Вчера в рамках конкурсной программы Берлинского кинофестиваля состоялась премьера социальной драмы Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь». В эксклюзивном интервью «Фильм Про» сценарист проекта Александр Родионов («Все умрут, а я останусь», «Пока ночь не разлучит») рассказал о нитях, связывающих «Долгую счастливую жизнь» с классическим вестерном «Ровно в полдень», и о том, был ли сценарий основан на реальных событиях.
Сценарист фильма «Долгая счастливая жизнь»: «Главный герой увяз в земле»
Сергей Сычёв
Поскольку речь идёт об адаптации, расскажите, пожалуйста, в чём была её суть и как адаптация шла.
Александр Родионов
Шестьдесят лет прошло с того момента, когда была написана история Фреда Циннемана. Драмы, как мы обнаружили, не изменились, остались теми же. Мир настолько же другой по обстоятельствам, насколько Америка шестидесятилетней давности отличается от сегодняшней России. Поэтому воплощение сторон и сил изменилось часто до противоположного.
Сергей Сычёв
Расскажите, в таком случае, про образ главного героя.
Александр Родионов
Главный герой – молодой фермер. Человек, который пришёл в фермерство из городского малого бизнеса, думая, что это ещё один вид бизнеса. Ещё одна форма самореализации. И когда он, по сложившимся объективным обстоятельствам, решил уйти от ещё одной страницы, не удавшейся ему, то оказалось, что он так увяз в земле, что уйти ему ужасно трудно.
Сергей Сычёв
Главный герой в оригинале по умолчанию прав, главный герой здесь – неправ. Перед людьми, перед законом, перед многими зрителями. Не могли бы вы рассказать о его трансформации?
Александр Родионов
Я хотел бы возразить. Важная, очень важная сторона американского прообраза в том, что мы чем дальше, тем больше видим, как неправ главный герой с точки зрения субъективной (его сограждан, друзей, жителей маленького городка, где он живёт). Мы начинаем понимать, что, действительно, мир без этого шерифа будет хорошим, гармоничным, какой является нам наша повседневная жизнь. Поэтому я не стану даже спорить с вами, кто прав и кто не прав в нашем варианте, потому что я, как человек изнутри, не могу об этом судить. Но я решительно с вами не согласен в том, кто прав и кто не прав в американском прообразе истории.
Сергей Сычёв
Была ли документальная основа у истории, которую вы рассказали в этом фильме?
Александр Родионов
Были прототипы характеров, обстоятельств. Очень для нас важно было экологическое обоснование того хозяйства, которые мы старались показать. И были на обочине нашей истории трагические конфликты, о которых мы узнавали уже во время работы над сценарием. Мы не пробовали их отражать в нашей истории. Но мы понимали, что, наверное, мы пробуем сказать о том, что является не вымыслом, а частью жизни. Это возможная ситуация, и она возможна не только в вымышленных местах, но и в нашей действительности.
Фрагмент из фильма «Долгая счастливая жизнь»