Общий бюджет кинотрилогии «Хоббит» близок к $600 млн.
Задача дневника со съёмок «Хоббита» - показать фильм с точки зрения режиссёра
Джексон же избрал особый путь, крайне демократичный: процесс производства фильма запечатлён в видеоблоге режиссёра шаг за шагом. С эксклюзивными комментариями, деталями закулисья, «зелёным экраном» вместо спецэффектов. Взгляд на «Хоббита» изнутри, в полном объёме представленный на blu-ray издании фильма, даже как-то неловко называть дополнительными материалами. Это полноценная история создания картины – от выбора локаций до способов завивки гномьих усов; другими словами, каркас «Пустоши Смауга», интересный любому преданному фанату.
Выпуск проекта «Начинка» о фильме «Хоббит: Пустошь Смауга»
В дневнике со съёмок слово дают чуть ли не каждому члену съёмочной группы: мелочей в съёмках фильма такого масштаба не бывает, каждый человек на счету. Впрочем, магистральная линия всё равно за Джексоном: он в непринуждённой манере, с кружкой в руке, беседует со зрителем, открывая мимоходом то, что осталось за кадром. К слову, о кадрах: как и «Нежданное путешествие», «Пустошь Смауга» снят в революционном формате высокой чёткости - 48 кадров в секунду вместо привычных глазу 24 кадров. Питер Джексон был первым, кто испробовал этот формат на крупном проекте, и ему же пришлось оправдываться за его недостаток: у беспрецедентной чёткости изображения оказался побочный эффект - фэнтези лишилось необходимой для жанра магической условности. Режиссёр, осознавший проблему, на съёмках продолжения провёл работу над ошибками:
Таким образом, Джексон, вопреки критике, не отказался от нового формата - и может гордо называться первопроходцем (за ним уже последовал Джеймс Кэмерон с сиквелами «Аватара». Режиссёр суммировал выводы в пользу своего решения:
У фильма «Хоббит: Пустошь Смауга» три номинации на «Оскар»: за лучшие визуальные эффекты, лучший звук и лучший монтаж звука.
Не секрет, что особенно Питеру Джексону удаётся создание злодейской ауры – как в «Хоббите», так и во «Властелине колец» в сценах с участием орков, гоблинов и прочей нечисти воздух будто бы тяжелеет. В «Пустоши Смауга» это явление выходит на новый уровень – потому что появляется дракон. Галантная беседа Смауга с Бильбо – длинный, обстоятельный эпизод – потребовала от постановщиков особых усилий: движения дракона, его взгляд и мимика должны были отражать не только плотоядность, но и настоящие эмоции. К тому же, это накладывалось на огромный размер ящера. Специалист по спецэффектам Эрик Сэндон описал внешность и «состав» Смауга:
Создание Смауга со стороны выглядит комично, однако за ним стоит филигранная техника
Впрочем, нельзя сказать, что движения и мимика дракона создавались с нуля: в основе образа – кропотливая работа Бенедикта Камбербэтча в рамках технологии «захвата движения». Усыпанный всевозможными датчиками и индикаторами, актёр фактически сыграл Смауга. Узнать в хищных очертаниях чудовища конкретного человека едва ли возможно, но его повадки и манерная речь не оставляют сомнений: за этим стоит не одна компьютерная графика. Супервайзер проекта по спецэффектам Дэвид Клейтон объяснил, как Камбербэтча «превратили» в дракона:
Мини-ролик со съёмок фильма «Хоббит: Пустошь Смауга»
Впрочем, главный эффект от просмотра специальных материалов по второму «Хоббиту» - после уже не получится смотреть фильм как прежде. И не потому, что восприятие затуманивается, как раз наоборот. Разобрав «Пустошь Смауга», словно конструктор, удивительно видеть его в завершённом, совершенном виде. Ты уже не зритель, а практически соучастник.