Один из «подвалов» Ульриха Зайдля.
После своей монументальной трилогии «Рай» (вторая её часть, «Вера», получила специальный приз жюри в Венеции) Зайдль решил вспомнить, что он ещё снимает и блестящее документальное кино, которое когда-то создало ему известное на весь мир имя. И снял «В подвале». Он продолжает здесь всё тот же долгий разговор о том, что за стенами благопристойных домов Европы происходят невероятные вещи, и никто об этом даже не подозревает. А ведь именно они являются самыми главными, интимными, определяющими человека как личность, а не персону.
Кадр из фильма «Подвал».
Несколько сюжетных линий фильма рассказывают о том, что творится в подвале (в прямом смысле) и лежит в основании (игра слов, которую так любит Зайдль) отдельно взятых немолодых людей. Один из них, работающий инструктором в тире и мгновенно выхватывающий пистолет из кобуры, как в вестерне, в свободное время поёт арии из опер. Он мечтает о том, что мог бы стать известным исполнителем, если бы когда-нибудь выбрал эту стезю. Другой герой, охранник в театре, устроил для себя и своей жены в подвале настоящую камеру для сексуальных пыток. То, что с ним проделывает в кадре его жена, для людей со слабыми нервами (или без чувства юмора) может стать травматическим. Ещё один герой окружил себя головами убитых за свою жизнь животных, которых он охотно представляет зрителю, сообщая, между прочим, что он отведал мясо каждого из этих зверей, кроме бабуина. Бабуина не стал. Этому же герою посвящена ещё одна мощнейшая сцена фильма – террариум, в котором гигантский белый удав долго лежит свернувшись перед прыгающей белой мышкой, чтобы потом совершить резкий бросок. А самый провокационный герой устроил у себя в подвале нацистский музей, где собраны форма гитлеровских солдат, старое оружие, пластинки с маршами. В центре экспозиции висит огромный портрет Гитлера – «лучший из подарков, что мне подарили на свадьбу», восклицает обычный австрийский обыватель. Под этим портретом он с друзьями попивает шнапс, и вместе они поют немецкие песни.
Зайдль показывает, как поначалу кажется, вещи экстраординарные, странные, но основная его мысль в том, что это как раз нормально. Что секс, насилие, религия и другие явления тщательно маскируются цивилизацией, но на самом деле они и есть самое главное у всех нас. Просто кто-то стесняется об этом сказать, а кто-то, как натурщики Зайдля, не видит ничего предосудительного в том, чтобы рассказать о самых простых, естественных вещах. На этом фундаменте построен человек, и в этот подвал, считает Зайдль, нам зайти необходимо.