Джоан Роулинг не прогадала, отдав права на экранизацию студии Warner
Голливудские киногиганты с осторожностью присматривались к Поттеру, но делать Роулинг заманчивое деловое предложение не решались. В конце-концов самая амбициозная из всех - студия Warner Bros, пожинающая в то время дивиденды от выпуска "Матрицы", объявила о завершении переговоров с издательством, выпускающем книги, и лично с Джоан Роулинг.
Как многим потом покажется, писательница продешевила, согласившись продать права на первые четыре книги за смешную сумму в $1,5 млн. При этом Роулинг оставила за собой право участвовать в производстве будущих фильмов и ставить условия. Потому непременным "правилом" экранизаций стало участие только английских актеров, запрет на съемки в других странах и невозможность кардинальной смены оригинального текста.
Договорившись с автором, Warner поспешили приступить к поиску постановщика. Сесть в режиссерское кресло предлагали самому Стивену Спилбергу, однако тот видел эту экранизацию лишь в качестве анимационного фильма, а потому его кандидатура быстро отпала. Длинный список претендентов, включавший такие имена как Терри Гиллиам, Джонатан Демме, Майк Ньюэлл, Алан Паркер, Вольфганг Петерсен, Роб Райнер и Тим Роббинс, в конце-концов возглавил Крис Коламбус. Несмотря на то, что он выдвинул студии весьма радикальные финансовые условия, Warner утвердили именно эту кандидатуру.
За съемку первых двух фильмов серии Крис Коламбус получил гонорар в $10 млн., место продюсера, а также право получать немалый процент от кассовых сборов.
Всеанглийский кастинг детей для исполнения главных ролей определил трех победетилей: 11-летних Дэниэла Рэдклиффа и Эмму Уотсон, а также 12-летнего Руперта Гринта.
Съемки второй картины "Гарри Поттер и тайная комната" начались на следующий день после премьеры первой части - 19 ноября 2001 года. Студия сохранила почти всю команду первого фильма, что позволило значительно сократить производственный бюджет. При этом, именно на съемках "Тайной комнаты" случился один из первых в эпопее финансовых скандалов. Исполнителю главной роли Дэниэлу Рэдклиффу в качестве гонорара была предложена слишком скромная сумма в 125 тыс. фунтов стерлингов. В дело вмешался британский профсоюз актёров, и после переговоров с его участием зарплата актёра была поднята до 2 миллионов фунтов (приблизительно $3 млн.).
Warner могла себе позволить идти на финансовые уступки звездам. Фильм, стоивший около $100 млн., вышел ровно через год после премьеры первой части и заработал в мировом прокате более $878,5 млн. Российский вклад в эту сумасшедшую сумму весьма велик: в 2002 году всего в 171 кинотеатре за три недели картина заработала у нас более $7,7 млн.
"Гарри Поттер и тайная комната" - первый фильм в серии, не номинировавшийся на премию Оскар. Вторым исключением стал "Гарри Поттер и Орден Феникса".
Альфонсо Куарон избавился от приторно-сказочного стиля Коламбуса. Для начала он снял с героев мантии и нарядил их в повседневную одежду
Фанаты чутко следили за новостями о кандидатурах, а бухгалтеры голливудского киногиганта с ужасом наблюдали как из-за вынужденного простоя растет смета. Кандидат на режиссерский пост нашелся быстро - неожиданно для всех им стал Альфонсо Куарон, мексиканский режиссер, чье имя в то время гремело в связи со скандальным эротическим фильмом "И твою маму тоже!". Впрочем, Куарон приглянулся продюсерам "Поттера" совсем по другой причине - это трогательная сказка "Маленькая принцесса", которую режиссер снял в далеком 1995 году.
Радикальная смена настроения фильма и увеличившийся до $130 млн. бюджет не смогли не сказаться на окупаемости проекта. Warner, конечно же, не осталась в минусе, но прежних доходов не получила. "Узник Азкабана" заработал более $795,6 млн., и это самое малое кассовое достижение фильмов франшизы за всю ее историю. Россия подарила "Узнику" около $7 млн.
На работу над одними только образами чудовищ-дементоров в "Узнике Азкабана" мастера спецэффектов потратили более 6 месяцев.
Роль Седрика Диггори в четвертом фильме сыграла будущая звезда "Сумерек" Роберт Паттинсон
Опасения оказались напрасными - по результатам проката "Кубок огня" зарабатывает на 100 млн. больше предыдущей части. Из этих $895,9 млн. Россия обеспечивает фильму $7,8 млн. Многие эксперты уверены, что кассовый потенциал фильма в нашей стране был намного больше, однако свою роль сыграла не слишком удачная дата старта и жесточайшая конкуренция в лице другого семейного фильма - "Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф".
"Кубок огня" стал первым фильмом серии, который получил жесткое возрастное ограничение для зрителей: просмотр не рекомендован детям до 13 лет из-за сцен жестокости и пугающих образов.
Супруга Тима Бёртона Хелена Бонэм Картер в роли злодейки Беллатрисы Лестрейндж - одно из самых ярких приобретений франшизы
Три последних книги о приключениях самого знаменитого волшебника английской литературы экранизировал один режиссер. Для фанатов Дэвид Йэтс был фигурой весьма спорной, но для Warner Bros этот человек превратился в настоящий талисман. Для пятого фильма "Гарри Поттер и Орден Феникса" Йэтс сумел сделать невозможное - удержать экранизацию самой толстой книги серии в рамках $150 млн. бюджета.
Правда, сразу после премьеры фильма боссы Warner Bros едва не схватились за сердце - лента стартовала с самыми низкими показателями среди всех фильмов "поттерианы". Но в конце-концов "Орден Феникса" сумел выступить достойно. В России, к примеру, фильм смог достичь отметки в $16,3 млн. В конце-концов общемировые сборы ленты поднялись до $938 млн. Картина заняла почетное второе место среди самых кассовых фильмов о Гарри Поттере.
"Орден Феникса" - первый фильм "поттерианы", выключающий в себя сцены, снятые для демонстрации в формате IMAX.
Режиссерский стиль Дэвида Йэтса был высоко оценен критиками, но далеко не все фанаты "Гарри Поттера" оказались довольны новым постановщиком
Сколько потратили на экранизацию финальной книги "Гарри Поттер и Дары Смерти" - пока не разглашается. Однако, просочившаяся в прессу информация намекает на затраты, никак не меньшие, чем раньше. При этом доподлинно известно, что на конвертацию картины в формат 3D студия потратила около $15 млн.
Ни один из фильмов "поттерианы" до этого момента так и не сумел добраться до заветной кассы в $1 млрд.
Как бы то ни было, любые затраты на Гарри Поттера всегда окупаются. Сколько бы ни стоили спецэффекты, сколько бы ни теряла студия на простоях, какую бы сумму ни просили в качестве гонорара режиссер и актеры - благодарные зрители-фанаты готовы все компенсировать с лихвой. Потому первый фильм "Гарри Поттер и Дары смерти" едва ни стал самым кассовым фильмом "поттерианы" в мире ($954,5 млн.), но достиг рекордной отметки в России (почти $25,5 млн.) Вторая часть "Даров смерти" станет финальным аккордом в долгой киношной жизни маленького волшебника. Продюсеры мечтают, чтобы фильм сумел покорить отметку в $1 млрд., и похоже, что благодаря 3D, эта цель все-таки будет достигнута.