очень важное, без чего сегодняшнего мира просто не было бы.
6.6
Удивительная французская анимационная сказка-притча, которой, конечно, не могли дать «Оскар» в её номинации, но зато после номинирования о ней узнало больше людей во всём мире. В российском прокате это не помогло, фильм почти никто не видел.
5.1
Мультфильмам всё же обычно везёт со зрителями, но бывают исключения. Например, эта картина от авторов «Эрнеста и Селестины» была одной из самых ожидаемых среди любителей хорошей анимации, и только в результате недоразумения так и не была куплена в российский прокат. Зато все залы на фестивальных показах этого мультика были переполнены, и он обязательно войдёт в число ваших любимых мультфильмов, когда появится на видео.
Короткометражным мультфильмам в кино обычно места нет, да на телевидении им никто не рад, если это не мультсериалы. Поэтому часто зрители так и не узнают о существовании таких маленьких шедевров, как этот коротенький рассказ о поэте, который был и ёжиком, и мальчиком Петей одновременно.
И про этот мультик тоже нужно сказать особенно. Он снят по мотивам стихотворения Мандельштама, но от оригинала там почти ничего не осталось, зато мультфильм исключительно красив и лиричен. Два трамвая - это трамваиха-мама и её сынишка, маленький трамвайчик, которому многое предстоит узнать. Этот мультик вы не скоро забудете.
6.8
Эта картина во многих критических рейтингах за прошлый год получила самые высокие оценки, не случайно в Каннах ей присудили приз придирчивые члены жюри ФИПРЕССИ. Но наш зритель критикам не верит, зато знает, что если фильм на немецком языке идёт три часа, значит, он, наверное, плохой и скучный. Это не так. В фильме много юмора, и в кинозале он смотрится очень легко. Вы опять не верите?
1.0
Иногда странно, что фильмы Аки Каурисмяки у нас так мало знают: эстетика финского режиссёра пронизана любовью к русской культуре и пониманием того феномена, который у нас в литературе называется «маленький человек». Поэтому те, кто хоть раз смотрел его картины, ждут каждой новой его работы с нетерпением, и у каждого следующего фильма чуть-чуть больше зрителей. Но их всё равно пока очень мало.
5.7
Тьерри Фремо не только главный по Каннам, но и ведущий специалист по наследию Люмьеров. Он выбрал лучшие их картины и так рассказал о них, словно этих первопроходцев кино так и не удалось обогнать окончательно и они по-прежнему в авангарде. Этот фильм обязательно нужно смотреть всем, просто всем, потому что люмьеровские фильмы никогда не было смотреть так интересно и весело.
8.0
Или вот Ким Ки-Дук, его фильмы тоже очень поминают российскую действительность, правда, всё-таки это притчи, а не реалистические высказывания. Ким Ки-Дука у нас очень любят и хорошо знают, но в кино на его картины ходить отвыкли. Поэтому мы не сомневаемся, что вы вскоре посмотрите «Сеть» у себя дома. Или уже посмотрели.
7.3
Идём дальше по мастерам. Эмир Кустурица, великий Кустурица, который однажды изменил кинематограф. В своей новой картине, снятой после длительного перерыва, он сам сыграл главную роль, и получилась антивоенная сказка, где за красоту отвечает сама Моника Беллуччи. Кустурица и Беллуччи лично представили фильм в Москве, но публика, уставшая от новогоднего разгула, не успела попасть в кино.
Один из важнейших и авторитетнейших режиссёров современности от сурового реализма первых картин перешёл к экспериментам с лёгкими жанрами. Так, фильм про Орлеанскую девственницу выполнен в форме мюзикла, но в России до сих пор отношение к Дюмону у большинства равнодушное. Пока менять эту ситуацию к лучшему.
7.7
Шизофренический эротический триллер Франсуа Озона полон чёрного юмора и интересных находок, а режиссёр вместе с исполнительницей главной роли, красавицей Мариной Вакт, приезжал в Россию, но сборы фильмы, прямо скажем, далеки от того, что он действительно заслуживает. Посмотрите этот фильм дома обязательно, только детей подальше от экрана уберите.
Картины Ульриха Зайдля у нас принято смотреть с постной миной, радуясь тому, что пришёл на артхаус. В Европе его обычно смотрят полными залами, от души хохоча его мизантропическим шуткам и совсем не считая это кино чем-то таким, что «не для всех». Великий гуманист Зайдль в этой картине показал всю нелепость охоты на зверей ради пустого азарта, и этот фильм не мешало бы посмотреть очень многим заядлым охотникам. Увидеть себя со стороны для разнообразия.
Они же «Послеобразы». Анджей Вайда в России всегда пользовался особенным успехом, в течение многих десятилетий его картины становились поводом для общественных дискуссий, потому что в просоветском регионе он был тем, кто наиболее остро ставил вопросы и наиболее смело на них отвечал. Новая его картина не куплена в российский прокат, хотя опять говорит о нас и для нас.
8.3
Алекс де ла Иглесиа - один из самых ярких испанских авторов, его агрессивные фарсы наполнены такой мелодикой, что их просмотр - всё равно что рок-концерт, драйв такой же. Но российский зритель не любит запоминать авторов, поэтому даже «Печальную балладу для трубы» в своё время пропустил. Равно как и эту забавнейшую и озорную пародию на зомби-фильмы.
7.3
Сам Мартин Скорсезе для российского зрителя уже не бренд. Его лучшие картины в новом тысячелетии у нас в стране равнодушно пропускались, и глубокое высказывание о подвиге и убеждениях не избегло этой участи. Фильм посмотрело оскорбительно мало человек в стране, и компенсировать эту потерю уже никак не удастся, потому что это фильм для большого экрана и настоящего кинозала.
4.9
Терренс Малик для миллионов синефилов остаётся главным американским режиссёром поэтического кино, который не боится самоповторов, потому что не стыдно повторять безупречное. Многие сцены его последних фильмов сами по себе, в отрыве от фильмов, могут считаться произведениями искусства, но прокатчиков и зрителей это не сильно убеждает, и историософское эссе в документальном стиле у нас прошло незамеченным. А это идеальный фильм для IMAX, очень красивый и эффектный.
А ещё в российский прокат вышел отреставрированный фильм Джима Джармуша, но русский зритель оказался настолько затравлен домашними просмотрами, что его очень сложно расшевелить, чтобы он почувствовал разницу между просмотром на DVD и в кинозале. А здесь она очень чувствовалась, пусть даже очарование плёнки цифровая версия передать не может.
6.5
Мы всё про зарубежное и про зарубежное, а между тем Рустам Хамдамов в этом году выпустил потрясающую картину, которую даже не хочется называть грандиозной, потому что это было бы банальностью. Но этот фильм феерически красив, его уже высоко оценивают на зарубежных кинофестивалях, но в России его в прокат выпускать не собираются, поэтому посмотреть его успели только счастливчки, попавшие на ММКФ.
4.8
В этом году в российский прокат незаметно вышли сразу два фильма Сергея Лозницы. Этот режиссёр входит в десятку ведущих русских кинематографистов современности, но его творчество считается сложным, поэтому вы пропустили эти фильма. Так, этот фильм - документальное наблюдение за туристами, бродящими по Освенциму в нелепых футболках и прикидывающими, как бы поскорее подкрепиться. Взгляд Лозницы разоблачает и посмеивается над ними - или над нами?
8.5
Ещё один фильм Лозницы, на этот раз игровой, был в каннском конкурсе и вызвал много споров у критиков, потому что его стиль отличается от конвенциональных современных течений. Если документальные картины Лозницы часто полны юмора и созерцательности, то игровые - всегда хорроры, и этот не исключение.
7.8
Своего рода хоррором можно считать и фильм об Олеге Каравайчуке, который бродит по Комарову, но видит не дачные участки, а химер, захвативших родное пространство. Отсюда его пронзительные монологи и пронизывающие насквозь мелодии в этом фильме, включая вальс Комарово, который он здесь исполняет впервые.
6.5
Об этом фильме написали все киноиздания мира. Созданный по мотивам видеоартового проекта, он представляет собой разностилевые сцены, в которых героини Кейт Бланшетт читают главные арт-манифесты ХХ века. Оказавшись в рамке, они особенно явно обнаруживают наивность и сходство между собой в главных вопросах. Но в кино на фильм пошли только самые неравнодушные, остальные приберегли фильм на потом.
Мокьюментари - жанр редкий, но ему всё равно не хватает зрителей, особенно в России, где не любят, чтобы их водили за нос. Впрочем, этот фильм - скорее пародия на мокьюментари, потому что одиссея высокопоставленного лица через всю Европу сразу кажется настолько невероятной, что в неё не веришь с самого начала. Но смотреть всё равно очень интересно.
5.9
Родные
Родные
2016
/ Драма, Документальный фильм
/ Украина, Латвия, Эстония, Германия
Фильм Виталия Манского долгое время не мог добраться до российского проката, а когда добрался, у него было слишком мало сеансов и рекламы, поэтому вы его не посмотрели. Это очень личное высказывание о том, как конфликт между Россией и Украиной отразился на членах одной отдельно взятой семьи, которые в свою очередь тоже перессорились и разошлись по разные стороны баррикад. Это трагедия, в которой нет правых и виноватых, утверждает автор, и трудно с ним не согласиться после просмотра.
4.0
Трилогия Леонида Парфёнова и Сергея Нурмамеда об интеграции евреев в русскую культуры - труд очень серьёзный и кропотливый, так что не удивительно, что каждая часть трилогии выходила в прокат отдельно и получала свою порцию зрительского внимания. Но аудитория пока не очень понимает, зачем смотреть Парфёнова на большом экране, так что старания специалистов она оценить не сможет.
8.0
Это не первый фильм о Борисе Немцове, но прежде никто не делал столько фундаментальной попытки проследить через свидетельства тех, кто работал рядом с Немцовым и знал его, всю его карьеру с момента, как он уехал из Нижнего Новгорода. Здесь прозвучит много резких оценок и неоднозначных идей, но это действительно попытка рефлексии не только над личностью, но и над всей эпохой, символом которой Немцов является.
8.0
Не такого фильма ожидали фанаты Дэвида Линча. Они думали, что им снова покажут набор сцен из старых фильмов Линча, а он расскажет, как он снимал «Синий бархат» или «Шоссе в никуда». Но этот фильм - о Линче, который рисует, Линче-художнике и Линче-аниматоре. Поскольку это оказалось слишком сложным, даже перед выходом нового «Твин Пикс», публика решила не ходить.
7.2
Заложники
2017
/ Драма
/ Польша, Грузия, Россия
Ещё один фильм, которого точно никто не ждал, - новая картина Резо Гигинеишвили, успешного комедиографа, который вдруг снял триллер про теракт в Грузии. В 80-е годы молодые (и небедные) люди попытались угнать самолёт из Тбилиси, но были задержаны, хотя и не без жертв. Но фильм не столько о теракте, сколько об ощущении жизни без свободы, которое толкает на любые поступки, потому что без свободы существовать нельзя. Даже если всё остальное в избытке имеется.
5.1
Ещё один хит - от Андрея Сильвестрова, «параллельщика» и «синефантомщика», которого прежде хорошо знали в узких кругах, а с этого года знают практически все, кто интересуется кино в России. Мало того, что «Прорубь» оказалась в конкурсе «Кинотавра», так она ещё и относительно успешно вышла в прокат, а перед этим в кино оказался другой фильм Сильвестрова, «Россия как сон», так что этот сезон стал для уже немолодого автора прорывом в массы. «Прорубь», между тем, - невероятная смешная картина, пародирующая новостные телевыпуски.
6.5
У этой картины были все шансы стать событием года для широкого зрителя, но проблема в том, что это часто зависит не только от качества самой картины, но и от прокатчика и вложенных в продвижение усилий. У роуд-муви с Ткачуком и Серебряковым такого прокатчика не нашлось, и хотя пресса у фильма была положительной, в кино он прошёл незаметно. Но посмотреть его хотя бы сейчас всё равно стоит.
Первый фильм об Андрее Звягинцеве, причём, судя по всему, возникший случайно. То есть, во время съёмок фильма «Нелюбовь» создавался фильм о фильме, вроде тех, которые выложены на сайте Андрея Звягинцева. И вдруг получился фильм не о съёмках, а о самом Звягинцеве, творческий портрет. Оторваться невозможно.
6.2
Кантемира Балагова многие глянцевые издания провозгласили человеком года, потому что юноша из Нальчика неожиданно ворвался в российское кино, и его дебют оказался в каннском «Особом взгляде». А потом стал одним из самых модных фильмов года, все продвинутые зрители его посмотрели. Вы тоже?
8.3
Ане Крайс лавров Балагова не досталось. Её дебют не был в Каннах, а фильм получил только награду на фестивале в Омске, у него не было никакого гламура и десятков публикаций в культуртрегерских изданиях. Но её картина напоминает работы Алексея Балабанова, это взрослый и ироничный автор. Посмотрите этот фильм и удивитесь.
7.5
Можно как угодно относиться к Юрию Грымову, но его взгляд на чеховских героев действительно очень интересный. Грымов сделал их на полвека старше, они превратились в глубоких стариков, чьи фразы в результате поменяли свой смысл. А действие перенесено в настоящее и немного напоминает великий фильм братьев Мэйзлс «Серые сады».
Путешествие в закулисье одного из главных театров мира - причём компания будет самая необычная. Среди героев фильма не только президент Франции, но и русский юноша, которого как раз взяли в театральную академию, чтобы воспитать из него суперзвезду оперы.
5.0
Танцовщик
Dancer
2016
/ Документальный фильм, Биографический фильм
/ Великобритания, Украина, США, Россия
Где опера, там и балет. Фильм про Сергея Полунина отличается от большинства картин такого рода визуальной изысканностью и глубоким содержанием, потому что он не столько биографичен, сколько драматичен. Его в России посмотрело 18 тысяч кинозрителей, и вас среди них почему-то не было.
9.0
Про рок
2017
/ Документальный фильм
/ Россия
Евгений Григорьев сделал очень правильный ход. Он начал снимать несколько молодых свердловских групп, у которых был шанс стать легендами русского рока, а когда группы полностью провалили свою миссию, он сделал из отснятых материалов фильм о поколении, об успехе, о творчестве и о многом другом, что проявилось в молодых ребятах, играющих на электрогитарах. В фильме также снялись мастодонты русского рока, которых все вы давно знаете.
5.3
Салли Поттер среди синефилов пользуется репутацией режиссёра для избранных, но эта чёрно-белая комедия про английских аристократов очень проста, и если вы любите «Кто боится Вирджинии Вульф?», вам этот фильм пропускать нельзя. И отметьте в очередной раз, насколько замечательный актёр Тимоти Сполл, которого так плохо знают за пределами Англии.
5.2
Обычно турецкое кино у нас вообще никто не смотрит, даже если это джейлановские лауераты Канн. Но к этому фильму особое отношение, потому что он про котов и потому что их жизнь здесь показана как метафора человеческого общества. Впрочем, вы уже и так наверняка поставили этот фильм себе в план, просто не забудьте о нём.
8.1
Путешествие Гарика Сукачёва на мотоцикле - наименее интересная часть фильма, хотя без него картины бы просто не было. Потому что такого красочного кинорассказа об Алтае у нас пока не было, и хорошо, что он теперь есть. После фильма хочется бросить всё и поехать туда, в шукшинские места, где шаманы и священники живут совсем рядом, но не переживают из-за этого.
Последний фильм Михаэля Главоггера, одного из главных документалистов современности, чья жизнь так рано и нелепо оборвалась. В этом экспериментальном фильме он размышляет о времени, стараясь уловить его течение и зафиксировать его на камеру. Хотя финальный монтаж картины режиссёр сделать не успел, всё равно получился шедевр, который нам всем ещё предстоит оценить по достоинству.
Новый фильм Фредерика Уайзмена - и можно больше ничего не говорить, потому что имя классика американского документального кино давно стало брендом. Но если вы вдруг ничего у него не смотрели, начните с этой картины, и здесь вы увидите все темы, которые занимали Уайзмена всю жизнь: свобода и обязанности, взаимоотношения личности и коллектива, микросообщества, по которым можно судить обо всей цивилизации, - всё это в фильме обязательно будет представлено в полном объёме.
Фаворит оскаровской гонки 2017 года, у которого не заладилось с прокатом в России. И поэтому надо искать возможности увидеть картину, чтобы не получилось, как это было прежде не раз: объявляют оскаровских лауреатов, а вам их имена ни о чём не говорят.
В конце - вариант «на слабо». Картина получила главный приз на главном кинофестивале России, Московского МКФ. В российский прокат не куплена и где её можно будет увидеть хоть когда-либо - непонятно. Но статус победителя ММКФ обязывает к тому, чтобы публика обратила внимание на китайский фильм.