РОБОТ ПО СОСЕДСТВУ
Космонавтам в кино очень часто бывает скучно (до того, как происходит нечто ужасное). Робот скрашивает одиночество, помогает в насущных делах и даже шутит (в основном неудачно, на то он и робот). Идеальный пример механического помощника - в «Интерстелларе». Очень важно, чтобы робот, при всей развитости, не был похож на человека и не претендовал на его роль (ниже смотрите про опасность андроидов).
ТАРС из «Интерстеллара»
ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ АНДРОИДОВ
Одно дело - робот-помощник. Он не претендует на звание друга космонавта и полезен исключительно в утилитарных целях. Что важно, он внешне не похож на человека. Другое дело - андроиды, которые в космических экспедициях призваны составить людям компанию. Они во всём как мы, не хватает только души. Как показывает киносерия о «Чужом» и «Прометей», их чрезвычайно мощный искусственный интеллект быстро приходит к осознанию того, что люди - существа довольно никчемные, и без них будет куда спокойнее.
Из-за офицера Эша, который оказался андроидом, Чужой и стал смертельной угрозой для космонавтов
ОДИН В КОСМОСЕ НЕ ВОИН
Посылать единственного космонавта на задание - казалось бы, совсем абсурд: слишком высоки риски. Однако иногда обстоятельства складываются так, что герой остаётся один - и тогда пиши пропало. Это прекрасно отражено в фильме «Луна 2112» с Сэмом Рокуэллом: его коллеги один за другим погибли, и, оставшись наедине с собой в космосе, он постепенно теряет рассудок. Жена с дочкой продолжают слать ему видеопослания - но как понять, не устарели ли они? Начальство по возвращении обещает бонусы - но вернутся ли за ним вообще? Космическое одиночество - худший конец.
Трейлер «Луны 2112»
ЧУЖОГО НЕ БРАТЬ
Как в фильмах ужасов удивляешься, почему персонажи решают зайти в самый тёмный угол, так и в фильмах про космос герои бывают страшно неосмотрительны. Все проблемы с Чужим, давшие старт целой саге с его участием, начались с того, что космонавты притащили его на борт. Против этого яростно выступала Эллен Рипли (Сигурни Уивер) - и сумела продержаться четыре фильма.
Ролик о создании Королевы Чужих
В КАЖДОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НУЖЕН РУССКИЙ
Голливуд в «Армагеддоне» оказался перед дилеммой: с одной стороны, игнорировать достижения российских космонавтов наивно, с другой - ставить их вровень с американской командой как-то непатриотично. Решили проблему с юмором: Лев Андропов (Питер Стормаре) - самый безумный и грубый в команде, но в то же время его безумие и грубость спасают всех героев, когда он одним махом чинит заклинившие системы. Остальные, с их рассудочностью и боязнью нарушить правила, превратили бы «Армагеддон» из зажигательного боевика в трагедию.
Трейлер «Армагеддона»
ЖЕНЩИНА НА БОРТУ
Космические экспедиции в кино почти всегда не подразумевают возврата. Достичь других галактик можно только посвятив тому жизнь. Соответственно, поскольку чаще всего в фантастических фильмах задачей героев становится найти новую пригодную для жизни планету, речь идёт о продолжении рода. Это было очевидно постановщикам ещё на заре жанра, когда люди в космосе не бывали: один из первых научно-фантастических фильмов назывался «Женщина на Луне» (1929)
Фрагмент из «Женщины на Луне»
ВРАГ ВНУТРИ
У космического одиночества в кино есть ужасное последствие - потеря себя. Эффектно, хоть и без психологической глубины, это показано в триллере «Пандорум». По сюжету, на затерянный в космосе корабль попадает вирус, превращающий людей в юрких и злобных чудищ. История незамысловата и рассчитана, в первую очередь, на зрелищность, но куда важнее подтекст: утрата надежды убивает человечность. Характерно, что не все в «Пандоруме» заражаются.
Трейлер «Пандорума»
НА 10 МИНУТ СТАРШЕ
Находясь в космосе, каждый должен помнить: время в нём течёт нелинейно. Час на одной планете может для вашего коллеги на звездолёте растянуться на 25 лет. Именно это и происходит в «Интерстелларе», где герои МакКонахи и Хэтэуэй не поспевают вернуться на корабль до положенного срока - и в итоге их товарищ за пару часов (с точки зрения других персонажей) покрывается сединой.
Кристофер Нолан об особенностях космических сцен
«ЧТО МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ - ПРОИЗОЙДЁТ»
Знать закон Мёрфи необходимо, чтобы путешествия сквозь время и немыслимое число измерений казались не безумным сном, а научно обоснованной гипотезой. Этот закон лежит в основе почти всех супергеройских историй, которые, по замыслу авторов, имеют именно «научное» основание. В прямой форме это выражено в «Фантастической четвёрке», где персонажи как раз космонавты, и сверхспособности они получают от загадочного космического излучения. До сих пор неизвестно, что на самом деле может «предложить» людям космос, поэтому опровергнуть даже самые наивные истории из комиксов не в нашей компетенции.
Трейлер «Фантастической четвёрки» (2015)