1) Каковы основные положительные моменты участия российских кинопроизводителей в совместных проектах?
2) Какие меры, предпринимаемые нашей страной по поддержке копродукции до настоящего времени, были полезными?
3) С какими проблемами сталкиваются российские продюсеры при работе с зарубежными партнёрами?
4) Какие меры могли бы способствовать развитию копродукции в России?
Главными причинами поиска сопроизводителей российскими киноделами, прежде всего, являются экономические стимулы - привлечение дополнительных инвестиций и освоение дополнительных рынков сбыта.
Другие значимые мотивы для копродукции опять же связаны с экономической составляющей производства - его организацией, которая в плотную зависит от качества задействованного персонала, а также экономией при производстве в другой стране. Наиболее заметными действиями, направленными на развитие международного сотрудничества в сфере кинопроизводства, до сих пор в России были информационная поддержка сопродюсеров (МФК, презентации) и экономическая поддержка от таких организаций, как Фонде кино и фонд Point of View. Такие фонды и площадки позволяют более эффективно представлять российские проекты за рубежом и заключать межгосударственные договоры о копродукции.
Трейлер фильма «Ирония любви», одного из самых кассовых копродукционных проектов 2012 года.
Тем временем, несмотря на существующие инициативы, есть и множество преград, с которыми сталкиваются заинтересованные стороны. Более всего мешают сопродюсерам экономические проблемы, среди которых самой крупной являются существующие правила для создания национальных фильмов, дороговизна производства, отсутствие эффективной системы финансовых мер господдержки, низкий спрос на отечественные фильмы за рубежом. Главным барьером для беспрепятственного сотрудничества между странами является то обстоятельство, что на сегодняшний день у России договоры о копродукции заключены с крайне малым количеством стран. Второстепенную, но всё же ощутимую роль играют организационные и политические препятствия. Среди них - отсутствие кинокомиссий в стране, необходимость получения виз для иностранцев, а также разрешения на съёмку. На данный момент по количеству ко-продукционных работ и по их результатам Россия сильно уступает ключевым европейским рынкам (хотя по общим кассовым результатам эти рынки сопоставимы): результаты по 2012 году можно найти в исследовании другой исследовательской компании - Movie Research Company, также сделавшей презентацию на этом круглом столе.
Самой ожидаемой поддержкой сопродюсеров, согласно исследованию Невафильм Research, является смягчение правил получения статуса национального фильма, создание кинокомиссий и прекращение накаления обстановки.
По данным проведённого опроса, его участники в меньшей степени рассчитывают в ближайшее время на стремительное расширение международного сотрудничества и разработку эффективных мер финансовой поддержки кинопроизводителей в РФ. Среди других предложений лидирует создание специального конкурса в Министерстве культуры и Фонде Кино для копродукций. Предлагается также давать гранты продюсерам на участие в международных семинарах и питчингах, повышать уровень образования актёров (в том числе знание иностранных языков).