В этом году фильм Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь» представляет Россию в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля. Это история бизнесмена-горожанина, который неожиданно находит себя в сельском хозяйстве и встаёт на защиту «своей» земли, когда её пытаются отнять. В эксклюзивном интервью «Фильм Про» режиссёр рассказал о том, какая связь у фильма «Долгая счастливая жизнь» с классическим вестерном Гэри Купера, а также с творчеством Егора Летова и «Гражданской обороны».
Борис Хлебников: «В другую эпоху у нашего героя была бы долгая счастливая жизнь»
Сергей Сычёв
До недавнего времени было принято говорить, что у нас художник никому ничего не обязан. Но глядя на ваши последние фильмы, я понимаю, что вы, наверное, так не считаете. Вы – кому должны?
Борис Хлебников
Я никому ничего не должен и никому ничем не обязан. Думаю, что это единственно правильная в данном случае позиция.
Сергей Сычёв
То есть ,вы не считаете, что вы сейчас делаете социальное кино? И тот фильм, который вы сейчас сделали, социальный?
Борис Хлебников
Во-первых, я всегда делал социальное кино. Во-вторых, всегда в какой-то момент я сознательно останавливался и старался делать не плакат, не манифест, а попытаться остаться рассказчиком про конкретного человека и конкретную ситуацию. Есть какая-то огромная яма, в которую всегда можно грохнуться, если пытаешься сделать злободневное высказывание. Потому что это тащит тебя в публицистику, а это не киножанр.
Кадр из вестерна «Ровно в полдень» (1952), который вдохновил Хлебникова на создание «Долгой счастливой жизни». По сюжету, шерифу маленького городка приходится в одиночку сразиться с опасными бандитами, и ни один из жителей не приходит ему на помощь
Сергей Сычёв
Фильм «Ровно в полдень» принято считать манифестом против маккартизма в Америке. У него есть точная роль в общественной жизни США. А ваш фильм манифестом чего можно было бы назвать?
Борис Хлебников
Думаю, что это не ко мне вопрос, а к зрителям – по поводу моего фильма. В случае с «Ровно в полдень» Циннеман примерно то же самое делает. Он уходит от прямого высказывания и делает своё высказывание про маккартизм на фоне исторического вестерна. Но точно так же он не делает это впрямую. А по поводу своего фильма… Мне, правда, сложно судить.
Сергей Сычёв
Тот фильм длился полтора часа, и это были полтора часа в реальном времени из жизни отдельно взятого героя и маленького городка. Почему вы не сохранили это единство времени?
Борис Хлебников
«Ровно в полдень» был как бы изначальным толчком для того, чтобы начать писать сценарий. А потом, когда мы начали ездить по всяким фермерским хозяйствам, брать у них интервью, встречаться с чиновниками от сельского хозяйства, читать, снимать, – мы очень далеко ушли от первоисточника и занялись какими-то сугубо внутренними делами. У нас не было задачи повторять тот фильм. Просто надо было от чего-то оттолкнуться.
Ещё одним источником вдохновения для Бориса Хлебникова было творчество Егора Летова и группы «Гражданская оборона»
Сергей Сычёв
А есть документальная история, вроде той, что у вас в фильме, которая действительно случилась в России?
Борис Хлебников
Их огромное количество, и когда мы начали писать сценарий, то я даже слышал какое-то «эхо». Причем оно было не только сельскохозяйственное. Вот пенсионер, у которого отбирают квартиру. Вот предприниматель, у которого отнимают его маленький бизнес. И они, отчаявшись, начинают конфликтовать. Таких случаев было очень много. И ферма, на которой мы снимали, - там похожая история противостояния фермера с местной милицией и властями, которая тоже закончилась конфликтом. Там, слава Богу, никого не убили, но всё было жёстко. И ферма после этого перестала существовать.
Сергей Сычёв
Вы в своём фильме отказываетесь от дуэли с главным злодеем, характерной для такого жанра. Почему?
Борис Хлебников=Сергей Сычёв
Потому что на самом деле он не главный злодей. Он, скажем, одногодка героя. Он мог бы с ним учиться в одном классе. Наш герой в ситуации современного мира – двоечник. А этот – отличник. Он хорошо вписывается во время, которое ему предлагается внешними обстоятельствами. Наш герой – двоечник, который не может жить в этом времени. В каком-то другом времени он был бы «отличником» - полезным, замечательным человеком, у которого действительно была бы долгая счастливая жизнь. А здесь всё немного по-другому.
Сергей Сычёв
Кстати, по поводу названия. Этот фильм ни в какой степени не имеет отношения к фильму Шпаликова. Почему он тогда так же называется?
Борис Хлебников
До сих пор не могу разобраться, можно ли было называть ещё один фильм таким названием. Но когда название всё же появилось, то оно было данью не Шпаликову, а группе «Гражданская оборона», которую я для себя открыл три года назад. Она на меня произвела огромное впечатление, и во многом благодаря Егору Летову в фильме есть именно такой способ изложения, способ съёмок, способ рассказа. Я даже хотел поставить на титрах фильма эту песню, но потом понял, что она настолько мощная, что разламывает любое произведение, с которым стыкуется, она просто потопила бы фильм.
Александр Яценко в фильме «Долгая счастливая жизнь»
Сергей Сычёв
Александр Яценко по типажу менее всего похож на русского фермера, даже неудачливого. Почему вы выбрали именно его на эту роль?
Борис Хлебников
Нам нужен был человек не из деревни, горожанин, чужой, который приехал и пытается наладить свою жизнь. Он и не должен был быть похожим на деревенского жителя.
Сергей Сычёв
Довольно сложная роль. Как Яценко отреагировал на это предложение?
Борис Хлебников
Довольно интересная ситуация. До этого почти все режиссёры, включая меня, предлагали Саше роли людей младше его, почти подростков. А здесь ему нужно было сыграть человека старше себя. Он уже актёр опытный, с большим набором каких-то профессиональных наработок. Пришлось всё это отменить и выстраивать совершенно другую актёрскую пластику. Мы сначала долго бились над этим. Было тяжело, а потом начало получаться. Интересно было потому, что для меня это совершенно новая работа – и для него тоже.
Сергей Сычёв
Можно было позвать к нему в партнёры деревенских жителей, непрофессиональных актёров, а мы видим узнаваемые лица, в том числе, из ваших предыдущих фильмов. Почему вы не позвали непрофессионалов?
Борис Хлебников
Для меня это очень сомнительная вещь. Ещё Алексей Юрьевич Герман сказал, что можно снимать с непрофессионалами, а можно – с профессионалами. Но самое сложное – снимать, когда и те, и другие в кадре, потому что у них разный способ существования. Это просто тяжело сочетаемые вещи. Здесь, действительно, актёры профессиональные, почти все они – из кемеровского театра «Ложа». Единственный непрофессиональный актёр – местный житель, который у нас играет главного чиновника. Он местный предприниматель. Я с ним познакомился, предложил сыграть, и он всё здорово сделал.
Фильм снимался в деревне Умба Мурманской области
Сергей Сычёв
Как вы выбирали местность для съёмок?
Борис Хлебников
Мне хотелось, чтобы природа была красивая, мощная. Чтобы она была такая… отстранённая. Будто ей наплевать, что происходит вокруг. Эти люди умрут, и будет ещё что-то, а река будет течь и сосны будут стоять. Природа должна была быть мощнее, чем вся жизнь вокруг. Поэтому Средняя полоса не подходила. Она бы была слишком депрессивно мрачной.
Сергей Сычёв
В титрах фильма много благодарностей чиновникам, которые помогли при съёмках. Наверняка они знали, о чём фильм, что он не хвалебный. Как вам удалось уговорить их сотрудничать?
Борис Хлебников
Мы никого не обманывали. Давали читать сценарий всем. Вопрос в том, читали ли они его до конца и читали ли вообще. Но никто не отказался почему-то.
Фрагмент из фильма «Долгая счастливая жизнь»