Почему «Собиратель душ» звучит так пугающе: биение сердца, рок-н-ролл и молитвы
А ещё бэкмаскинг — объясняем в материале, что это такое
Хитовый ужастик Оза Перкинса «Собиратель душ» запомнился зрителям не только фееричным перфомансом Николаса Кейджа, но и жутким и гипнотическим саундтреком. Ответственен за звуковую психоатаку на зрителей звукорежиссёр Эудженио Бэттеглия. Как он создавал рок’н-ролльную атмосферу, вдохновляясь британкой рок-группой T. Rex, и что на самом деле зашифровано в шёпоте маньяка — в нашей статье.
Почему «Собиратель душ» звучит так пугающе: биение сердца, рок-н-ролл и молитвы
«Собиратель душ» стал прорывной работой для Перкинса. Он написал сценарий и срежиссировал фильм. Профинансировал проект Николас Кейдж, воплотивший на экране маньяка-психопата.
Трейлер фильма «Собиратель душ»
Your browser doesnt support HTML5 video.
Ни песня, ни её слова не играют решающей роли для понимания сюжета, в котором агент ФБР Ли Харкер (Майка Монро) охотится за неуловимым серийным убийцей по прозвищу Собиратель душ (Николас Кейдж). Однако внешность маньяка создана с учётом его биографии — он бывший глэм-рокер, а его белый грим вдохновлён внешним видом Боба Дилана во время тура «Rolling Thunder Revue». Но самая большая параллель с классическим роком 70-х — в звуковом оформлении.
Когда Эудженио Бэттеглия беседовал с режиссёром, тот ему сказал: «Это хоррор, но в большей степени это фильм о рок-н-ролле». Перкинс попросил звукорежиссёра создать ощущение, будто что-то «проецируется в сознание» Харкер, когда она выслеживает маньяка. Бэттеглия понял, что в звуковом мире главной героини должно быть что-то гипнотическое или похожее на транс.
Бэттеглия взял бинауральный микрофон 360 ambisonic, обычно используемый в ASMR-аудио и видео, и начал тереть полотенце и шептать всякую всячину, чтобы создать странное сочетание гипнотического и ужасающего. Этот потрёскивающий звук можно услышать на протяжении всего фильма.
Такая звуковая техника в сочетании с широкоэкранным изображением, намеренно заполненным пустым пространством вокруг Харкера, создаёт ощущение присутствия чего-то за кадром. Это нечто невидимое погружает детектива и зрителей в транс.
Ещё одним эффектом стало «Адское сердцебиение». Так прозвал его сам Бэттеглия. Оно пульсирует на протяжении всего фильма. На самом деле это просто запись хождения звукорежиссёра по лестнице у себя дома с добавлением шумов.
Идея рок-н-ролла также повлияла на то, как звукорежиссёр подошёл к созданию самого Собирателя душ. Когда Кейдж сходит с ума и поёт, режиссёр хотел, чтобы он звучал «гламурно», а не демонически. Это была одна из самых сложных задач, потому что Бэттеглия не понимал, что это значит, — добавить реверберацию, задержку или что-то ещё.
В итоге Бэттеглия нашёл классную электрогитару и подстроил её под голос Кейджа, когда он переходит на высокий регистр. Это заставляет его звучать так, будто он погружается в какие-то безумные сатанинские вибрации.