Ульрих Зайдль на премьере фильма «Рай: Надежда» в Берлине
Немного о том, как важны условия просмотра. Мы смотрели фильм не на пресс-показе, а на повторном, коммерческом сеансе. Представьте себе такую картину. Огромный кинотеатр с полуторатысячным залом. Длинная очередь перед входом. Над кассовым окошком написано от руки, что билеты на «Надежду» давно распроданы. Мы уже, было, отчаялись, но вдруг прямо перед нашим носом табличку сняли и объяснили нам, что «неожиданно нашли ещё пару свободных кресел». И продали билет.
В переполненном зале сидят люди, заплатившие за билет в районе 10 евро. Идёт фильм два часа. За это время из зала не вышел ни один человек. Более того, они смеялись над каждой шуткой в фильме, и было очевидно, что пришли те, кто смотрел две предыдущие части трилогии. В начале картины девочку приводит в лагерь для похудения её тётя, героиня «Веры», а потом девочка звонит своей маме, отдыхающей в Африке. Словом, трилогия «Рай» - дело семейное. Так же тепло и по-семейному встречали этот фильма Зайдля.
Вопрос: «А что такого?» может возникнуть только у того, кто никогда не смотрел ни одного фильма Зайдля. Бывший документалист Зайдль сегодня считается одним из самых жёстких, саркастичных и последовательных режиссёров мира. В его фильмах постоянно происходят дикие оргии - мрачные извращения усталых супружеских пар сменяются жалкими людишками, подвергающимися побоям. Толстые, чтобы не сказать «жирные», не слишком симпатичные люди существуют в условиях «собачьей жары» (так называется один из фильмов Зайдля), и даже любовь у них - «животная». В России фильмы Зайдля идут при пустых залах, которые не сильно заполняются даже на фестивалях. Тем удивительнее чувство вкуса берлинской публики, способной оценить талант, уникальность, чувство юмора и философский пафос Зайдля. Такого зрителя в России не будет ещё долго.
Между тем, сам фильм «Надежда» оказался наименее радикальным и самым зрительским во всей трилогии. Здесь не будет порно-сцен и побоев. Возможно, сам материал продиктовал Зайдлю такой выход, потому что фильм - о подростках в лагере, где воспитатели и тренеры пытаются помочь им похудеть. А сам фильм - трогательная история первой любви девочки к доктору из этого лагеря. С другой стороны, и это более вероятно, Зайдль не зря пустил фильм «Надежда» последним в трилогии. От тотального пессимизма он перешёл к другому ощущению, хотя взяться ему особенно неоткуда. Надежда - это настроение фильма, возникающее само по себе. Потому что в фильме и так слишком много грязи. Грязные ночные клубы, где юноши спаивают девочек, чтобы переспать с ними. Грязны толстые подростки, которые не перестают жевать жвачку, постоянно пьют пиво, играют в бутылочку и хвастаются первыми сексуальными опытами в свои 12 лет. Грязны воспитатели, которые относятся к детям равнодушно, как к солдатам в казарме. Грязен бэкграунд, который мы знаем из предыдущих частей фильма: мать девочки предаётся утехам с проституирующими неграми, а тётя занимается онанизмом, используя для этого распятие.
28 марта в России выпустят вторую часть трилогии «Рай» - «Вера». Дата выхода «Надежды» пока не определена.
Трейлер фильма «Рай: Любовь», который в прошлом году вышел в российский прокат
Но куда-то в глубину кадра Зайдль всё равно прячет надежду на то, что всё ещё не так потеряно, как это может показаться. Надежда в том, что взрослый мужчина не поддаётся соблазняющей его девочке. Что владелец клуба выгоняет юнцов с их выпивкой. Надежда, в конце концов, кроется где-то на краю беззащитной, пока ещё весьма наивной улыбки маленькой девочки, которой предстоит выживать в отвратительном мире, где животные, по Зайдлю, куда симпатичнее людей. Зайдль завершил свою трилогию «Рай» - фильм о том, как мы живём большую часть отпущенного нам времени.