КритикиЕсли посмотреть на список фильмов, планирующихся к выпуску в 2014 году, становится понятно, что действительно хороших картин будет немало. Наш прокат вообще устроен так, что в крупных городах почти всегда идут такие фильмы, на которые не жалко потратить время и деньги, и на каждый выходной можно спокойно выбрать себе некую эстетическую отдушину. Надо только прорваться сквозь шелуху рекламы и пиара, навязывающих исключительно блокбастеры, и окажется, что хорошего кино в мире куда больше, чем могло бы показаться. С чего начать Начинать год лучше всего с Мартином Скорсезе – что может быть лучше? Новогодние каникулы 2012 года мы провели в компании «Хранителя времени», теперь, хотя и чуть позже праздников, ближе к «Оскару», увидим «Волка с Уолл-стрит». В последние годы Скорсезе чаще снимает документальное кино, которое, кстати, интереснее его современных игровых картин, но его фильмы всё равно пропускать нельзя. Не только потому, что ДиКаприо, сыгравшему в фильме главную роль, опять прочат «Оскар». Просто статус Скорсезе настолько велик, что магнетически притягивает публику к каждой своей работе. А в сами новогодние праздники стоит посмотреть французский документальный блокбастер «Земля медведей» - видимо, ещё одну вариацию в популярном жанре, где жизнь животных представлена в антропоморфной интерпретации. Как и во всех подобных проектах, здесь участвует суперзвезда: за кадром можно будет услышать голос Марион Котийяр , а в дубляже - Владимира Познера. Кстати, в праздники же выходит в прокат игровой фильм известного документалиста Кевина Макдональда «Как я теперь живу» - футуристическая история любви на фоне Третьей мировой войны. Хорошо забытое новое Основные фестивальные хиты, как правило, выходят в России через полгода-год после международной премьеры. Попробуем посмотреть, какой урожай нам предстоит собрать в 2014 году. По-прежнему актуально наследие Каннского кинофестиваля. «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн и «Прошлое» Асгара Фархади – очень сильные работы, каждая из которых приоткрывает новые измерения в таланте известных авторов - и в таланте известных актёров тоже. Сюда же добавим экзистенциальную вампирскую музыкальную драму «Выживут только любовники» Джима Джармуша, выход которой уже отложен на апрель, и неизвестно, окончательная ли это дата релиза. Венецианские премьеры тоже постепенно придут к российскому зрителю. Среди них «Филомена» Стивена Фрирза – фаворит венецианской публики, обладатель приза за лучший сценарий, а также «Том на ферме» Ксавье Долана, более радикальный фильм, но тоже завоевавший любовь зрителей. Патрис Леконт представил в Венеции новый фильм «Обещание», и эту ретро-мелодраму можно посмотреть в 2014 году. Фанаты Хаяо Миядзаки ждут с нетерпением его фильма «Ветер крепчает», и прокатчик сильно рискует, так как до 20 февраля у фильма слишком сильный риск оказаться в интернете в высоком качестве и профессиональными субтитрами, как это уже не раз бывало с мультфильмами студии Ghibli в России. «Теорема Зеро» Терри Гиллиама находится в той же ситуации: почти год после премьеры, армия фанатов и риск оказаться в интернете раньше, чем попасть на киноэкраны. Среди хитов с других фестивалей – «Она» Спайка Джонза (не путать с одноимённым фильмом Ларисы Садиловой, тоже очень достойной работой), у которого в России тоже есть своя армия фанатов. Выйдет также российский фестивальный хит «Зимний путь» - скандально известная драма, в которой Евгений Ткачук сыграл свою лучшую роль. Имеет смысл дождаться игрового фильма «Аттила Марсель» - от создателя «Трио из Бельвилля» Сильвена Шомэ. Другой крупный французский режиссёр, Седрик Клапиш, выпустил в прошлом году фильм «Китайская головоломка с Одри Тоту. У нас фильм появится в марте 2014 года. Премьера фильма ещё одного классика, Жан-Пьера Жёне, «Невероятное путешествие мистера Спивета» состоялась в Сан-Себастьяне – и опять выход в России лишь через год. Закончим список фильмами «Под маской жиголо» Джона Туртурро, которого у нас тоже любят и тоже всегда ждут, и хитом фестиваля в Торонто «Далласский клуб покупателей». Предстоящие удивления Берлинский МКФ уже сейчас обещает среди приятных сюрпризов своей программы новые фильмы Алена Рене, Джорджа Клуни, Клаудии Льоса, Хуберта Саупера и Уэса Андерсона. Каждый из них автоматически может считаться хитом. За месяц до этого на «Сандэнсе» будут премьеры картин Алекса Гибни, Антона Корбайна, Уильяма Х. Мэйси, Майкла Уинтерботтома, Грегга Араки, но в российский прокат ни один из их фильмов не куплен. Возможно, всё изменится после фестиваля. Жан-Люк Годар обещает выпустить ещё один экспериментальный фильм, который будет называться «Слова, прощайте!». Алексей Учитель уже закончил свою «Восьмёрку» по Захару Прилепину, ждём окончания работы и выхода в прокат новых фильмов Алексея Германа-младшего, Юрия Быкова, Кирилла Серебренникова, Ивана Вырыпаева и других представителей поколения «новых тихих» (как их прозвали критики) режиссёров России. Осень принесёт новые работы американских классиков: «Парни из Джерси» Клинта Иствуда, «Исчезнувшая» Дэвида Финчера, «Без любви виноватый» Питера Богдановича, «Большие глаза» Тима Бёртона. В арьергарде этой вереницы – зимний релиз фильма Ридли Скотта «Исход», продолжающий начатую Дарреном Аронофски «ветхозаветную тему». А ведь будут ещё фестивали в Каннах, Венеции, Сан-Себастьяне, Риме, Роттердаме, Карловых Варах, и они тоже добавят свои фильмы в наш плейлист. Самые-самые Тут никаких разногласий быть не может. Самым долгожданным российским фильмом следующего года является «Трудно быть богом» Алексея Германа. Фильм стал культовым за много лет до своего завершения. Его считают завещанием, которое Герман оставил своей стране. Элита, которая уже посмотрела эту картину в Риме или в Москве, почти единогласно провозглашает её переворотом в кинематографе, новым словом в киноязыке, вызовом сознанию, интеллекту и совести зрителя. Ни одного проекта такого масштаба за последние годы в России не было и не предвидится. Этот фильм уже стал важной частью нашей культуры, поэтому остальные факторы (успешность проката, отдельные отзывы, восприятие аудиторией в целом и пр.) не имеют уже никакого значения. «Трудно быть богом» - это киноисполин, который уже возвысился над Россией и никуда не денется. Второй неоспоримый лидер по ожиданиям – «Нимфоманка» Ларса фон Триера. Как и в случае с Германом, некоторые зрители уже посмотрели эту картину, но это так же ничего не меняет. Фон Триер уже много лет обещал снять порно-фильм, и после ряда неудач, кажется, добился желаемого результата. Ни один другой фильм фон Триера не был сопровождаем таким изощрённым пиаром, ни у одного не было такого количества постеров и тизеров, ни один не обладал такой огромной продолжительностью. При этом так и не было премьеры в Каннах, обычной для фильмов фон Триера, и вообще: «Нимфоманка» как бы демонстративно «идёт» мимо фестивалей, прямиком к зрителю. Причём «приход» её состоится дважды: сначала в сокращённой версии, ещё и разбитой на две части, а потом в режиссёрской версии и полном хронометраже. Оба этих «прихода» будут сопровождаться естественными для фон Триера скандалами, и одни опять будут клеймить его авантюристом, а другие – провозглашать гением. Словом, суматоха будет страшная, а любители кино от этого только выиграют. | Бизнес-аналитики2014 год обещает стать одним из самых успешных в истории российского кинопроката. Он начинается с самой крупной и самой сложной новогодней битвы релизов за всю историю, однако это будет лишь начало. Расслабиться не удастся ни кинопрокатчикам, ни зрителям - впереди множество премьер, обещающих море зрелища и золотые горы кассовых сборов. Чтобы разобраться во всём этом великолепии, попробуем разделить самые перспективные релизы 2014 года на шесть категорий и раскидать по ним будущие хиты: 1. «Новогодние да ранние» Как уже было замечено, новогоднее меню" у зрителя в этом году действительно весьма разнообразное. Есть здесь и традиционное семейное кино, есть мультфильмы, есть приключения, есть комедии для взрослых, есть авторское кино - в общем, не найти в расписании кинотеатров что-то интересное на каникулах просто невозможно. Значительная часть зрителей, скорее всего, захочет посмотреть красивую и зрелищную восточную сказку "«47 ронинов» с Киану Ривзом. Это кино подходит для всей семьи и, похоже, может собрать в нашем прокате не меньше 500 млн. руб. Отдельной строкой стоит упомянуть российское кино, которое в этот Новый год представлено тремя комедиями. На самом деле, это больше, чем требуется рынку (кошельки у зрителей не резиновые). Потому, например, «Любовь в большом городе 3», и «Друзья друзей», рискуют собрать меньше денег, чем могли бы на других датах. Их потенциал с учётом конкурентного окружения сегодня составляет максимум 350-400 млн. Слабее прошлогоднего проекта рискует выступить и новый фильм от «Квартета И» - «Быстрее, чем кролики». Он может заработать 300 млн. Если, конечно, кинотеатры найдут для него место в своих расписаниях. Главной загадкой новогоднего меню является американский приключенческий фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти». История о маленьком человеке", в котором живёт большой герой, конечно, напрямую никак не связана с Новым годом. Это кино об общечеловеческих ценностях, и потому, несмотря на несколько непонятное название, чисто теоретически оно может повторить успех схожей по посылу ленты "«Жизнь Пи» в итоге 923 млн. руб.). Впрочем, скорее всего, из-за сильного конкурентного окружения «Уолтера Митти» ждут только 350 млн. руб. Тем более, что в Новогодние праздники особым спросом пользуется в основном анимация. Потому не стоит списывать со счетов немецкий мультфильм «Тарзан». Несмотря на жёсткую конкуренцию с российским «Иваном Царевичем и Серым волком 2» (его потенциал оценивается в 850-900 млн. руб.), проект компании «Парадиз» способен собрать около 200-250 млн. руб. 2. «Дорого-богато» Эта категория релизов 2014 года отличается особым шиком. В ней представлены потенциальные блокбастеры, которые могут претендовать на это звание благодаря большому бюджету и масштабам реализации. В их кассовом потенциале мало кто сомневается. И первыми претендентами на попадание в эту категорию являются голливудские фантастические ленты «Грань будущего» (потенциал - 450 млн. руб.) с Томом Крузом и «Интерстеллар» Кристофера Нолана (потенциал - 700 млн. руб.). Здесь же расположатся масштабные голливудские переосмысления библейских сюжетов - «Исход» Ридли Скотта (потенциал - 350 млн. руб.) и «Ной» Даррена Аронофски (500 млн. руб.). В эту тёплую компанию попали и многочисленные многобюджетные переделки" классики: будущий "«Дракула» студии Universal (потенциал в 350 млн. руб.), «Малефисента» от Disney (потенциал - 700 млн. руб.) и даже наш долгострой «Вий» (потенциал - минимум 500 млн руб.). Не будем забывать и о совершенно новом проекте Marvel «Стражи галактики» и переживающих перерождение «Черепашках-ниндзя» (пока кассовый потенциал каждого из релизов видится в районе 400 млн. руб.). Особняком в этой компании смотрится масштабный пеплум «Помпеи 3D» - единственный немэйджорский проект от независимых производственных компаний, выглядящий очень дорого и перспективно (его потенциал - 500 млн. руб.). 3. «Иногда они возвращаются...» В кассовом потенциале этой категории будущих хитов никто не сомневается, ведь речь идёт о фильма-продолжениях уже состоявшихся блокбастеров. Вторые, третьи, четвёртые, а у некоторых киносерий - даже седьмые - части приключений полюбившихся героев, а также перезагрузки" и "ремейки" почти стопроцентно гарантируют студиям и продюсерам большой успех. И в этом списке уже точно есть как минимум три фильма-миллиардера: это, прежде всего, "«Хоббит: Туда и обратно» (потенциал - 1,7 млрд. руб.), «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (1,2 млрд. руб.) и, конечно же, «Трансформеры: Эпоха истребления» (потенциал - 1,8 млрд. руб.). Скорее всего, к миллиарду приблизятся ещё проекты «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1» (потенциал - 900 млн.-1 млрд. руб.) и «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (850 млн. руб.). Мощно проявить себя должны также такие гиганты", как "«300 Спартанцев: Расцвет империи» (650-700 млн. руб.), «Годзилла» (700 млн. руб.), «Первый мститель: Другая война» (600 млн. руб.) и «Ночь в музее 3» (до 700 млн. руб.). Отметиться в списке самых-самых способны также новый «Робокоп» (потенциал до 450 млн. руб.) и летний «Планета обезьян: Революция» (450 млн. руб.). Значительно улучшить достижения первых частей способны сиквелы комедий «Мачо и ботан» (220 млн. руб.) и «Несносные боссы» (350 млн. руб.). 4. «Мы подошли из-за угла...» За этим шутливым подзаголовком скрываются фильмы, которые сегодня можно отнести к «спящим хитам» или так называемым «тёмным лошадкам». То, что может выстрелить", а может и провалиться. Причём не столько из-за своего кассового потенциала, сколько "благодаря" прокатчикам. Первым в списке подобных картин числится новый фэнтези-проект "Тимура Бекмамбетова «Дракон», сценарий к которому пишут фантасты Сергей и Марина Дяченко. На что будет похоже это кино, не знает пока никто. Но судя по задумке, должно выйти нечто грандиозное. Зато с картинами «Я, Франкештейн», «Восхождение Юпитер» и «Need for Speed: Жажда скорости» всё более или менее ясно. Первый так похож на «Другой мир», что способен собрать до 350 млн. руб. Второй, в зависимости от результата битвы за финальный монтаж, может доползти до 450-500 млн. Третий, в силу тематики, может рассчитывать на треть сборов «Форсажа», то есть примерно на 450 млн. руб. Шансы собрать очень много денег есть и у многочисленных звёздных" комедий: в частности, у хулиганской под названием "«Домашнее видео» (350 млн. руб.), в которой принимает участие Кэмерон Диаз. И кулинарно-романтической - «Повар на колёсах» с Робертом Дауни-мл. (до 200 млн. руб.). Преподнести сюрпризы способны также такие проекты, как «Превосходство» с Джонни Деппом (в зависимости от вложений дистрибьютора, фильм может собрать от 250 до 400 млн.) и «Нимфоманка» Ларса фон Триера (потенциал - 70-90 млн. руб.). 5. «Детям до 16...» Особым спросом у российской публики всегда пользовались мультфильмы. Среди подобной продукции всегда много кассовых хитов и рекордсменов. Не станет исключением и 2014 год. В нём не будет ни одного фильма от студии Pixar, зато будут хиты от DreamWorks Animation и студии Blue Sky. Не удивительно, что в этой категории намечается сразу три потенциальных миллиардера: «Как приручить дракона 2» и «Рио 2» могут собрать не меньше 1,2 млрд. руб. Преодолеть миллиардную отметку должен и очередной мультфильм отечественной богатырской" серии "«Три богатыря и Юлий Цезарь». Новый проект DreamWorks Animation «Приключения мистера Пибоди и Шермана» может заработать 650 млн. руб. Не должен остаться незамеченным анимационный продюсерский проект Гильермо дель Торо «Книга жизни» (потенциал - до 450 млн. руб.). 6. «Горько, братцы, горько!» Нельзя обойти вниманием и отечественное кино. В 2014 году не будет таких грандиозных проектов, как «Сталинград», зато в прокат выйдет много российских комедий. Самой успешной из них должен стать проект «Горько 2» может собрать как минимум 700 млн. руб. Большим кассовым потенциалом обладают новые комедии Enjoy Movies и, в частности, весенний проект «Корпоратив» (до 350 млн. руб.). За счёт участия Сергея Светлакова большую кассу может собрать и комедия «Скорый «Москва-Россия» (до 300 млн. руб.). Примерно столько же способны заработать многочисленные комедии - идейные продолжатели фильма «Горько!» - «Выпускной» и «День дурака» «Солнечный удар». Однако пока непонятно, сумеет ли мэтр в следующем году закончить работу над проектом. |