Андрей Золотарёв:
— Не бегите за чужим успехом. Успешный проект порождает десятки более слабых клонов, которые создаются слабыми продюсерами. Когда сценарист пытается повторить чужой успех, он автоматически становится продюсером и маркетологом, что в корне неправильно.
— Не каждую книгу можно облачить в киносценарий. Любая успешная книга — минимальная драматургическая гарантия. Адаптация предполагает абстрагирование. Следовать букве книги, значит обеднять её. У сценариста другой инструментарий. Писатель не должен обижаться, если что-то было изменено. Думайте о книге, а не об авторе книги.
— ИИ сегодня хорош для ресёрча, но заменит сценаристов он нескоро. Пока нейросети занимаются компиляцией. Человек смотрит кино, чтобы получить человеческий опыт. ИИ сможет его давать только, когда у него появится контекстуальность.
— Не бойтесь писать. Это боязнь быть непонятым, что вам скажут что-то скорректировать. Страх не должен мешать. Нельзя учиться и не писать, в теорию и написание надо идти одновременно.
— Очень бойтесь писать. Вам должно быть страшно. Бесстрашный подход ведёт к графомании.
— Напишите первый драфт на двойку. Договоритесь с собой о безответственности — безответственно напишите первый драфт, а потом перепишите его на пятёрку. Так вы решите проблему чистого листа — не будете бояться показаться себе неубедительным.
— Два лучших жанра для экспорта — эротика и хоррор. Они более универсальны, потому что затрагивают две фундаментальные для человека эмоции — страх и вожделение. С другой стороны, комедия — самый сложный жанр, смеются все по-разному и над разным. Россию и Турцию связывают глубокие мелодраматические корни, исторически эти народы тяготеют к любовным сюжетам.
Айше Кутлу:
— Переписывайте и ещё раз переписывайте. В Турции многие сценаристы пишут по 100 страниц в неделю, но далеко все они идут в работу. Это норма. Над самыми громкими проектами обычно работают авторские комнаты.
— Самый крутой движок — мечта, что ты найдешь близкое сердце. На нём построены большинство турецких сериалов.
— Проблема сегодняшнего дня, что люди чувствуют себя одинокими. Турецкие сериалы дают ощутить общность и всегда напоминают, что человек живёт в сообществе, что у него есть семья и друзья — те самые ценности, к которым он внутренне стремится.
— Библия персонажей — убийца творчества. Невозможно в самом начале точно расписать, кто есть твой герой и к чему он придёт в конце. Это рождается в процессе, когда ты задаёшь себе вопрос: а что, если?
— ИИ — большая возможность и большая опасность. В Турции авторы активно его используют, когда разрабатывают длинные сюжетные линии, намечают общие арки персонажей. Нейросети помогают устроить мозговой штурм с самим собой. Но если мы дадим ИИ делать всё за нас, то человек станет «бессловным».