Художник-постановщик Стюарт Крэйг, обладатель премий «Оскар» за декорации к фильмам «Английский пациент», «Опасные связи» и «Ганди», давно уже сам стал жителем сказки, придуманной Джоан Роулинг – вместе с командой киносерии о Гарри Поттере он с первого фильма. Ивану Кудрявцеву, ведущему программы «Индустрия кино», удалось пообщаться с Крэйгом во время съёмочного процесса: художник-постановщик рассказал о кропотливой работе над волшебным миром и поделился несколькими секретами.
Художник-постановщик Стюарт Крэйг: «Возможность менять пробуждает невероятный азарт – это и делает наш мир живым»
Иван Кудрявцев
Вас — как художника и создателя этой вселенной вещей — чем вас вдохновляет Париж? Что делает его волшебным?
Стюарт Крэйг
Я думаю, все согласны, что Париж — центр искусства и архитектуры. И так было веками. Это очень убедительный город, и фильм подарил нам счастье очень детального исследования его глубин. Наш сюжет — это 1927-й год. Век джаза. Воображение Джоан Роулинг возводит здание Министерства магии в стиле арт-нуво. Для художника тут раздолье. Это просто пир. Задача будоражащей сложности.
Трейлер фильма «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»
Иван Кудрявцев
Необходимость собирать по всему миру столько подлинных мелочей, чтобы сделать этот материальный мир подобающе достоверным, — не это ли делает проекты вроде «Тварей» баснословно дорогими в производстве?
Стюарт Крэйг
Даже не это, а количество съёмочных дней.
Иван Кудрявцев
Но как вы это всё собираете?
Стюарт Крэйг
Мы едем в Париж, лазаем по блошиным рынкам, ходим по аукционам, торгуемся, скупаем вещи, но они и по эту сторону канала есть, и не сильно дороже. Вообще в сравнении с самим фильмом весь этот антиквариат не так уж дорог. На менее амбициозных проектах его и вовсе арендуют у специальных компаний. Но на таких фильмах, как наш, выгоднее идти напрямую в салоны, к владельцам, к арт-дилерам.
Якоб Ковальски и Ньют Саламандер на улицах Парижа в фильме «Фантастические Твари: Преступления Грин-де-Вальда» (2018 WARNER BROS. ENTERTAINMENT INC.)
Иван Кудрявцев
Давайте-ка сравним вашу площадку на первых и на вторых «Тварях». Первые были очень успешны, и вера продюсеров в проект, надо думать, окрепла. Вы чувствуете, что у вас больше свободы на этих съёмках, дают пошире размахнуться?
Стюарт Крэйг
Да, но этим, скорее, мы обязаны той работе, что предшествовала «Фантастическим тварям». Восьми фильмам про Гарри Поттера. Доверию, завоёванному Дэвидом Йэтсом, который снял четыре из них. Так что руки нам развязали не последние «Твари», а 17 лет труда, вложенного в этот мир. Поэтому режиссёру Йэтсу и продюсеру Хэйману дозволено тратить кредит этот огромный доверия студии так, как им вздумается. Их страсть, их видение для студии — бесценны.
Стюарт Крэйг: «Руки нам развязали не последние «Твари», а 17 лет труда, вложенного в этот мир».
Иван Кудрявцев
Что вас вдохновляет во всей этой истории с возвращением в киновселенную Гарри Поттера. Вроде и книг уже нет,
Роулинг прямо пишет сценарии, но не возможность ли путешествовать по волшебному миру, так будоражит наше воображение? Ведь оказывается, что целый мир существует по тем законам физики и магии, что мы открыли в «Поттере»?
Стюарт Крэйг
Да, именно. Мы можем, и мы летаем по этому миру. Сняли два фильма, впереди ещё три, и Бог знает, куда они нас унесут. Возможность менять вот так страны: Нью-Йорк на Париж и дальше — пробуждает невероятный азарт. Это и делает наш мир таким живым.
Декорации Парижа 1927 года фильма «Фантастические Твари: Преступления Грин-де-Вальда», доработанные специалистами по визуальным эффектам (2018 WARNER BROS. ENTERTAINMENT INC.)
Иван Кудрявцев
Я больше чем уверен, что вам, как выдающемуся художнику-постановщику, важно совершенствоваться от проекта к проекту. В чём вы и команда стараетесь превзойти себя?
Стюарт Крэйг
Главные вызовы бросают тебе новые задачи, а не ты сам. Они побуждают искать новые подходы, оставляя неизменным качество работы. Достаточно сделать, что-то новое так же хорошо, как старое. Так ты и обнаруживаешь вдруг, что забрался выше.